uzluga.ru
добавить свой файл


Фосфор


То я камень философский,



Цель урока

  • Повторить строение атома, явление аллотропии

  • Изучить особенности свойств фосфора, исходя из особенностей строения атома

  • Совершенствовать навыки в написании ОВР, схем, работы с учебником, делать выводы, сравнивать.



План

  • Р – химический элемент (положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева, нахождение в природе, история открытия, строение атома, степени окисления)

  • Р – простое вещество (аллотропные модификации, химические свойства и применение)



В теле человека

  • В теле человека

  • более 1,5 кг фосфора

  • (1,4 кг в костях,

  • 130 г в мышцах,

  • 12 г в нервных тканях)

  • Ежесуточная потребность взрослого человека в фосфоре от 1 до 1,2 г.

  • С каждым куском хлеба весом 100 г человек съедает до 10(22степень) атомов фосфора.



1 кг фосфора содержится

  • 1 кг фосфора содержится

  • в 100 кг пшеницы

  • в 200 кг сена

  • в 300 кг соломы



Происхождение названия

  • Свое название фосфор получил благодаря свойству светиться в темноте: от греческих слов фос – свет и ферро – несу (фосфор – значит светоносец). Было стремление дать русское название «самоцвет», «светлец», но эти названия не прижились.

  • За химический элемент фосфор был впервые признан Лавуазье.



Из истории открытия



По иронии судьбы фосфор открывался несколько раз. Причем всякий раз получали его из … мочи. Датой открытия фосфора считается 1669 год. Гамбургский алхимик-любитель Хеннинг Бранд, разорившийся купец, мечтавший с помощью алхимии поправить свои дела, подвергал обработке самые разнообразные продукты. Бранд заинтересовался человеческой мочей.

  • По иронии судьбы фосфор открывался несколько раз. Причем всякий раз получали его из … мочи. Датой открытия фосфора считается 1669 год. Гамбургский алхимик-любитель Хеннинг Бранд, разорившийся купец, мечтавший с помощью алхимии поправить свои дела, подвергал обработке самые разнообразные продукты. Бранд заинтересовался человеческой мочей.



Нагревая мочу, без доступа воздуха, он заметил образование белого дыма, оседавшего на стенках сосуда и ярко светившего в темноте. Бранд назвал полученное им вещество фосфором, что в переводе с греческого означает «светоносец».

  • Нагревая мочу, без доступа воздуха, он заметил образование белого дыма, оседавшего на стенках сосуда и ярко светившего в темноте. Бранд назвал полученное им вещество фосфором, что в переводе с греческого означает «светоносец».

  • В 1777 году К.В.Шееле разработал способ получения фосфора из рога и костей животных.





Фосфор – активный неметалл (активность уменьшается от белого к черному)

  • Задание: Составьте уравнения реакций, характеризующих свойства фосфора, с точки зрения ОВР. Сравните химические свойства Р и N

  • 1. Горит (белый при t = 40 С, красный – при t = 260 С) Данная реакция используется в военных учениях для создания дымовых завес

  • 2. Взаимодействует с металлами, образуя бинарные соединения. (Zn3P2, AIP – яды для грызунов)



3 3Р + 5HNO3 +2 H2O→3H3PO4 + 5NO

  • 3 3Р + 5HNO3 +2 H2O→3H3PO4 + 5NO

  • 4.Фосфин – водородное соединение фосфора. Прямым соединением Р и Н2 не может быть получен, т.к. фосфин – непрочное соединение.

  • Летучие соединения Р и Н, образующиеся при гниении органических остатков, способны самовозгораться на воздухе. Это является причиной редкого природного явления «блуждающих огней».



Тип кристаллической решетки белого фосфора….

  • Тип кристаллической решетки белого фосфора….

  • а) молекулярный б) атомный в) ионный

  • У фосфора …. аллотропных модификаций

  • а) две б) три в) четыре г) пять

  • В атоме фосфора неспаренных электронов -…

  • а) три б) четыре в) пять

  • У фосфора в сравнении с азотом сильнее выражены….. свойства

  • а) окислительные б) восстановительные

  • Причина свечения белого фосфора….

  • а) изменение агрегатного состояния вещества

  • б) химическое явление в) физическое явление



1.Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке?

  • 1.Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке?

  • не важны важны очень важны

  • 2. Как ты оцениваешь знания, полученные сегодня?

  • неосознаннные осознанные глубокие

  • 3. С каким настроением ты изучал этот материал

  • не интересно не очень интересно

  • 4. Как оцениваешь свою деятельность?

  • удовлетворительно хорошо отлично

  • 5. Как оцениваешь деятельность партнера?

  • удовлетворительно хорошо отлично