uzluga.ru
добавить свой файл
1



Я хотел бы выразить свои искренние соболезнования семьям жертв взрыва в метро и всему народу России!

  • Я хотел бы выразить свои искренние соболезнования семьям жертв взрыва в метро и всему народу России!

  • Я хотел бы выразить свои глубочайшие соболезнования всему народу России!



Общие цели, задачи, проблемы, выявленные в различных регионах с различной степенью выраженности

  • Общие цели, задачи, проблемы, выявленные в различных регионах с различной степенью выраженности

  • Особые эффекты финансового и экономического кризиса в переходный период построения рыночной экономики

  • Прогнозирование спроса и цен (оценка)





Главная цель Европейской энергетической политики и законодательства, а следовательно и национальных органов регулирования, состоит в содействии формированию конкурентоспособного, безопасного и экологичного рынка электроэнергии.

  • Главная цель Европейской энергетической политики и законодательства, а следовательно и национальных органов регулирования, состоит в содействии формированию конкурентоспособного, безопасного и экологичного рынка электроэнергии.

  • ЭРРА не имеет единой энергетической политики; члены (с одной стороны) более самостоятельны, но менее ориентированы на общие интересы (с другой стороны).



Основные цели:

  • Основные цели:

    • Бесперебойность энергопоставок
    • Конкурентный рынок
    • Экологичность (изменение климата, защита окружающей среды)
  • Выраженное смещение акцентов:

  • ЕС: хорошо функционирующий внутренний рынок электроэнергии может решить проблему бесперебойности энергопоставок в секторе электроэнергетики (посредством правильных поощрительных сигналов).

  • Члены ЭРРА не входящие в ЕС: бесперебойность энергопоставок является приоритетом (при условии некоторых государственных вмешательств; снижение веры в рыночные решения) + приемлемость (низкие цены для конечных потребителей)



Насыщенные (национальные) рынки

    • Насыщенные (национальные) рынки
    •  меньше шансов для эффективной оптовой и розничной конкуренции
    •  решение: создание региональных рынков (сокращение рыночной власти), внутренних рынков ЕС


Недостаток необходимого уровня инвестиций в электроэнергетику и генерацию

    • Недостаток необходимого уровня инвестиций в электроэнергетику и генерацию
    •  требуется предсказуемое, прозрачное ценообразование на передачу э/э + механизмы поощрения
    •  также отчасти проблему могут решить меры по энергоэффективности + новые возобновляемые источники энергии
  • Выдержки из Доклада Всемирного Банка: „Свет выключен? Обзор по энергетике Восточной Европы и Центральной Азии”:

    • „Общий уровень прогнозируемых инвестиций в сектор э/э, необходимых для региона (30 стран) в ближайшие 20-25 лет, огромен – около $3.3 триллионов (1,1 – э/э) или около 3 % ВВП, накопленного за этот период.


„…..Хотя государственный сектор в этих странах безусловно должен будет финансировать часть инвестиций, он не будет иметь возможности полностью удовлетворить потребность в инвестициях. Страны данного региона вынуждены будут обратиться к финансовому проникновению и техническим ноу-хау инвесторов из частного сектора и энергетических компаний.”

    • „…..Хотя государственный сектор в этих странах безусловно должен будет финансировать часть инвестиций, он не будет иметь возможности полностью удовлетворить потребность в инвестициях. Страны данного региона вынуждены будут обратиться к финансовому проникновению и техническим ноу-хау инвесторов из частного сектора и энергетических компаний.”
    • „ Для того чтобы привлечь таких инвесторов, странам необходимо будет создать благоприятные условия, которые гарантировали бы защиту права собственности, при которых бы соблюдались принципы господства права, которые способствовали бы прозрачности и сокращению риска. ”


Применение законодательства

    • Применение законодательства
      • ЕС: применение существующих директив и «нового» Третьего энергетического рыночного пакета необходимо  Нарушение процедуры в отношении 25 государств-членов
      • Страны-члены ЭРРА не входящие в ЕС: отсутствие в некоторых случаях детальных подзаконных актов + отсутствие согласованных правил трансграничной торговли  менее интенсивная региональная торговля (в сравнении с возможной/необходимой)


Рыночная интеграция

    • Рыночная интеграция
      • ЕС: Региональные инициативы  гармонизированные, общие правила в регионах; Управление перегрузками (расчёт трансграничной максимальной мощности и правил распределения, рыночного взаимодействия), Прозрачность (доступность данных/информации для участников рынка), Интеграция балансирующего рынка активизация политической деятельности; Меморандум о намерениях восьми стран-членов Балтийского моря + Меморандум о намерениях семи стран: Форум Центральной Восточной Европы по интеграции рынка электроэнергии
      • Общеевропейское скоординированное управление перегрузками
      • Страны-члены ЭРРА не входящие в ЕС : некоторые региональные соглашения + Энергетическое сообщество + нормативная деятельность по укреплению взаимодействия и согласованию процедур, правил


Ценовые тенденции

    • Ценовые тенденции
      • Цена на сырую нефть достигла отметки ~ 92€/баррель ($147) в июле 2008  снизилась до 27 €/баррель ($37) к концу 2008 (сокращение на 70%)  и затем увеличилась в 2009, несмотря на слабый спрос (к середине 2009 ~ 50%)
      • Цены на нефть оказывают прямое действие на оптовые цены на газ (ссылка на долгосрочные соглашения по поставке газа)
      • Оптовые цены на газ влияют на оптовые цены на э/э
      • Финансово-экономический кризис привёл к существенному снижению потребления газа и э/э


Ценовые тенденции

    • Ценовые тенденции
      • Падение цен на нефть и снижения спроса на э/э не полностью отражены в ценах на э/э и газ для конечных потребителей (несовершенные рынки, процесс обучения конечных потребителей управлению в условиях риска)


ЕС: В Отчёте об исследовании сектора (2007) уделяется особое внимание феномену регулируемых цен для конечного потребителя, которые выступают в роли рыночных помех, в особенности для промышленных потребителей market distortion, especially for industrial users

  • ЕС: В Отчёте об исследовании сектора (2007) уделяется особое внимание феномену регулируемых цен для конечного потребителя, которые выступают в роли рыночных помех, в особенности для промышленных потребителей market distortion, especially for industrial users

  • Страны-члены ЭРРА не входящие в ЕС : Гибридная модель (регулируемые цены для конечных потребителей на большинстве розничных рынков  также косвенный максимальный предел для свободного рынка)



Регулируемые цены для конечных промышленных потребителей – не специализация развивающихся рынков в 29 членах ЕС, у 16(13) из которых осуществляется контроль цен для конечных потребителей на бытовом (не бытовом) уровне

  • Регулируемые цены для конечных промышленных потребителей – не специализация развивающихся рынков в 29 членах ЕС, у 16(13) из которых осуществляется контроль цен для конечных потребителей на бытовом (не бытовом) уровне

  • „Всемирный сервис” (USP) с регулируемыми/контролируемыми/проверяемыми ценами может стать своеобразной защитой для потребителей

  • На какой стадии создания оптового рынка Правительства/Регуляторы должны очистить путь для рыночных процессов в сфере ценообразования; рыночная цена на э/э на розничном рынке?

  • Каковы показатели, которые обеспечивают «контроль» функционирующей оптовой конкуренции над ценами на э/э (вместо регулирования цены на энергетический компонент)?



Низкие оптовые цены (исключительно энергетический компонент) в некоторых странах ЭРРА не оставляют возможности для частных инвестиций в генерацию

  • Низкие оптовые цены (исключительно энергетический компонент) в некоторых странах ЭРРА не оставляют возможности для частных инвестиций в генерацию



ЕС: из 29 стран-членов 19 выходят за рамки настоящих требований по юридическому и функциональному разделению среди системных операторов (СП).

  • ЕС: из 29 стран-членов 19 выходят за рамки настоящих требований по юридическому и функциональному разделению среди системных операторов (СП).

  • Первый трансграничный СП: E.ON продал свою распределительную сеть высокого напряжения голландскому государственному СП (TenneT).

  • Все страны-члены будут должны создать нормативную базу для выполнения требований Третьего энергетического пакета по функциональному разделению (реорганизация собственности СП, независимых операторов сети передачи, независимых системных операторов)

  • Страны-члены ЭРРА не входящие в ЕС : Упущенные детали в правилах функционального разделения в большинстве случаев!



ЕС: Различные нормативные полномочия и компетенции в странах-членах  в некоторых случаях меньше шансов для обеспечения соблюдения правил ЕС. В Третьем энергетическом пакете изложены подробные правила, касающиеся обязанностей и полномочий регуляторов. Национальные органы регулирования должны быть наделены, среди прочего, следующими полномочиями:

  • ЕС: Различные нормативные полномочия и компетенции в странах-членах  в некоторых случаях меньше шансов для обеспечения соблюдения правил ЕС. В Третьем энергетическом пакете изложены подробные правила, касающиеся обязанностей и полномочий регуляторов. Национальные органы регулирования должны быть наделены, среди прочего, следующими полномочиями:

    • Принимать независимые (автономные), прозрачные решения,
    • Обеспечивать конкурентный, безопасный и экологически чистый рынок э/э,
    • Фиксировать (устанавливать) или утверждать тарифы или тарифную методологию для подключения и использования сетей передачи и распределения,
    • Обеспечивать выполнение операторами сети правил подключения (доступа третьих сторон) к сети (в особенности трансграничных)
    • Приводить в действие меры по обеспечению защиты потребителей
  • Агентство по сотрудничеству энергетических регуляторов (ACER) обеспечит нормативный контроль по трансграничным вопросам.



Страны-члены ЭРРА не входящие в ЕС : Большое разнообразие полномочий регуляторов;

  • Страны-члены ЭРРА не входящие в ЕС : Большое разнообразие полномочий регуляторов;

  • Меньше полномочий по обеспечению конкуренции,

  • Меньше полномочий по обеспечению не дискриминационного функционирования СО/ОРС (функциональное разделение, доступ третьих сторон, управление перегрузками)

  • Добровольное согласование трансграничный и лицензионных вопросов (без общей правовой базы)



ЕС:

  • ЕС:

  • Розничные рынки в большинстве случаев недостаточно гибкие,

  • Существование доминирующих должностных лиц, особенно на рынках бытовых потребителей в некоторых случая сокращает возможность выбора

  • Трудно измерить скорость переключения потребителей (нет чёткой картины)

  • Спрос для упрощения переключения поставщиков

  • Политики ЕС продвигают шаблоны счетов и рекомендации в отношении надлежащей практики выставления счетов,

  • Процедура обработки жалоб

  • Роль ОРС в умном учёте/умных сетях и энергоэффективности



Страны-члены ЭРРА не входящие в ЕС :

  • Страны-члены ЭРРА не входящие в ЕС :

  • Очень ограниченное число случаев функционирующих и гибких розничных рынков,

  • Сегмент рынка (смешанная модель) с регулируемыми / контролируемыми (сниженными посредством политических мер) ценами для конечных потребителей, сокращает (искажает) розничную конкуренцию

  • Различные практики обработки жалоб

  • Меньшая заинтересованность (меньше полномочий) в умных сетях/умном учёте/энергоэффективности



Спор между двумя компаниями (Gazprom и Naftogaz) привел к беспрецедентному кризису гозоснабжения ЕС в январе 2009.

  • Спор между двумя компаниями (Gazprom и Naftogaz) привел к беспрецедентному кризису гозоснабжения ЕС в январе 2009.

  • Страны с высоким уровнем зависимости от газа находились в серьёзной и очень уязвимой ситуации  ограничение выбора, чрезвычайная ситуация

  • Новые национальные стратегии;

    • Меры по энергоэффективности,
    • Новые ресурсы (возобновляемые, атомные),
    • Различные маршруты поставок и ресурсы газаs,
    • Новые газовые хранилища
    • СПГ
  • Единая позиция ЕС + новые правила (меры предупреждения и подготовки для преодоления кризиса + инфраструктурные стандарты), предусмотренные к принятию в 2010

  • План развития сети (10 лет)

  • Готовность генерирующих ресурсов



Ориентация правительств на поддержку национальных органов регулирования в достижении ключевых целей

  • Ориентация правительств на поддержку национальных органов регулирования в достижении ключевых целей

  • ЕС:

  • Регуляторы должны способствовать внедрению конкурентоспособных, безопасных и экологически чистых рынков э/э

  • Больше внимания вопросам, относящимся к доступу к сети (новые участники, управление перегрузками, функциональное разделение, стимулирующее ценообразование в сети/системе, контроль исполнения, прозрачность, жалобы потребителей , как минимально условие для конкуренции и свободного переключения потребителей между поставщиками  подготовка системными операторами связанного сетевого кодекса в масштабах ЕС  нормативные требования, предписанные в Руководящих Принципах для Структуры

  • Снижения фокуса на лицензировании, цене «только за э/э» для конечного потребителя

  • Новый акцент на процедуре смены поставщика, умных сетях/учёте и энергоэффективности, поддержке ВИЭ

  • Больше внимания мониторингу и предварительному продвижению эффективной конкуренции



Страны-члены ЭРРА не входящие в ЕС :

  • Страны-члены ЭРРА не входящие в ЕС :

  • В большинстве случаев нет чёткого разграничения обязанностей по различным временным горизонтам развития конкуренции;

    • Предполагаемо: национальные органы регулирования (посредством утверждения сетевых стандартов и правил функционирования рынков)
    • По факту: анализ динамики и антимонопольная деятельность
  • Меньшее внимание к прозрачности правил и практик осуществления доступа к сети (управление перегрузками),

  • Меньшее внимание вопросам э/э, связанным с изменением климата (схемы поддержки ВИО, энергоэффективность, умные сети/умный учёт, вовлечение конечного потребителя в систему регулирования)



Сконцентрированные национальные рынки  регуляторная задача: сокращение власти рынка

  • Сконцентрированные национальные рынки  регуляторная задача: сокращение власти рынка

  • ЕС:

  • Региональные инициативы

  • Целевая модель  Процесс консультаций: согласование между регионами ориентации единого внутреннего рынка ЕС

  • AHAG: Концепция расчёта трансграничной мощности ЕС, основанная на общей сетевой модели и расчёте на основании потокораспределения, целевой внутридневной торговой модели и государственной структуре для рынка на день вперёд

  • Страны-члены ЭРРА не входящие в ЕС :

  • Добровольное содействие согласованию  создание регионального рынка

  • Значительные меры государства на рынке (обязательства по прогнозированию)

  • Очень медленный процесс

  • Если существует угроза дефицита мощностей и/или проблемы с безопасностью поставок, политики могут относиться к ситуации предвзято и часто их действия не поддерживают конкуренцию и создание региональных рынков (поддержка национальных лидеров, приоритет на границах, искусственные барьеры на границах)



Задача регулирования: убедить политиков избежать сохранения или повторного создания изолированных, относительно небольших национальных рынков, вместо того, чтобы создать условия для регионального рынка. Отсутствие регионального рынка и национальных административных мер, препятствует притоку новых частных инвестиций, и в особенности инвестиций в новую генерацию.

  • Задача регулирования: убедить политиков избежать сохранения или повторного создания изолированных, относительно небольших национальных рынков, вместо того, чтобы создать условия для регионального рынка. Отсутствие регионального рынка и национальных административных мер, препятствует притоку новых частных инвестиций, и в особенности инвестиций в новую генерацию.

  • Система регулируемых цен для конечных потребителей может привести к нарушению конкуренции!

  • Дилемма/Сомнения:

  • На какой стадии создания оптового рынка Правительства/Регуляторы должны очистить путь для рыночных процессов в сфере ценообразования; рыночная цена на э/э на розничном рынке?

  • Каковы показатели, которые обеспечивают «контроль» функционирующей оптовой конкуренции над ценами на э/э (вместо регулирования цены на энергетический компонент)?

  • → Задача: убедить политиков не «создавать» более мощную систему защиты потребителей и не фокусироваться исключительно на бытовых потребителях, но и реагировать также и на промышленных потребителей



Задача: убедить политиков не искажать цены, поскольку оптовые рыночные цены и так высоки

    • Задача: убедить политиков не искажать цены, поскольку оптовые рыночные цены и так высоки


Недостаток инвестиций в энергетическую инфраструктуру (в особенности в трансграничные сети) и в генерацию (в случае если опять возрастет спрос вызовет проблемы безопасности энергопоставок) на протяжении периода, характеризуемого как финансово-экономический кризис, и при падении цен на оптовом рынке

  • Недостаток инвестиций в энергетическую инфраструктуру (в особенности в трансграничные сети) и в генерацию (в случае если опять возрастет спрос вызовет проблемы безопасности энергопоставок) на протяжении периода, характеризуемого как финансово-экономический кризис, и при падении цен на оптовом рынке

  • Ситуация:

  • Сокращение спроса

  • Предусмотрена новая финансовая политика банков в настоящем и будущем [более высокая (регуляторная) степень чувствительности на развивающихся рынках, более короткие периоды кредитования, более справедливые требования]

  • Сокращения рыночных оптовых цен создает льготный период для регуляторов



Потенциальные регуляторные шаги:

  • Потенциальные регуляторные шаги:

  • „Реальная” оценка активов сети ( амортизация и стоимость капитала может увеличить расходы для всей сети плата за сеть↑)

  • Меньший срок амортизации элементов сети

  • Плата за сеть корректируется в период ценообразования (могут быть приняты новые активизированные элементы инвестиций)

  • Полученный доход может быть скорректирован в соответствии с новой экономической ситуацией (Прибыль по государственным ценным бумагам + рисковая премия)

  • Более высокие нормы доходности дл я новых трансграничных инвестиций

  • Освобождение от общих правил участия третьих лиц



Избежать искажения оптовой рыночной цены

  • Избежать искажения оптовой рыночной цены

  • Отсутствие ориентировочной цены на национальных рынках → поддержать концепцию региональных энергетических бирж

  • Активное содействие Регулятора (и Правительства) энергоэффективности и энергосбережению и другим удовлетворяющим спор программам , стимулы могут сыграть большую роль в балансировке мощности→ например: особый элемент тарифа (изолированные ставки)

  • Надеемся, что экономический кризис вскоре закончится и программы удовлетворения спроса + распределенная генерация (возобновляемые и комбинированные теплоэлектростанции) смогут «сохранить» баланс



Прогнозирование спроса на э/э во время кризиса стало достаточно сложной процедурой. Ключевым и непредсказуемыми компонентами определяющими спрос на э/э в среднесрочной перспективе:

  • Прогнозирование спроса на э/э во время кризиса стало достаточно сложной процедурой. Ключевым и непредсказуемыми компонентами определяющими спрос на э/э в среднесрочной перспективе:

  • Продолжительность финансово-экономического кризиса

  • Новое равновесие, при котором финансовый рынок будет стабилизирован [новые условия финансирования индустрии (конечные потребители) и энергетических проектов]

  • Новый уровень спроса стабилизируется после экономического кризиса

  • Эффект от мер по повышению энергоэффективности (на основе стимулов от правительств и/или рыночных стимулов)

  • Эластичность цен