uzluga.ru
добавить свой файл



Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально-

  • Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально-

  • этнических отношений.

  • Эти отношения касаются практически всех сторон жизни

  • различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма

  • запутанными и противоречивыми. В них выражаются природно социально-

  • психологические качества этнических общностей, или этносов. Попробуем

  • разобраться в сути этих явлений и отражающих их понятий,

  • а также в содержании национально-этнических отношений и

  • исторических тенденциях их развития, в содержании

  • так называемого национального вопроса и его решении

  • в современных условиях.

  • by 4Fabregas4 2008 4eby





Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой

  • Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой

  • общим происхождением и длительным совместным существованием.

  • В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой

  • группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу

  • от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой

  • культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса

  • (в различных языках и в научной литературе термины "народ" и "этнос"

  • употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом

  • самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего –

  • общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.

  • В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны

  • свое происхождение, свой язык и своя культура. Этническое самосознание

  • народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором

  • фиксируется его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего

  • места среди других народов.



К наиболее древним этническим общностям относятся племена, жизнь и

  • К наиболее древним этническим общностям относятся племена, жизнь и

  • деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое

  • племя обладало признаками этнической общности:

  • они отличались между собой

  • своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями,

  • материальной и духовной культурой – от примитивной до относительно

  • высокоразвитой. У каждого племени формировалось свое этническое

  • самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена – это форма

  • организации первобытнообщинного строя, который в различные исторические

  • эпохи существовала разных континентах земли. Существуют они и в настоящее

  • время в некоторых частях азиатского, американского, африканского и

  • австралийского континентов.



В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество

  • В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество

  • суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до

  • капитализма. Так, французский ученый Ж.Э. Ренан (1823-1892) считал, что

  • нации существовали еще в начале Средних веков, "начиная с конца Римской

  • империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого…"

  • Что же такое нация? Отвечая на этот вопрос, Ренан справедливо

  • утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает "на

  • родство по крови", а нации могут складываться в процессе совместной жизни и

  • "перемешивания" представителей разных рас. "Самые большие страны – Англия,

  • Франция, Италия – это те, в которых кровь наиболее перемешана". Именно

  • данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации,

  • все представители которой относились бы только к одной расе.

  • В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае,

  • нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают

  • некоторые ученые. Даже если допустить, что одним из существенных признаков

  • нации является общность ее происхождения от каких-то предков, то и в этом

  • случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводится к данному

  • признаку. В качестве других ее признаков Ренан, а также немецкий историк К.

  • Каутский (1854-1938) и другие исследователи называют общность языка,

  • территории, экономической жизни, которая по утверждению К. Каутского, стала

  • складываться еще в XIV в., т.е. в Средние века, и завершилась при

  • капитализме. by 4Fabregas4 2008 4eby



  • Национальные отношения всегда связаны с решением

  • определенных этнических проблем,

  • касающихся условий выживания и развития

  • тех или иных этносов (народов),

  • в том числе проблем территорий, языка,

  • духовной жизни, традиций,

  • культуры, сохранения их самобытности и т.д. В

  • силу этого они выступают

  • как национально-этнические отношения, а понятия

  • "национальные отношения"

  • и "национально-этнические отношения" по сути

  • тождественны.



Объективной предпосылкой возникновения и развития национальных

  • Объективной предпосылкой возникновения и развития национальных

  • отношений является существование отдельных наций (этносов, народов),

  • отличающихся по своим этническим характеристикам, начиная с особенностей

  • происхождения, касающихся их исторической и современной родины, и кончая

  • особенностями языка, культуры, этнического сознания и т.д. Национальные

  • отношения не существуют как бы в чистом виде, в отрыве от других

  • общественных отношений, они вплетены в эти отношения (политические,

  • духовные, языковые, экономические, экологические) и преломляются в

  • содержании и формах проявления данных отношений. Все эти отношения могут

  • приобретать национальный характер, если в процессе их реализации решаются

  • этнические проблемы существования тех или иных народов или же если

  • экономические, политические и другие проблемы решаются в контексте

  • национально-этнических проблем.



Национально-этические отношения направлены на реализацию

  • Национально-этические отношения направлены на реализацию

  • соответствующих интересов тех или иных этносов. В то же время они порождают

  • сами эти интересы. Национальные интересы народов касаются различных сторон

  • их выживания, сохранения самобытности, развития их экономики,

  • государственности, культуры.



  • Межнациональные конфликты – это крайнее обострение противоречий между

  • нациями (народами), возникающих в ходе решения политических,

  • территориальных, экономических, языковых, культурных, религиозных проблем.

  • Речь идет о конфликтах между целыми этносами и их отдельными

  • представителями. Они могут возникать и действовать на социально-

  • психологическом и идеологическом уровнях национально-этнического сознания

  • народов, а также на уровне деятельности национально-государственных

  • институтов законодательной власти.

  • Наибольшей остроты национальные конфликты достигают именно тогда, когда

  • они происходят на межгосударственном уровне, куда их выводят некоторые

  • политики, преследуя свои цели. Не поняв этих целей, народы дают втянуть

  • себя в эти конфликты и в итоге сами становятся жертвами.

  • .