uzluga.ru
добавить свой файл


Переход одних частей речи в другие.


Презентацию подготовила: Кулакова В. 10кл. учитель: Марченкова И.М



Цели работы:

  • Посмотреть на конкретных примерах процессы взаимодействия частей речи.

  • Ознакомиться с переходными явлениями в области частей речи.



Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи.

  • Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи.

  • Существует два случая переходности в отношении частей речи: переходные явления в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую.

  • В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками.



Субстантивация (переход прилагательных в существительные).

  • Субстантивация – древний и вместе с тем развивающийся процесс.

  • Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами -ов- и -ин-, обозначающие фамилии и названия населенных пунктов(Иванов, Никитин; Марьино, Митино и др.)По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная - явление более позднего времени



Полная и частичная субстантивация.

  • О полной субстантивации мы говорим тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться(портной, мостовая, горничная, приданое).

  • При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное(военный врач и военный; бездетные семьи и бездетные).



Практические задания



По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько групп. Они служат для названия лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактных понятий. Заполните таблицу, разместив по группам приведенные справа слова.

  • Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженное, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная, частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, пирожное, профессорская, приезжий, сладкое, душевая, достойный, белый. горновой, звеньевой.



Подумайте!

  • Есть ли в русском языке субстантивированные прилагательные в форме множественного числа?

  • Приведите примеры.



Вспомните:

  • Субстантивированные прилагательные, являющиеся народно - разговорными синонимами к названиям зверей.

  • Например: Косой – заяц; сохатый – лось.



Обратите внимание!

  • В русском языке есть слова, внешне сходные с субстантивированными прилагательными, но таковыми не являющиеся:

  • Например: вселенная, насекомое, подлежащее, сказуемое.- Эти существительные появились в русском языке в результате калькирования.



Переход других частей речи в местоимения и местоимения в другие части речи.



Переход прилагательных и причастий в местоимения.

  • Прилагательные и причастия способны становиться местоимениями, например:

  • Он скрыл свою настоящую (прил.) фамилию (подлинную, действительную).- В настоящей (мест.) книге речь пойдет о проблемах космонавтики (этой).

  • В данном (прич.) на доске примере есть неточность.- В данный (мест.) момент нам не подходит твое предложение (этот).

  • !Придумайте свои примеры, подтверждающие переход прилагательных и причастий в местоимения.



Местоимения могут переходить и в служебные части речи: частицы, союзы.

  • Местоимения могут переходить и в служебные части речи: частицы, союзы.

  • Например: 1.Что(мест.) случилось? – Он сказал, что (союз) ничего страшного не произошло.2.Какие (мест.) цветы тебе нравятся? – Какие (частица = что за) цветы распустились в саду!



Переход причастий в прилагательные и существительные.



Можно ли назвать выделенные слова причастиями?

  • Блестящий оратор, выдающиеся способности, зависимое государство, замкнутый характер, образованный человек, воспитанный ребенок.

  • Присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными?



Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнцеблестящие (прил.) способности), отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества), утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени.

  • Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнцеблестящие (прил.) способности), отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества), утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени.

  • Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие (прич.) дровагорящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывомобразованная (прил.) женщина).



Переход причастий в существительные сопровождается тем, что отпадает надобность в определяемом существительном, категории рода, числа и падежа у них становятся независимыми, в предложении они выполняют характерные для существительного синтаксические функции, они могут иметь при себе определения, то есть у них развивается значение предметности и утрачивается значение признака.

  • Переход причастий в существительные сопровождается тем, что отпадает надобность в определяемом существительном, категории рода, числа и падежа у них становятся независимыми, в предложении они выполняют характерные для существительного синтаксические функции, они могут иметь при себе определения, то есть у них развивается значение предметности и утрачивается значение признака.

  • Вспомните как можно больше причастий, перешедших в существительные.

  • Например: Настоящее, прошедшее, будущее, трудящиеся, учащиеся, ведущие, нуждающиеся, обучающие, провожаемые, идущий, прибывшие.



Переход деепричастий в наречия.



Переход деепричастия в наречие зависит от места, занимаемого по отношению к глаголу – сказуемому: в начале или в середине предложения, как правило, такой переход не происходит, в конце – происходит.

  • Переход деепричастия в наречие зависит от места, занимаемого по отношению к глаголу – сказуемому: в начале или в середине предложения, как правило, такой переход не происходит, в конце – происходит.

  • Он говорил запинаясь.- Он добавил, запинаясь, несколько слов от себя. Они шли не торопясь.- По дороге, не торопясь, они собирали грибы и ягоды. Она будила сына улыбаясь.- Улыбаясь, она разбудила сына.

  • В первых примерах выделенные слова значение глагольности утратили, во вторых – нет. Следовательно, во вторых примерах это деепричастия, а в первых – наречия.



Чаще всего переходят в наречия деепричастия несовершенного вида, так как они обычно в предложении являются обстоятельствами образа действия, тогда как деепричастиями совершенного вида присущи другие оттенки значения (времени, причины, условия, уступки). Одиночные деепричастия совершенного вида, как правило, обособляются.

  • Чаще всего переходят в наречия деепричастия несовершенного вида, так как они обычно в предложении являются обстоятельствами образа действия, тогда как деепричастиями совершенного вида присущи другие оттенки значения (времени, причины, условия, уступки). Одиночные деепричастия совершенного вида, как правило, обособляются.



Переход других частей речи в наречия и наречий в существительные.



В наречия могут переходить следующие части речи: имена существительные с предлогами и без предлогов, имена прилагательные, местоимения, деепричастия.

  • В наречия могут переходить следующие части речи: имена существительные с предлогами и без предлогов, имена прилагательные, местоимения, деепричастия.

  • Верить в правду(сущ.) – быть вправду(нареч.) счастливым; отдать сапоги в растяжку(сущ.) – говорить врастяжку(нар.); по твоему(мест.) совету – быть по-твоему(нареч.); консервировать по старому(прил.) рецепту – консервировать по-старому(нареч.).



При переходе существительных, прилагательных, местоимений в наречия их значение становится более обобщенным:

  • При переходе существительных, прилагательных, местоимений в наречия их значение становится более обобщенным:

  • брод в реке – перейти вброд, воткнуть в плотную бумагу – подойти вплотную.



Переход существительных, прилагательных, местоимений в наречия может сопровождаться фонетическими изменениями:

  • Переход существительных, прилагательных, местоимений в наречия может сопровождаться фонетическими изменениями:

  • войти в чистую комнату – проиграться вчистую; по своему следу – поступить по-своему.



Между предлогом и именной частью речи можно вставить прилагательное. Наречие, имеющее приставку, этого не допускает.

  • Между предлогом и именной частью речи можно вставить прилагательное. Наречие, имеющее приставку, этого не допускает.

  • Например: войти в (просторную) чистую комнату – проиграться вчистую; отдать сапоги в (повторную) растяжку – говорить врастяжку.



Существительное, прилагательное, местоимение, как правило, можно заменить другим словом той же части речи, наречие же – наречием.

  • Существительное, прилагательное, местоимение, как правило, можно заменить другим словом той же части речи, наречие же – наречием.

  • Например: по своему следу – по этому следу, поступить по-своему – поступить обдуманно.



В словосочетаниях, где в качестве зависимого компонента выступает существительное с предлогом, связь управление. Прилагательное и местоимение согласуются с существительным. Наречие не имеет при себе согласуемых и управляемых слов и само не согласуется и не управляется.

  • В словосочетаниях, где в качестве зависимого компонента выступает существительное с предлогом, связь управление. Прилагательное и местоимение согласуются с существительным. Наречие не имеет при себе согласуемых и управляемых слов и само не согласуется и не управляется.

  • В темную(какую?) комнату – играть (как?) втемную; жаловаться (на что?) на зло и несправедливость – сделать (зачем?) назло.

  • При существительном может быть пояснительное слово, при наречии нет: хранить в тайне от сестры – действовать втайне, уходит в глубь леса – погрузиться вглубь.



Переход других частей речи во вводные слова.



Во вводные слова переходят различные части речи: имена существительные, краткие имена прилагательные, краткие причастия, наречия, глаголы.

  • Во вводные слова переходят различные части речи: имена существительные, краткие имена прилагательные, краткие причастия, наречия, глаголы.

  • В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения:

  • Нет, друзья, во сто раз бывает хуже, это точно знаю я.(А.Т.Твардовский) – Потугин, точно, и любил, и умел говорить.(И.С.Тургенев)



Составьте по два предложения так, чтобы данные слова в одном из них были вводными, в другом – членами предложения:

  • Составьте по два предложения так, чтобы данные слова в одном из них были вводными, в другом – членами предложения:

  • Факт, возможно, действительно, видимо, по-видимому.



Переход других частей речи в предлоги, союзы, частицы.



Разграничение самостоятельных частей речи и образованных от них предлогов.

  • Существует прием, помогающий разграничить самостоятельные части речи и образованные от них предлоги: предлоги заменяются предлогами, союзы – союзами, частицы – частицами, существительные – существительными, прилагательные – прилагательными, деепричастия – деепричастиями.

  • Поговорить насчет(предл.) поездки. – Поговорить о (предл.) поездке. Отвечайте, не смотря(деепр.) в учебник. – Отвечайте, не глядя(деепр.) в учебник.



Класс союзов и частиц, как и предлогов, пополняется за счет перехода других частей речи. При этом самостоятельные части речи утрачивают присущие им признаки и приобретают признаки, характерные для союзов и частиц. Изменяется и синтаксическая функция исходных слов: они перестают быть членами предложения.

  • Класс союзов и частиц, как и предлогов, пополняется за счет перехода других частей речи. При этом самостоятельные части речи утрачивают присущие им признаки и приобретают признаки, характерные для союзов и частиц. Изменяется и синтаксическая функция исходных слов: они перестают быть членами предложения.



Процесс образования новых частиц на базе других частей речи в современном русском языке является достаточно активным. В частицы переходят как самостоятельные, так и служебные части речи. Этот процесс сопровождается сдвигами в лексическом значении исходных слов, в результате чего слова начинают служить для выражения различных оттенков значения.

  • Процесс образования новых частиц на базе других частей речи в современном русском языке является достаточно активным. В частицы переходят как самостоятельные, так и служебные части речи. Этот процесс сопровождается сдвигами в лексическом значении исходных слов, в результате чего слова начинают служить для выражения различных оттенков значения.