uzluga.ru
добавить свой файл
1



Раздел I.Методологические основы разработки КМВ

  • Раздел I.Методологические основы разработки КМВ

  • Основные понятия и определения

  • Основные методологические подходы к разработке

  • Классификация компетенций

  • Общие подходы к построению средств оценки компетенций

  • Раздел II.Требования к содержанию и форме представления КМВ

  • Структура КМВ

  • Паспорт КМВ

  • Матрица согласования компетенций, функций и задач профессиональной деятельности

  • Оформление банка заданий

  • Раздел III.Порядок построения КМВ

  • Подготовительный этап

  • Состав рабочей группы по разработке профессиональных компетенций

  • Создание пула информационных источников

  • Построение матрицы согласования

  • Анализ ФГОС

  • Анализ квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих

  • Изучение должностных инструкций организаций

  • Опрос работодателей

  • Интервьюирование наиболее успешных специалистов (интервью поведенческих примеров – ИПП)

  • Интеграция универсальной части общекультурных компетенций

  • Опрос академических экспертов

  • Согласование

  • Создание банка контрольных и учебных заданий

  • Создание

  • Оформление паспорта КМВ и подготовка документов для отчета о результатах работы группы

  • ПРИЛОЖЕНИЯ



Вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования.

  • Вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования.

  • Квалификация - уровень подготовки выпускников профессиональных учебных заведений, степень годности к выполнению трудовых функций определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности. Квалификация рассматривается как освоение выпускником основной ООП в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и КМВ по данной ООП.

  • Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для решения задач профессиональной деятельности, социального участия и достижения личного успеха.

  • Компетентностная модель выпускника (КМB) – упорядоченная по группам и кластерам система 1) компетенций, 2) требований к уровню их формирования и 3) средств оценки уровня формирования компетенций.



  • Компентностный подходподход к построению образовательной системы, характеризующийся 1) отражением ожидаемых результатов образования через КМВ; 2) построением ООП на основе и в соответствии с КМВ по данному направлению и уровню подготовки.

  • Компетентностный профиль – это совокупность измеренных или требуемых значений по всем компетенциям, входящим в КМВ. Совокупность минимальных требований к уровню формирования компетенций выпускника в рамках определенной КМВ определяется как нормативный компетентностный профиль (НКП).

  • Контекстный подход – подход к построению и организации образовательной системы, основанный на интеграции в ООП 1) социального и предметного содержания (контекста) профессиональной деятельности; 2) предметного и методологического контекста наук и искусств, образующих фундаментальную основу данного вида профессиональной деятельности. При построении ООП контекстный подход реализуется во включении в образовательный процесс квазипрофессиональных и профессиональных видов деятельности. При построении КМВ контекстный подход реализуется через выявление взаимосвязи между 1) компетенциями и 2) профессиональными задачами, которые предстоит решать выпускнику по данному направлению и уровню подготовки.



Модуль – часть образовательной программы или учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания. Целью любого модуля в рамках КСГО является формирование одной или нескольких компетенций выпускника.

  • Модуль – часть образовательной программы или учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания. Целью любого модуля в рамках КСГО является формирование одной или нескольких компетенций выпускника.

  • Направление подготовки - совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки.

  • Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом проявлении.

  • Объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие.

  • Основная образовательная программа (ООП) - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса  по данному  направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования.









Общекультурные компетенцииэто компетенции, обеспечивающие развитие, жизненный успех, социальную адаптацию личности, способствующие решению профессиональных задач, задач социального участия и личного роста вне зависимости от конкретного направления профессиональной деятельности.

  • Общекультурные компетенцииэто компетенции, обеспечивающие развитие, жизненный успех, социальную адаптацию личности, способствующие решению профессиональных задач, задач социального участия и личного роста вне зависимости от конкретного направления профессиональной деятельности.

  • Профессиональные компетенции – компетенции, обеспечивающие успех и карьерный рост в конкретной сфере профессиональной деятельности.



В мировоззренческий кластер входят компетенции, отражающие способность выпускника использовать научные знания о природе, человеке и обществе в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста

  • В мировоззренческий кластер входят компетенции, отражающие способность выпускника использовать научные знания о природе, человеке и обществе в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста

  • В нормативный кластер входят компетенции, позволяющие выпускнику давать оценку ситуации, личности, поступка, формировать собственное отношение с точки зрения определенных социальных норм (права, морали) и руководствоваться ими в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста.



Инструментальный кластер составляют компетенции, отражающие способности использовать сложившиеся умения и навыки в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста

  • Инструментальный кластер составляют компетенции, отражающие способности использовать сложившиеся умения и навыки в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста







  • КМВ по любой ООП включает в себя две основных части:

  • Универсальная часть является общей для всех КМВ и разрабатывается общеуниверситетской рабочей группой. В состав документов данной части входят:

  • Паспорт универсальной части КМВ.

  • Банк заданий, структурированный по компетенциям.

  • Отчет о результатах исследований, обосновывающих:

    • требования к НКП;
    • выбор средств оценки по каждой компетенции и уровню сложности заданий.
  • Специальная часть КМВ создается рабочей группой по направлению подготовки. В состав документов специальной части КМВ входят:

  • Паспорт КМВ.

  • Матрица согласования компетенций и задач профессиональной деятельности.

  • Банк заданий, структурированный по компетенциям и задачам профессиональной деятельности.

  • Отчеты о результатах исследований, обосновывающих:

    • перечень компетенций, включенных в модель;
    • перечень функций и задач профессиональной деятельности;
    • НКП (минимальные требования);
    • выбор средств оценки по каждой компетенции и уровню сложности заданий.




Каждая компетенция имеет два кода: код ФГОС и код КМВ.

  • Каждая компетенция имеет два кода: код ФГОС и код КМВ.

  • Код ФГОС содержится в соответствующем направлению подготовки и уровню подготовки федеральном государственном образовательном стандарте. Как правило, код ФГОС имеет форму ПК-(номер) или ОК-(номер). Например, ОК-5 или ПК-7. Коды ОК присваиваются общекультурным компетенциям, коды ПК – профессиональным.

  • Поскольку коды ФГОС не являются уникальными (в разных ФГОС могут быть одинаковые коды ОК и ПК), в МГГУ им. М.А. Шолохова используется локальная кодировка компетенций путем присвоения каждой компетенции уникального кода КМВ.



  • Код КМВ образуется из следующих компонентов:

    • Обозначение группы компетенций (ОК – общекультурные компетенции, ПК – профессиональные компетенции).
    • Сокращенное наименование направления подготовки. Оно, как правило, содержит первые три буквы официального названия направления подготовки (например, Жур – журналистика, Пол – политология и т.д.). Сокращенное наименование направления подготовки устанавливается только для группы профессиональных компетенций отдельным официальным перечнем.
    • Обозначение уровня ООП (Б – бакалавр, М – магистр, С – специалист).
    • Выделяемый с двух сторон дефисом двухзначный код профиля (при наличии нескольких профилей двухзначные коды идут один за другим по нарастанию через дефис, при отсутствии профилизации программ ставится код -00-). Код профиля устанавливается только для профессиональной группы компетенций.
    • Обозначение кластера компетенций (М – мировоззренческий, Н – нормативный, И – инструментальный).
    • Обозначение вида компетенций (ЕН – естественнонаучные, АТ - антропологические, КИ – культурно-исторические, ОБ – обществоведческие, ПР – правовые, ЭТ – этические, МТ – методологические, КМ – коммуникативные, ВЛ – валеологические, АР – андрогогические, ОУ – организационно-управленческие, ИТ – информационно-технологические). Обозначение вида компетенций используется только для группы общекультурных компетенций.
    • Обозначение порядкового номера компетенции внутри кластера данной группы в КМВ. Оно устанавливается в двузначном виде (т.е. не 1, а 01). В каждом кластере группы профессиональных компетенций нумерация начинается заново. Для группы общекультурных компетенций устанавливается единая двузначная нумерация.


обозначение группы компетенций

  • обозначение группы компетенций

  • сокращенное наименование направления подготовки (только для профессиональных компетенций)

  • обозначение уровня ООП

  • обозначение кластера компетенций

  • обозначение вида компетенций (только для общекультурных компетенций)

  • обозначение порядкового номера компетенции Примеры правильной кодировки компетенций - ОКБМАТ04, ПКЖурМ-02-И12







Первый столбец таблицы содержит номер страницы, на которой в данном БКУЗ содержится описание задания.

  • Первый столбец таблицы содержит номер страницы, на которой в данном БКУЗ содержится описание задания.

  • Второй столбец – код задания. Он образуется путем присоединения через слеш (/) трехзначного номера к коду соответствующей профессиональной задачи (например, Ф02ЖурБ-04/023/115).

  • Третий столбец – код задачи. Он образуется путем присоединения через слеш (/) трехзначного номера к коду соответствующей функции (например, Ф02ЖурБ-04/023).

  • Четвертый столбец – код функции. Он образуется из следующих элементов:

  • а) заглавной литеры Ф;

  • б) двухзначного кода функции в рамках данного направления подготовки и функции;

  • в) сокращенного названия направления подготовки в соответствии с принятым списком сокращений;

  • г) сокращенного обозначения уровня ООП (Б – бакалавр, М – магистр, С – специалист);

  • д) идущего после дефиса двухзначного кода профиля (при наличии нескольких профилей двухзначные коды идут один за другим по нарастанию через дефис, при отсутствии профилизации программ ставится код 00);

  • Таким образом, код функции может, например, выглядеть следующим образом: Ф02ЖурБ-04 или Ф02ЖурБ-03-04.

  • Пятый столбец – код компетенции по КМВ. Если задание оценивает сразу несколько компетенций, то в этом столбце и строке указываются через запятую все компетенции, которые оценивает данное задание.

  • Шестой столбец – сокращенное название предназначения задания: к – контрольное, у – учебное, ку – контрольное и учебное.

  • Седьмой столбец – метод оценки в соответствии с принятым в МГГУ им. М.А. Шолохова перечнем методов оценки компетенций.























Направление подготовки_____________________________________

  • Направление подготовки_____________________________________

  • Шифр в соответствии с ФГОС________________________________