uzluga.ru
добавить свой файл
1
Занятие по курсу истории искусств в старшей возрастной категории студии «Мозаика» по теме: «Жанр натюрморта в технике монотипия»

Педагог дополнительного образования

Атрошенко Марианна Валерьевна

Центр творческого развития и гуманитарного образования

«На Васильевском»


Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься. 

Паскаль.

Тип занятия: комбинированный – открытие новых аспектов в восприятии жанра натюрморта и систематизация знаний обучающихся.


Вид занятия: беседа – лекция


Цель занятия: интеллектуальная и эмоциональная подготовка детей к выполнению самостоятельного творческого задания в технике монотипия в жанре натюрморта.


Задачи занятия:

Обучающие

  • обобщить знания по теме «Натюрморт»

  • проанализировать композиционные художественные приемы

  • познакомить с выразительными особенностями техники монотипия

Развивающие

  • обогатить представления о жанровых особенностях натюрморта

  • привлечь внимание к разнице смыслового содержания в работах художников разных эпох и культурных традиций

  • развить мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение

  • создать условия для самостоятельного творческого самовыражения

Воспитательные

  • стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность



Особенности организации занятия: занятие является предваряющим для творческой работы над монотипией и проводится в той же аудитории, где будет проходить практическая часть занятия


Техническое оснащение: ноутбук, плазменная панель, доска для демонстрации творческих работ


Основные этапы занятия:

1. история термина «натюрморт» в разных странах и связанные с этим особенности

2. сравнительный анализ композиционных приемов разных авторов

3. понятие монотипии и ее выразительные особенности

4. подведение итогов


План занятия:

  • приветствие, определение темы и цели занятия (1 мин.),

  • введение в тему (5 мин.),

  • основная часть рассматриваемого материала:

    • анализ художественных произведений (15 мин.),

    • выразительные особенности техники монотипия (7 мин.),

  • заключение (2 мин.).



Ход занятия


  1. Цель занятия



Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые гости. Тема нашего занятия: «Натюрморт как жанр. Техника монотипия». Наша сегодняшняя цель – суммировать знания по жанру натюрморта, проанализировав отношение к предмету в разные художественные эпохи. Заострить внимание на композиционных приемах художников и сравнить творческие методы в технике монотипия.



  1. Постановка проблемы



Вы уже не первый год занимаетесь художественным творчеством, и определение жанра натюрморта хорошо знаете.

Вопросы к аудитории:

- Прошу вас скажите, что такое натюрморт. (Ответы ребят).

- В чем состоит главная идея в изображении предметов под названием «натюрморт» (Ответы ребят)?

- А кто знает, какие варианты слова для обозначения этого жанра существуют в других языках? (Ответы ребят).

Попробуем на примерах художественного изобразительного творчества разобраться, что стоит за названиями nature morte, т.е. «мертвая природа» и still life – «тихая жизнь». Поскольку ваше занятие содержит самостоятельную творческую часть с использованием техники монотипия, то мы затронем и проблемы выразительности этого раздела графического искусства.


1.Основная часть рассматриваемого материала

  • Анализ художественных произведений

Я предлагаю вам заглянуть немного в историю и начать отсчет изображения предметов со времен египетских фараонов с целью определить, каждое ли изображение предметов будет нести в себе идею натюрморта.


Слайд№1

Перед вами изображение жертвенного стола со стелы жрицы Зед-амон-эфон. Внимательно рассматривая изображение нетрудно заметить, что предметы не имеют между собой никакой пространственной связи, каждый из них существует сам по себе: цель художника с максимальной точностью передать дары, чтобы обеспечить сытое загробное существование. Отсюда и своеобразные композиционные приемы.

Вопросы к аудитории: Какие особенности в расположении предметов вы замечаете?

Верно, вид сверху и сбоку одновременно, фронтальными рядами, не загораживая друг друга.


Слайд№2

На следующем изображении из гробницы Меннуи художник стремится быть еще более убедительным и у битой птицы расправляет крылья, словно она пытается улететь с жертвенного стола, пересчитывает зернинки в горшках и чешуйки на рыбах – важно, чтобы в загробном мире никто не усомнился в правдоподобности подношений. Предметы не связаны между собой, но каждому присуща своя собственная динамика. Именно отсутствие внутренней связи внутри композиции и не позволяет выделять изображения предметов в египетском искусстве в обособленный жанр.


Слайд№3

Как вы хорошо знаете из истории искусства и на примере богатой коллекции Эрмитажа, расцветом натюрмортного жанра принято считать 17 век. И наибольшая лепта была внесена голландскими мастерами. Вот, Виллем Класс Хеда с одним из своих многочисленных завтраков, не устававший передавать «тихую жизнь» вещей, т.к. именно так “stilleven” звучит на голландском термин, обозначающий жанр натюрморта. Действительно: скомканная салфетка, и балансирующая тарелка с ножом в придачу, и недопитая вода в бокале, и не закрытая крышка кувшина – все говорит о недавней оставленности этого места человеком, которая становится той недостающей в египетском искусстве связью между вещами. Зритель превращается в будто бы случайного наблюдателя случайной сцены. И только наш взыскующий взгляд сообщает нам, что предметы расставлены с учетом ритмической выразительности, что материальные фактуры подобраны тщательно и со вкусом: плотность благородного металла контрастирует с прозрачностью стекла, подчеркивая его хрупкость, атласный отлив салфеток соперничает с благородством перламутровых раковин устриц и кубка, тональная теплота лимона, хлеба и окорока удерживает гармонию цветовых сочетаний, сохраняя баланс теплохолодности.


Слайд№4

А вот вам другой голландский художник Абрахам ван Бейерен – восторженный почитатель вещи, испытывающий всеобъемлющее чувство предмета, какой-то особый восторг перед ней.

Вопрос к аудитории: Посмотрите внимательно, какие два разных предметных типа составляют эту композицию? (То, что относится к еде и то, что является вещью)

Действительно, фрукты, морские деликатесы и даже маленькие животные в виде мышки, с одной стороны, и кубки, блюда, ковры и салфетки, с другой. И все вместе они соединены ради красоты и богатства материи: сочащиеся влагой мякоть дыни и моллюсков, полнотелость ягод винограда и персиков, блеск панциря омара и прозрачность вина, теплота ковровой скатерти и прохлада атласной салфетки. За всем этим ошеломляющим изобилием, невероятным богатством, пышностью и блеском стоит строгая продуманность и композиционность. У натюрморта есть традиционные три плана.

Вопрос к аудитории: Пожалуйста, скажите, какие предметы составляют каждый их планов?

Верно, а еще есть фронтальная ось, «удерживающая» предметы от «падения» на зрителя, есть композиционный центр почти на самом пересечении диагоналей, но именно почти. Т.к. окажись он в точке пересечения, и композиция потеряла бы внутренний динамизм.


Слайд№5

Совсем другое восприятие натюрморта слышится в слове “bodegon”, по-испански обозначающий таверну, харчевню. Отсюда и незамысловатость композиции – один план, фронтальная плоскость, цветовая сдержанность. Но сколько любования формой, созерцания несложного, но тщательно сконструированного ритма.

Вопрос к аудитории: В чем состоит интрига в расположении этих немногочисленных предметов? (Сосуды расположены так, что их ручки повернуты в разные стороны, это создает игру ритма)

Франсиско Сурбаран умел видеть красоту в простоте. Не противопоставляя фактуры и формы вещей, не расцвечивая поверхности, но находя гармонию в простоте и ясности.


Слайд№6,7

Франция дала то название жанру, которое прижилось и в России – «мертвая природа», в противовес живой природе, под которой подразумевались люди и события их жизни. Однако, пожалуй, именно во Франции появился художник, стремившийся очеловечить предметы, согреть теплом человеческого очага. Это был Жан Батист Симеон Шарден. Его предметы мы воспринимаем сквозь призму персонажа, его настроения, движений.

«О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!»- писал о нем Дидро, уставший от амуров и пасторалей рококо.


Слайд№8

Не вещи и не формы видят в предметах импрессионисты, а свет и краски, сквозь которые эти формы становятся видимыми. Не бытие предмета, а его явление – вот что интересует Ван Гога в его «Подсолнухах». Изменяющееся впечатление, которое живет, окрашивается разными настроениями. У импрессионистов не может быть мертвой природы. Она настолько живая, что начинает жить по своим изменчивым законам.

Вопрос к аудитории: Как вы можете охарактеризовать настроение, изображенное с помощью подсолнухов? (Сложное, радостное и одинокое одновременно. Наверное, художника привлекло то, что все цветы одного вида, но совсем разные – свежие и завядшие, сухие и живые)

Очень хорошо, что вы заметили этот нюанс, разнообразие и изменчивость мира, действительно, больше всего волновали импрессионистов.


Слайд№9

Вопрос к аудитории: С какой простой формой соотносятся изображения яблок на столе? (Верно, с шаром)

Поль Сезанн любил изображать яблоки и груши в своих натюрмортах, т.к. их форма больше всего стремится к безупречной форме шара и к конусу. Художник создавал свою собственную реальность из виденных им предметов, словно стремился заглянуть дальше них, с их помощью увидеть более универсальные предметы и законы, чем это позволял частный живой случай натюрморта. Взгляните, как складки ткани на его работе норовят обрести острые треугольные грани и сложится в мозаику.


Слай№10

Еще дальше пошли кубисты. Для них мир и само изображение человека стало складываться исключительно из предметов. В то время как сами предметы стали распадаться на отдельные части. Надежда Удальцова «Натюрморт с музыкальными инструментами».


Слайд№11,№12,№13

К счастью, мир не остался распавшимся на части, как это видели в своих композициях кубисты. И даже более того, вслед за ними пришли художники, приступившие к новому созиданию. И в связи с этим хочу представить вам итальянского художника первой половины 20 века Джорджо Моранди. Когда его однажды спросили, какие краски он использует, когда пишет свои бутылки, Моранди сердито воскликнул: «Это не бутылки, это ХРАМ». Все, что создавал художник, используя простые формы, он мыслил как гармонию, как путь к совершенству.

Вопрос к аудитории: С какими архитектурными сооружениями можно сопоставить эти композиции? (Башнями, воротами древних крепостей, пилонами)

Итак, мы видим, что натюрморт как жанр проделал длинный путь, и в наше время он пользуется не меньшей популярностью, чем 100 лет назад. Сегодня вы тоже будете создавать свой натюрморт. Перед тем как вы отправитесь работать, хотелось бы напомнить вам о технике монотипии, которую вы будете сегодня использовать.



  • Выразительные особенности техники монотипия

Слайд№14

Слово «монотипия» состоит из двух греческих. «Monos» — один, «typos» — отпечаток. Мы пытаемся найти образ в случайном отпечатке. Матисс сказал: «Умение видеть – это уже творческий процесс». Монотипия – это импровизация на тему свободного пятна, оставленного на бумаге, стекле или другой поверхности, не пропускающей воду с помощью масляной или акриловой краски. Каждый раз получается новый отпечаток, из которого художник определяет образ, выбирает из множества вариантов и предъявляет его зрителю. Монотипию часто называют графической техникой. Но точнее дать ей серединное положение между живописью и графикой. В любой момент её можно назвать графической живописью. Или живописной графикой. Благодаря своей живописной подвижности и графической изысканности, своей искренности и деликатности, монотипия становится для многих любимым видом изображения. Одним из первых известных нам художников, работавших в технике монотипии был Джованни Бенедетто Кастильоне. Его автопортрет вы видите перед собой.


Слайд№15

Монотипию может отличать разность проработки конечного оттиска, одинаково равноправного использования линии и пятна, и тогда появляются такие работы прозрачные и одновременно материальные как у знаменитой Елизаветы Кругликовой, чья графическая мастерская в Париже была местом ученического паломничества для русских художников дореволюционной России.

Вопрос к аудитории: Где мы сегодня видели похожее любование предметами и их фактурой? (У голландцев)


Слайд№16

Или вот такие, выходящие из-под руки современной художницы Марины Звягинцевой. Плотные, густые по цвету, с почти вещественной фактурностью краски. Декоративно решенная композиция заставляет вспомнить народное искусство с его условностью и «радостным» восприятием предмета.


Слайд№17,18

Совсем иное звучание в композициях ее тезки Марины Задерновской.

Вопрос к аудитории: Чье восприятие предмета из виденных сегодня нами натюрмортов художнице ближе всего? (Импрессионистов)

Здесь способ работы с поверхностью листа и отношения к предметам несут на себе печать эмоций автора – деликатный колорит, основанный на полутонах, соответствующий вечернему состоянию суток, в одном случае и яркий, насыщенный цвет в союзе с самодостаточной линией, в другом.


Слайд№19

Сергей Ухач идет по пути заключения красочного пятна в рамки линий, оставляя бумагу «дышать» и быть полноправным участником художественного процесса. И делает это с юмором и самоиронией.



  1. Подведение итогов занятия



Итак, мы вооружились знаниями о композиционных приемах натюрмортного жанра, вспомнили о его важнейших особенностях и индивидуальных творческих подходах, поговорили об особенностях техники монотипии, увидели, как по-разному с ней можно работать.

Я желаю вам плодотворной творческой работы и эффективного использования новых знаний.


Спасибо всем за внимание.

Список рекомендуемой литературы

  1. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве - М.;1972.

  2. Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта - Азбука; 2005.

  3. Всеобщая история искусств - М.; 1972.

  4. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. - Художник; 6. 1984.

  5. Герчук Ю.Я. Живые вещи - Советский художник; - М.; 1977.

  6. Кантор А.М. Предмет и Среда в живописи - Советский художник.

  7. Кузнецов Ю. Западноевропейский натюрморт - Советский художник.

  8. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторства в русском искусстве конца XIX - начала XX веков - Искусство.; - М.; 1991.

  9. Ю.Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX - XX веков - Искусство.;1970.

  10. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись - М.; - Просвещение.


Интернет – ресурсы:


Натюрморт http://stilleben-art.ru/

Библиотекарь.Ru http://bibliotekar.ru/Ksharden/index.htm

Российский общеобразовательный портал http://artclassic.edu.ru

Спектр №8 (026) http://www.spectr.org/2000/026/shklyarevsky.htm

Art Pages http://artpages.org.ua/

Art каталог. Энциклопедия живописи и графики www.art-catalog.ru

Мир Ван Гога http://vangogh-world.ru/

Импрессионизм http://www.impressionism.ru/gogh.html

Натюрморт в Голландии http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200601602