uzluga.ru
добавить свой файл
1


Формирование экологической культуры учащихся в процессе экскурсий и учебно-исследовательских работ


Введение

  • В связи с возникновением экологического кризиса в результате нарушения баланса между Природой и Человеком, экологическое воспитание и образование приобрели большую значимость.

  • Целью экологической педагогики и психологии стало формирование нового мышления, экологического сознания и экологичной личности, в целом. Такая личность должна включать в себя не только экологические знания, умения, гуманные чувства, но и экологическую ответственность, экологическое мировоззрение, стремление быть в гармонии с Природой, что характеризует высокую экологическую культуру.

  • Особенно большой вклад в развитие теории экологического образования и воспитания внесли Зверев И. Д., Захлебный А. Н., Суравегина И. Т., Мамедов Н. М., Глазачев С. Н., Бобылева Л. Д.

  • На практическую сторону экологического воспитания и образования обращали внимание в своих трудах Стрельцова В. Б., Букин А. П., Боголюбов А. С., Ридигер О. Н. Серию экскурсий составили Теплов Д. А. и Титов Е. В. Методика проведения учебно-исследовательских работ учащихся раскрыта в работах Луняк Н. Н., Денисовой С. И., Кулева А. В. Единство нравственного, патриотического и экологического воспитания, формирование психологической культуры проходит главной мыслью через труды Сухомлинского В. А.

  • Целью курсовой работы является организация работы по формированию экологической культуры учащихся в процессе экскурсии и учебно-исследовательской деятельности.

  • При достижении цели решались следующие задачи (проблемы):

  • 1. Изучить теоретический материал по формированию экологической культуры учащихся, обратить внимание на психолого-педагогический аспект проблемы.

  • 2. Изучить методы и формы организации экскурсий и учебно-исследовательской работы.

  • 3. Провести диагностику уровня экологической культуры школьников.

  • 4. Разработать организацию экскурсий и учебно-исследовательской работы.

  • При изучении уровня экологической культуры учащихся использовался метод анкетирования. При разработке организации экскурсий и учебно-исследовательской работы использовались словесные, наглядные, практические методы обучения и такие формы обучения, как кружок «Юный эколог», сюжетно-ролевая и дидактическая игры, дискуссии и диспуты, конкурсы, конференции.



ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 1.1. Формирование экологической культуры как психолого-педагогическая проблема

  • Еще в средние века педагоги-гуманисты понимали положительное влияние природы на развитие и формирование личности учащегося. В противоположность схоластическим школам, которые характеризовались суровой дисциплиной, авторитарностью, направленностью на зубрение учебного материала, гуманисты с уважением относились к личности ребенка, стремились развить любознательность и интерес к знаниям, придавали большое значение развитию физических и духовных сил человека.

  • Итальянский педагог-гуманист Витторино де-Фельтре (1378-1446) организовал школу на лоне природы и назвал ее «Дом радости». В отличии от средневековых школ в ней было много света и воздуха, совершались экскурсии в природу.

  • Французский гуманист Франсуа Рабле (1494-1553) считал губительным зазубривать все наизусть. Обучение должно быть связано с окружающей действительностью – совершались прогулки по полям и лесам, собирались растения и составлялись гербарии, проводились наблюдения в природе. Усвоение знаний носило сознательный характер. Такое воспитание способствовало развитию многостороннего и самостоятельного мышления учащегося, его творчества и активности (Константинов, 1982).

  • Известный французский мыслитель Жан-Жак Руссо (1712-1778) был сенсуалист – считал, что нет ничего в нашем сознании, что не было бы получено при посредстве ощущений, через органы чувств. Он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости и активности ребенка, важность для обучения его непосредственного общения с природой и жизнью. Все должно быть представлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По мнению Руссо, наглядность – сама природа, жизнь. Чтобы развить физическую, нравственную, умственную сферы ребенка, необходимо сформировать чувство природы в его личности. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам (Константинов, 1982).

  • Действительно, без гуманности и уважения невозможно воспитать гуманную и уважающую личность, а значит невозможно сформировать и ее психологическую культуру, которая является основой всей культуры человека (и экологической культуры, в том числе).





Уже в детстве нужно стараться, чтобы эти ощущения и чувства сопровождали процесс познания явлений природы. В отрочестве это еще больше усиливается. Каждый подросток должен пройти длительную школу ощущений и восприятий, которая выработала бы у каждого широкий диапазон чувств, сопровождающих процесс познания, возникающих и развивающихся в процессе познания.

  • Уже в детстве нужно стараться, чтобы эти ощущения и чувства сопровождали процесс познания явлений природы. В отрочестве это еще больше усиливается. Каждый подросток должен пройти длительную школу ощущений и восприятий, которая выработала бы у каждого широкий диапазон чувств, сопровождающих процесс познания, возникающих и развивающихся в процессе познания.

  • Путешествия в мир природы раскрывают все богатство восприятия. Трудно найти слова, чтобы передать безграничную насыщенность листвы в тихие солнечные дни, особенно в солнечные утра после дождя или росной ночи, когда прозрачный воздух словно раскрывает новые оттенки окраски леса, сада, луга. Одни подростки находили свыше семидесяти оттенков и переходов от зеленому к изумрудному, светло-желтому, к синему, другие – свыше восьмидесяти.

  • В солнечные дни после уроков подросткам хотелось идти в поле, в лес, на берег пруда, чтобы видеть и радоваться.

  • Во время экскурсий В. А. Сухомлинский часто давал задания детям: рисуйте, что хотите, что считаете нужным, что видите вокруг себя. И ребята начинали с большим вниманием присматриваться к природе, к ее оттенкам, стараясь изобразить окружающее на своих листах бумаги. Таким методом В. А. Сухомлинский развивал культуру восприятия, творческую активность, эмоциональное самовыражение детей.

  • Перед нами открывалась новая удивительная красота окружающего мира – красота простора. Мы наблюдали степную даль. Перед нами лежали поля, похожие на моря, чуть встревоженные волнами. Словно зеленые островки, стояли леса. Мы видели, как пространство налагает десятки оттенков на нивы и луга, холмы и перелески, на села, раскинувшиеся в долинах. Мы любовались тончайшими переливами цветов – от светло-зеленого до темно-фиолетового, от нежно-голубого до густо-синего. Нас манила в даль сиренево-фиолетовая дымка, укрывающая край леса на горизонте. Долина за долиной, возвышенность за возвышенностью, лес за лесом – все это тянулось вдаль, словно зачарованное дно волшебного царства.

  • Видение и переживание красоты окружающего мира – одно из главных источников понимания уникальности и неповторимости природы, значения ее в создании радости бытия, красоты и вечности жизни (Сухомлинский, 1979).

  • Именно это эмоционально-эстетическое восприятие природы Паустовский К. Г. назвал шестым чувством или чувством природы. Такое «чувство природы» или культура восприятия и является основой формирования экологической культуры личности. При этом, формирование психологической, а вместе с ней и экологической, культуры должно проходить осознанно. Детям нужно знать о человеке – о его психике, мышлении и сознании, об эмоциональной, эстетической, волевой и творческой сферах духовной жизни.





Таким образом человек приобретает духовное или психологическое здоровье, которое характеризуется и здоровым мышлением (широким, глубоким, положительно направленным). Мудрость, сила Разума необходимы во взаимоотношениях с Природой, поэтому психологическое здоровье и, как следствие, здоровое мышление являются одной из основ экологической культуры (Когай, 1999; Тыщенко, 1997; Стрельцова, 1985; Астафьева, 1998).

  • Таким образом человек приобретает духовное или психологическое здоровье, которое характеризуется и здоровым мышлением (широким, глубоким, положительно направленным). Мудрость, сила Разума необходимы во взаимоотношениях с Природой, поэтому психологическое здоровье и, как следствие, здоровое мышление являются одной из основ экологической культуры (Когай, 1999; Тыщенко, 1997; Стрельцова, 1985; Астафьева, 1998).

  • Нужно отметить, что критерием психологического здоровья является положительные эмоции, чувства человека, его положительные психологические состояния и положительная направленность личности в целом. Психологическое здоровье необходимо сохранять и развивать с детства – и, таким образом, формировать у ребенка положительное отношение к окружающим (к людям, к человеку, в частности), к деятельности, к себе. Имея положительную направленность, ребенку будет несложно положительно относится и к природе (Матрусов, 1984 Стрельцова, 1985; Щуркова, 1998; Зверев, 1984).

  • Особенно важным становится общение с природой для развития личности ребенка, живущего в многомиллионном городе. Редко оказываясь лицом к лицу с миром живой природы, городской ребенок уже в детстве лишается чего-то такого, что с годами восполнить не удается: он не знает прелести восходов и закатов – и всю жизнь остается равнодушным к красоте природных явлений. Попадая в лес, ведет себя иногда просто варварски, всё круша и уничтожая на своем пути (он самый сильный, умный, «царь природы») – он не умеет быть добрым к природе, не может стать ее другом (Стрельцова, 1985).

  • Ученые и педагоги убедились, что лишь при непосредственном, близком общении с природой человек начинает относиться к ней как к субъекту, а не как к объекту, на который можно только воздействовать.

  • Долгое время человек в Природе был только одной частью - биологической (так как в результате эволюции Природа создала человека). И как биологические существа люди воздействовали на Природу не задумываясь об этом. Но теперь у человека происходит становление нового сознания (экологического), через которое он видит себя не отдельно от Природы, а вместе с ней. Пробуждается духовное отношение человека к Природе – как к субъекту. Формируется понимание, что она является источником биологической (физической) и духовной (психологической) сущности человека (Когай, 1999; Щуркова, 1998; Астафьева, 1998).



















1.2. Экскурсия и учебно-исследовательская работа в природе как средство экологического воспитания

  • Всякое обучение представляет собой некую модель реальной действительности, создаваемую с целью познания мира в искусственных, аудиторных условиях. Выделившись из практической деятельности обучение приобрело форму «передачи» учащимся готовой, очищенной от всякой связи с реальной практикой абстрактной учебной информации, знаковой системы, усвоение которой и считается его основной целью. Однако, модель традиционного, объяснительно-иллюстративного обучения слишком далеко оторвалась от реальной действительности, что является очень важным ущербом для экологического воспитания и образования (Астафьева, 1998).

  • Еще в дореволюционный период передовые педагоги выступали за широкое применение практических методов обучения. В. В. Половцев писал: «Задачей образования отнюдь не является сообщение готовых фактов и идей – не менее важным является овладение теми методами, которыми эти идеи добивались» (Ридигер, 2002).

  • Вот некоторые высказывания педагогов: «Нет лучшего средства возбудить и развить в детях и наблюдательность, и самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей». «Исследовательский метод отвечает природе ребенка и законам его развития. Дети являются врожденными исследователями». «Применение практических методов связано с активной деятельностью рецепторов (входящие в сенсорные органы) и эффекторов – исполнительных органов – органов трудовой деятельности».

  • Китайская пословица гласит: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я помню, я делаю – и я понимаю». К сожалению, в силу объективных и субъективных обстоятельств многие учителя этого не учитывают, подменяя лабораторные работы и экскурсии демонстрацией или рассказом. В результате интерес к изучению естественных предметов и экологии падает (Ридигер, 2002).

  • В современном образовании должно стать приоритетным свободное творческое развитие личности. Невозможно воспитать бережное отношение к природе, апеллируя только техническими, экономическими и правовыми аспектами знаний. Необходимо помочь человеку перевести эти знания в личностные ориентиры, способствовать становлению его нравственно-этических принципов (Ридигер, 2002).















ГЛАВА II. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСКУРСИИ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

  • Уровень экологической культуры определялся методом анкетирования на основе уровня знаний о птицах, степени развития чувств, интереса к ним, наличия положительно направленных мотивов и деятельности по отношению к птицам.

  • Было опрошено 50 школьников старших классов (10-11 классы). Анкета содержит 12 вопросов. Результаты анкетирования можно изобразить в виде диаграмм: на оси ординат обозначено процентное соотношение отвечающих, на оси абсцисс – варианты ответов школьников.



























2.2. Опыт организации экскурсии и учебно-исследовательской работы

  • Поскольку учебные программы не всегда позволяют в полной мере реализовывать экскурсии и учебно-исследовательские работы, то оптимальной формой по воспитанию высокой экологической культуры учащихся является внеучебная работа, а именно, биологический кружок.

  • Программа кружковой работы по экологическому воспитанию подростков на основе изучения экологии птиц родного края.







Конспект занятия биологического кружка на тему: «Изучение экологии куликов».

  • Цель: изучить экологические условия местообитаний куликов.

  • Образовательные задачи: провести учет куликов, оценить параметры почвы, воды, растительности местообитания животных, учесть антропогенный фактор, узнать об образе жизни птиц.

  • Воспитательные задачи: эстетическое воспитание (на основе геоботанического описания луга, определение куликов по оперению, голосу, способу полета и другим признакам, оценки параметров окружающей среды); экологическое воспитание (на основе установления связи между живыми и неживыми компонентами природы и ее целостности); патриотическое воспитание (формирование любви, привязанности к родной природе и через нее – к родному краю); нравственное воспитание (формирование любви, духовного родства, заботы по отношению к природе); трудовое воспитание (ощущение духовного и физического здоровья); воспитание научного и экологического мировоззрения.

  • Развивающие задачи: развитие интеллектуальной сферы (внимания, наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы); эмоциональной сферы (развитие познавательного интереса, удивления, восторга, положительных эмоций); волевой сферы (экологических умений, навыков), а также развитие экологической культуры, в целом.

  • Место прохождения экскурсии: Панский пойменный луг.

  • Методы обучения:

  • - словесные (беседа с элементами изложения, объяснения)

  • - наглядные (объекты природы)

  • - практические (самостоятельная оценка параметров окружающей среды, ведение полевого дневника, наблюдение птиц).

  • Тип обучения: частично-поисковый, проблемный.

  • Оборудование: бинокли, полевой дневник (блокнот), карандаш, термометр, алюминиевый прут (1 м), диск Секка, воздушный и водный сачок, пинцеты, пробирки с ватой и этикетками, линейка (30 см), лопатка.

  • Маршрут экскурсии: 1) Переход от школы к панскому лугу.

  • 2) Переход на сухой кочкарник.

  • 3) Переход на заболоченный кочкарник.

  • 4) Переход к мелководью пруда.

  • 5) Возвращение в школу.

  • План экскурсии:

  • 1) Общая характеристика пойменного луга.

  • 2) Геоботаническая характеристика пойменного луга.

  • 3) Наблюдение куликов, их учет, определение видов.

  • 4) Оценка абиотических, биотических и антропогенных факторов на разных точках территории исследования:

  • - сухом кочкарнике

  • - заболоченном кочкарнике

  • - мелководье пруда.

  • 5) Подведение итогов. Общая антропогенная нагрузка на Панском лугу, ее последствия.



Ход экскурсии

  • Ребята, мы пришли на пойменный или заливной луг. Как вы думаете, почему его так называют?

  • - Потому что луг расположен в пойме реки и заливается водой.

  • Да, во время весеннего половодья Панский луг обильно заливается паводком. В связи с этим отдельные места луга имеют переизбыточное увлажнение, поэтому заболачиваются.

  • Ребята, вы уже знаете, что типичная пойма подразделяется на части: прирусловая, центральная, притеррасная и терраса. Окиньте взглядом пространство всего луга и скажите, где расположены эти части поймы.

  • - Берег реки является прирусловой частью, большая часть луга представляет собой центральную пойму, самые дальние понижения рельефа луга – это притеррасная часть поймы, а затем, идущее возвышение является террасой.

  • Молодцы, вы хорошо разбираетесь в структуре поймы реки.

  • Ребята обратите внимание на цветовую гамму центральной поймы. Какие цветовые группы можно выделить на его площади?

  • - Зеленую, желтую, белую, местами синюю и красную.

  • Да, центральная пойма характеризуется наиболее плодородными почвами и значительным разнообразием растений. Среди них можно выделить четыре хозяйственно-ценные группы: злаки, бобовые, осоки, разнотравье. Как вы думаете, злаки и осоки составляют какой цветовой фон?

  • - Зеленый.

  • Правильно, это основной фон луга. Тогда желтый фон какие могут растения составлять?

  • - Одуванчики.

  • Да, но кроме одуванчиков, ярко-желтый фон луга обусловлен цветением лютиков (ползучий, едкий).

  • Беловатый фон часто представлен сердечником луговым, а синие и красные цвета – бобовыми и сложноцветными, какими именно – мы с вами узнаем в процессе исследования.

  • Вот, ребята, почувствуйте эту красоту русского простора. В формировании широкого, естественного, высокодуховного характера русской нации большую роль играет наша природа. Еще С. Есенин в своих стихах восторгался родиной:

  • Гой ты, Русь, моя родная,

  • Хаты – в ризах образа…

  • Не видать конца и края –

  • Только синь сосет глаза.

  • Красоту русской природу воспевал и И.А. Бунин:

  • В блеске огней, за зеркальными стеклами,

  • Пышно цветут дорогие цветы,

  • Нежны и тонки их тонкие запахи,

  • Листья и стебли полны красоты.

  • Ребята, вы не представляете, как тонко чувствовал Бунин И. А. родную природу:

  • Полями пахнет, - свежих трав,

  • Лугов прохладное дыханье!

  • От сенокосов и дубрав

  • Я в нем ловлю благоуханье.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • На основе проанализированной литературы, ориентируясь на общую характеристику экологичной личности, этапы ее формирования, была составлена и частично апробирована программа экологического воспитания в форме биологического кружка по изучению экологии птиц родного края.

  • Полноценная экологическая культура способна сформироваться только при непосредственном общении с природой. Этот контакт в полной мере осуществляют такие формы учебной деятельности, как экскурсия и учебно-исследовательская работа.

  • При этом важно учитывать гармоничное развитие всех трех сфер личности учащегося (чувственной, интеллектуальной, волевой) по отношению к природе. Именно совместное взаимодействие продуктов развития данных сфер в структуре личности (эмоционально-психологическая культура, научное мировоззрение, экологические умения и навыки) способствуют становлению экологического сознания и экологичной личности в целом, которая является носителем высокой экологической культуры.

  • Большое значение в экологическом воспитании имеет экологическая личность педагога. Так как именно педагог несет основное воспитательное воздействие на личность учащихся, а точнее – личность педагога, степень ее развитости, воспитанности, образованности.

  • Особое внимание необходимо обратить на развитие творческой активности учащихся, самостоятельности и инициативности и, как результат, формирование активной жизненной позиции. Этому способствуют такие формы обучения, как дискуссия, диспуты, ролевые или имитационные игры, которые позволяют осуществлять принцип гуманизации, демократизации, индивидуального подхода, необходимых как в учебном, так и в воспитательных процессах, а в частности, в процессе формирования высокой экологической культуры личности учащихся.



Литература

  • 1. Авилова К.В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы. Кн. для учителя. / К.В. Авилова. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.

  • 2. Аникин В. Твои пернатые. Мир твоих увлечений. / В. Аникин. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 143 с.

  • 3. Беляева Л.Т. Ботанические экскурсии в природу (пособие для учителей). / Л.Т. Беляева. – М.: Просвещение, 1955. – 246 с.

  • 4. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц, полезных в сельском хозяйстве. Пособие для учителя. / К.Н. Благосклонов –М.: Гос-ое учебно-пед-ое изд-во Мин. просвещ. РСФСР, 1949. – 224 с.

  • 5. Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы и технологии. Учебное пособие. / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева. – Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2001 – 80 с.

  • 6. Бобылева Л.Д. Экологические игры в школе. / Л.Д. Бобылева, Т.П. Мягких, О.В. Бобылева. – Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2002 – 92 с.

  • 7. Боголюбов А.С. Методы геоботанических исследований / А.С. Боголюбов // Биология в школе. – 2000. - №8. – с.67-73.

  • 8. Боголюбов А.С. Полевые практикумы: их место и роль в образовании школьников / А.С. Боголюбов // Биология в школе. – 1999.–№3. – с.41-46

  • 9. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой: Книга для учителя. – / А.П. Букин. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.

  • 10. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол.спец / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. – М.: Просвещение, 1983. – 384 с.

  • 11. Воронков Н.А. Основы общей экологии: учебник для студентов высш. учебн. завед. Пособие для учителей / Н.А. Воронков. – М.: Агар, 1999. – 96 с.

  • 12. Голов В.П. Как повысить эффективность обучения экологии // География в школе. – 1996. - №3. – с. 37-39.

  • 13. Денисова С.И. Полевая практика по экологии: Учеб. пособие / С.И. Денисова. – Минск. 1999. – 120 с.

  • 14. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранительного образования / А.Н. Захлебный. – М.: Педагогика, 1981. – 184 с.

  • 15. Зверев И.Д. и др. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии: Пособие для учителя / И.Д. Зверев. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

  • 16. Здоровье без лекарств. Кн.2 / сост. А.И. Тыщенко. – Самара: Изж-во «АВС», 1997. – 480 с.

  • 17. Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании / Т.В. Иванова // Вопросы психологии. – 1999. - №3. – с.83-88.

  • 18. Когай Е.А. Социальная экология. Концепция ноосферы, экоразвитие и коэволюция / Е.А. Когай // Социально-гуманитарные знания. – 1991. - №4. – с. 148 – 160.

  • 19. Константинов Н.А. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. / Н.А. Константинов. – М.: Просвещение, – 1982. - 447 с.

  • 20. Королев В.А. Проблемы экологии в геологическом образовании школьников / В.А. Королев // География в школе. – 1996. - №3. – с.63-68.

  • 21. Кулев А.В. Научный доклад как итог исследовательской работы школьника / А.В. Кулев // Биология в школе. – 2002. - №6. – с.38 – 41.

  • 22. Луняк Н.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Биология в школе / Н.Н. Луняк. – 2000. - №8. – с. 55-58.

  • 23. Максаковский В.П. Концепция устойчивого развития человечества / В.П. Максаковский // География в школе. – 1996. - №3. – с. 14-19.

  • 24. Наумов С.П. Биология промысловых зверей и птиц СССР. / С.П. Наумов, Н.П. Лавров. – М.: Гос-ое изд-во технич. и экон. литературы, 1948. – 358 с.

  • 25. Наумов С.П. Зоология позвоночных / С.П. Наумов. – М.: Просвещение, 1965. – 462 с.





Приложение. Конспект занятия биологического кружка на тему: «Оформление результатов экскурсии и исследования, их обсуждение: влияние абиотических, биотических и антропогенных факторов на куликов».

  • Цель: оформить результаты исследования, обсудить их.

  • Задачи:

  • Образовательные: изучить связь куликов с абиотическими, биотическими и антропогенными факторами среды, выявить основные для них экологические условия среды.

  • Воспитательные: становление научного и экологического мировоззрения; патриотическое воспитание (изучение экологии родного края); трудовое воспитание (умение выносить физические и умственные нагрузки); эстетическое воспитание (конкурс рисунков о природе); воспитание творческого мышления (проведение дискуссий, диспутов).

  • Развивающие: развитие интеллектуальной сферы (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умения логически мыслить и делать выводы); эмоциональной сферы (познавательного интереса, удивления, положительных эмоций); волевой сферы (активности, умения управлять своими эмоциями, умения оформлять исследовательскую работу).

  • Методы обучения: словесные (беседа с элементами объяснения, изложения), наглядные (рабочие таблицы, графики, рисунки), практические (оформление исследовательской работы, обсуждение ее результатов)

  • Тип обучения: частично-поисковый, проблемный.

  • План занятия:

  • 1. Оформление результатов исследования (по группам)

  • 2. Составление отчета исследования и распределение доклада среди членов группы

  • 3. Конкурс ораторов

  • 4. Диспут: какой параметр или фактор окружающей среды важнее для куликов?

  • 5. Вывод на основе литературных источников.

  • 6. Конкурс рисунков о природе.



Ход занятия





























Спасибо за внимание!

  • Всего хорошего!