uzluga.ru
добавить свой файл



Цель: Дать общую характеристику современному состоянию лингвистики.



Задачи:

  • Познакомиться с целями, задачами, структурой учебного курса «Актуальные проблемы современной лингвистики».

  • Дать общую характеристику существующим в современной лингвистике научным направлениям и школам.

  • Определить и разграничить понятия структурная лингвистика, прикладная лингвистика, научная парадигма, антропоцентризм, функционализм.



Содержание:

  • Цель, задачи

  • Ключевые слова темы

  • Учебная дисциплина «Актуальные проблемы современной лингвистики»: цели, задачи, содержание курса, рекомендуемая литература

  • Лингвистика как наука

  • Научные направления и школы

  • Признаки современной лингвистики

  • Вопросы для самопроверки



Ключевые слова темы:

  • Лингвистика

  • Языкознание

  • Языковедение

  • Знак

  • Форма

  • Система

  • Парадигма

  • Наука



Актуальные проблемы современной лингвистики: цели, задачи, структура курса

  • Цель курса:

  • Познакомиться с основными положениями различных научных направлений современной науки о языке.



Задачи курса:

  • Научиться работать с научной лингвистической литературой (формировать и развивать навыки чтения, конспектирования и реферирования).

  • Познакомиться с основными лингвистическими терминами и понятиями.

  • Узнать цели, задачи и методы исследований следующих отраслей лингвистики и научных концепций: функциональной лингвистики, социолингвистики, психолингвистики, когнитивной лингвистики, антропологической лингвистики, гендерной лингвистики, нейролингвистики, этнопсихолингвистики, социальной психолингвистики, лингвистической прагматики, теории речевой деятельности, теории речевых актов, коллоквиалистики, онтолингвистики.



Задачи курса:

  • Познакомиться с экспериментальными и теоретическими методами исследования современной лингвистики.

  • Научиться использовать экспериментальные и теоретические методы современной лингвистики для сбора и анализа материала научных исследований.

  • Выполнить научно-исследовательскую курсовую работу на одну из актуальных тем.



Структура курса:

  • Курс состоит из 16 лекций

  • (32 аудиторных часа) и 16 лабораторных занятий (32 аудиторных часа)

  • Изучение курса завершается зачетом и защитой курсовой работы



Требования к зачету:

  • Для получения зачета студентам необходимо:

  • Присутствовать на лекционных и лабораторных занятиях.

  • Выполнить и сдать все домашние задания.

  • Выполнить и сдать все лабораторные и самостоятельные работы.

  • Знать основные термины и понятия.



Требования к курсовой работе:

  • Ответственно и своевременно выполнять все задания научного руководителя.

  • Написать и оформить работу в соответствии со стандартами ВГУЭС.

  • Защитить свою работу в присутствии преподавателей и студентов кафедры русского языка (рассказать о теме своего исследования, целях, задачах, методах; изложить основные теоретические положения и результаты исследования; ответить на вопросы слушателей).



Основная литература:

  • Актуальные проблемы современной лингвистики: учеб.пособие / сост. Л.Н. Чурилина. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 416 с.

  • Коновалова Ю.О. Языковая игра в современной русской разговорной речи: монография. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. – 196 с.

  • Социолингвистика: Учебник. / В.И.Беликов, Л.П.Крысин. - М. : Изд-во Рос. гос. гуманитар. ун-та, 2001. - 436с.

  • Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: учебное пособие для вузов. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Лабиринт, 2004. - 320 с. : ил.

  • Фрумкина, Р.М. Психолингвистика: учебное пособие для студ. вузов. / Р. М. Фрумкина. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2006. - 320 с.



Дополнительная литература:

  • Гендер и язык / Московский гос. лингвистический ун-т; Лаборатория гендерных исследований. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – 624 с.

  • Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток – Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация – ХХ1 век, 2002. – 256 с.

  • Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры.- М.: Школа «Языки русской культуры», 1999.- 544 с.

  • Зарубежная лингвистика Т. 2. : Лингвистич. направления. Языковые универсалии. Теория речевых актов и ее приложения. : Пер. с англ. / Общ. ред. В.А.Звегинцева, Б.А.Успенского, Б.Ю.Городецкого. - М. : Прогресс, 1999. - 264с. - (Новое в лингвистике).



Лингвистика как наука

  • Лингвистика = языкознание = языковедение

  • Латинское слово lingua – язык

  • Лингвистика изучает язык

  • Язык – система знаков (элементов).

  • Люди говорят на языке – то есть используют языковые знаки (элементы).



Лингвистика как наука

  • Язык –

  • набор элементов разного уровня

  • использование этих элементов

  • Использование языковых элементов – речь.

  • Лингвистика изучает язык и речь – то есть лингвистика изучает языковые элементы (их строение, форму, значение, количество) и их использование.



Лингвистика как наука

  • Языковые элементы (их строение, форму, значение, количество) изучает структурная лингвистика.

  • Структура – устройство, строение.

  • Использование языковых элементов, их применение человеком изучает прикладная лингвистика.



Лингвистика как наука

  • Лингвистика –

  • структурная

  • Прикладная

  • Структурная лингвистика – фундаментальные теоретические знания (фонетика, морфемика, лексикология, морфология, синтаксис).

  • *Фундамент – основание

  • Прикладная лингвистика – практическое применение теоретических знаний.



Лингвистика как наука

  • От древности до 19 века – господство структурной лингвистики

  • 20 век – появление прикладных исследований

  • Конец 20 века – господство прикладных исследований

  • Рубеж веков (80 годы 20 века – настоящее время) – современная лингвистика



Современная лингвистика -

  • – 3 главных и много мелких (частных) направлений исследований:

  • Генеративное направление

  • Функциональное направление

  • Когнитивное направление



Понятие научной парадигмы

  • Парадигма – это система взглядов, идей, подходов.

  • Парадигма – это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» (Т.Кун, 1977).



1. Генеративное направление

  • Лат. genus – род.

  • Генеративная лингвистика (генеративизм) – порождающая лингвистика.

  • Н.Хомский: самое важное – синтаксис (синтаксические структуры и отношения).



1. Генеративное направление

  • Человек говорит – т.е. человек порождает высказывание. Генеративная лингвистика изучает, ЧТО (какие высказывания – с какой структурой и каким значением) и ПОЧЕМУ порождает человек. Генеративные лингвисты говорят о креативном (творческом) характере языковой деятельности человека.

  • Творческий характер – нестандартный характер: в одинаковых ситуациях человек может порождать неодинаковые высказывания.



2. Функциональное направление

  • А.В.Бондарко

  • Г.А.Золотова

  • Функциональная лингвистика (функционализм).

  • Функция – роль, значение.

  • Функциональная грамматика изучает не просто строение языковых элементов, а их использование, роль, т.е. функцию в человеческом общении.



2. Функциональное направление

  • Функциональные исследования важны при обучении иностранным языкам.

  • Почему?

  • Иностранец всегда должен знать, что значит тот или иной элемент, когда и почему нужно использовать тот или иной элемент.



3. Когнитивное направление

  • Когнитивная лингвистика (когнитивизм)

  • Лат.cogito – мыслю, мыслить.

  • Когниция – мышление, сознание.

  • Когнитивная лингвистика изучает соотношение языка и мышления.



3. Когнитивное направление

  • Слово – мысль: Что первично? Возможно ли одно без другого? Как мыслит человек – с помощью языка или без него?

  • Если мысль понятна, её легко выразить словами. Если человек затрудняется что-либо объяснить, значит, он сам это плохо понимает.



Частные лингвистические теории в рамках функционального направления исследований:

  • Дискурсивные исследования

  • Дискурс – речь, общение, текст.

  • Исследования разговорной речи, исследование проблем общения.

  • Социолингвистика (социальная лингвистика)

  • Влияние социальных факторов (пола, возраста, профессии, социальной роли) на использование языка.



Частные теории в рамках когнитивного направления исследований:

  • Теория языковой личности

  • Человек – личность.

  • Человек – языковая личность.

  • Теория языковой личности исследует структуру (уровни) языковой личности.

  • Ю.Н.Караулов

  • Языковая картина мира

  • Взгляд на мир различен в каждой стране.

  • Взгляд на мир проявляется в языке.

  • Лингвокультурология

  • Связь языка и культуры.

  • Основное понятие – «концепт»



Частные теории в рамках когнитивного направления исследований:

  • Психолингвистика (психологическая лингвистика)

  • Связь психологических характеристик человека (его характера, темперамента, настроения и др.) с использованием языка.

  • Нейролингвистика

  • Греческое слово «мозг».

  • Строение мозга. Процессы порождения и восприятия речи.

  • Онтолингвистика

  • Греческое слово «онтогенез» – развитие.

  • Изучение детской речи.

  • Процесс усвоения ребёнком языковой системы.

  • Язык – приобретённая или врождённая способность?

  • Как ребёнок начинает понимать речь?



Признаки современной лингвистики

  • Экспансионизм – стирание границ между науками (социолингвистика, психолингвистика) и наличие неясного или меняющегося ракурса исследования объекта.

  • Антропоцентризм – изучение языковых явлений с точки зрения соотношения «язык и человек» (язык не существует без человека).

  • Функционализм – исследование функций объекта, его значения.

  • Экспланаторность (англ. explain – объяснять) – стремление найти различным языковым явлениям то или иное объяснение.



Вопросы для самопроверки

  • Что такое «лингвистика»?

  • Что значит «современная лингвистика»?

  • Что изучает структурная лингвистика?

  • Что такое «прикладная лингвистика»?

  • Какие 3 главных научных направления выделяют в современной лингвистике?

  • Какие существуют научные теории внутри функционального направления?

  • Какие существуют научные теории внутри когнитивного направления?

  • Какими признаками характеризуется современная лингвистика?



  • Спасибо за внимание!



Использование материалов презентации

  • Использование материалов презентации

  • Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.

  • Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.