uzluga.ru
добавить свой файл
1


Формирование компетенций педагога как основа повышения качества образования


Оценка работодателями степени готовности выпускников ПГПУ к работе в школе



Оценка работодателями необходимых личностных качеств (250 опрошенных)



Проблемы преподавания в средней школе



Основные требования работодателей и потребителей образовательных услуг к педагогическим работникам

  • владение психологическими и общенаучными знаниями.

  • возможность развития способности адекватного и полного познания себя и других людей.

  • сформированность умений и навыков в сфере взаимодействий между людьми и окружающей средой.

  • владение навыками развития и коррекция системы отношений собственной личности и

личности обучающихся.





Профессионализм



Главным ресурсом деятельности современного учителя должны быть не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное и профессиональное развитие, способность создавать и передавать ценности.



В современной России взят курс на переориентацию оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.





Структура компетентности учителя (по А.К. Марковой)

  • профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;

  • профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

  • профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

  • личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.





По направлению 050100 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» необходимо создать условия и сформировать у каждого обучающегося

16 общих компетенций, описание

18 профессиональных компетенций:

6 общепрофессиональных, описание

7  компетенций в области педагогической деятельности описание

5 – в области культурно-просветительской деятельности описание

набор специальных компетенций, который определяется профилем подготовки. описание

Общекультурные компетенции (ОК):
  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

  • способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

  • готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

  • способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

  • готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

классификация

Общекультурные компетенции (ОК)

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

классификация

Профессиональные компетенции (ПК):

 Общепрофессиональные (ОПК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

классификация

В области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

классификация

в области культурно-просветительской деятельности:

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

классификация

Специальные компетенции (СК):

способен ориентироваться в теории и стратегии развития безопасности жизнедеятельности человека (СК-1);

способен выявлять отклонения от функционального состояния и нормальной жизнедеятельности обучающихся (СК-2);

владеет методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования идеологии здорового образа жизни; готов формировать культуру безопасного поведения и применять ее методики для обеспечения безопасности детей и подростков (СК-3);

способен оказывать доврачебную (первую) помощь пострадавшим (СК-4);

владеет знаниями о системе и методах обеспечения национальной безопасности и навыками, необходимыми для участия в обеспечении и защиты личной, общественной и государственной безопасности (СК-5);

готов организовывать и поддерживать взаимодействие с ведомственными структурами (МО, МВД, МЧС, ФСБ, ГИБДД) по вопросам безопасности жизнедеятельности (СК-6);

способен определять признаки, причины и последствия опасностей социального, техногенного и природного характера, применять методы защиты образовательного учреждения от опасных ситуаций (СК-7).

классификация

В современных условиях важной стратегической задачей профессионального образования является переход от привычной передачи новой информации, новых идей к вырабатыванию у обучающихся компетенций, формированию предпосылок для изменений в собственном поведении, т. е. развитию навыков социализации и готовности выполнять задачи профдеятельности.

Указанная ситуация порождает целый ряд проблем.

«Наполнение содержанием»: Чему учить?

наполнение компетенций есть процесс отражения особого взгляда, которого придерживается тот или иной составитель, а значит, «расшифровывание» компетенций зависит от его квалификации.



Возможные способы структурирования элементов компетенции ПК-7 «готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности»



Возможные способы структурирования элементов компетенции ПК-7 «готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности»



Как учить? Создавая среду для





Для решения проблемы необходимо

1.Совершенствовать научно-теоретическое и психолого-педагогическое обеспечение подготовки

2. Ввести в подготовку элементы

фасилитационной деятельности.

После вдалбливания студентам в голову

идеи выглядят избитыми

3. Улучшить материально-техническую базу

Как проверить, достигнут

ли результат?

Качество образования зависит от полноты, оперативности, глубины и объективности контроля качества учебного процесса, организованного в учебном заведении. Контроль должен включать в себя проверку, оценивание, измерение, накопление статистических данных, выявление динамики и прогнозирование дальнейшего развития процесса обучения

Стандартный набор изменений в процессе подготовки





Способы измерения достижений

  • методики субъективного шкалирования и самооценки компетентности;

  • метод включенного наблюдения;

  • интервьюирование;

  • прогностические беседы;

  • активные диагностические методики;

  • проективные диагностические методики;

  • метод переживания конкретных ситуаций;

  • тесты-опросники характерных черт;

  • объективные тесты с выбором ответа.



Инструменты оценивания : набор методик, позволяющих оценить (диагностировать) степень сформированности ключевых компетенций

  • «Исследование ценностных ориентаций личности»;

  • «Выявление уровня настойчивости личности» (развитие, саморегуляция, самовоспитание личности);

  • «Тест на оценку нереализованного нравственного потенциала»;

  • «Тест на оценку нереализованного социального потенциала»;

  • «Методика завершения предложений» и др.





Спасибо за внимание