uzluga.ru
добавить свой файл


Феномен казачьего самоуправления


«Люди - волей-неволей - вглядываются в прошлое, или точнее, в некий образ прошлого, возможно того и не осознавая, они делают это постоянно... Сама наша идентичность возникает из историчности... Те, кто не может вспомнить прошлое, приговорены к тому, чтобы сперва его выдумать». М.Хайдеггер М.Бытие и время, 1927 г.

  • «Люди - волей-неволей - вглядываются в прошлое, или точнее, в некий образ прошлого, возможно того и не осознавая, они делают это постоянно... Сама наша идентичность возникает из историчности... Те, кто не может вспомнить прошлое, приговорены к тому, чтобы сперва его выдумать». М.Хайдеггер М.Бытие и время, 1927 г.



«Коллективная память отличается от истории по меньшей мере в двух отношениях. Это непрерывный ход мыслей, и в его непрерывности нет ничего искусственного, поскольку из прошлого такая память сохраняет только то, что еще живет или способно жить в сознании той группы, которая ее поддерживает…В непрерывном развитии коллективной памяти нет отчетливых разделительных черт, свойственных истории, а есть только неравномерные и неопределенные границы».

  • «Коллективная память отличается от истории по меньшей мере в двух отношениях. Это непрерывный ход мыслей, и в его непрерывности нет ничего искусственного, поскольку из прошлого такая память сохраняет только то, что еще живет или способно жить в сознании той группы, которая ее поддерживает…В непрерывном развитии коллективной памяти нет отчетливых разделительных черт, свойственных истории, а есть только неравномерные и неопределенные границы».

  • Хольбвакс М. «Коллективная

  • и историческая память».



«Историческая память» в условиях коренных общественных сдвигов имеет тенденцию к оживлению своей роли в духовном потенциале, как отдельного человека, так и народа в целом».

  • «Историческая память» в условиях коренных общественных сдвигов имеет тенденцию к оживлению своей роли в духовном потенциале, как отдельного человека, так и народа в целом».

  • Ж.Т. Тощенко «Историческая память и социология»





Факторы, повлиявшие на возникновение феномена:

  • отсутствие крепостной зависимости у казаков;

  • смешанная этничность (высокая культура заимствования, конфессиональная терпимость);

  • преобладание пассионарного генотипа (активный тип социального поведения);

  • проживание в регионе столкновения геополитических интересов;



Противоречия казачьей демократии

  • Этапы отношений Москва-Дон:

  • полная самостоятельность

  • территориально-государственная автономия

  • колониальная автономия



Принципы казачьего демократического устройства:

  • разделение властей (круг/атаманское правление/судьи)

  • выборность всех органов

  • соблюдение традиционных норм казачьей жизни



Казачья горизонталь:

  • Станичное общество – население станицы и принадлежащих ей хуторов

  • Юрт – четко определенная территория станицы

  • «Станичное» гражданство



Казачий Круг – высший законодательный орган

  • Характеристики:

  • наличие уровней (войсковой, станичный)

  • представительство

  • равенство всех казаков



Атаманское правление – исполнительный орган

  • Выборные - Атаман, есаул, дьяк, судьи, почетные старики («подписные»).

  • Полномочия:

  • исполнение решений Круга

  • в походе – неограниченные полномочия («Куда атаман глазом кинет – туда казак голову положит»)



Станичное самоуправление

  • Выборы на станичном сходе (кругу) 1 раз в 3 года станичного правления с атаманом (утверждение наказным атаманом).



Примеры общественных объединений Новочеркасска до 1917 г.

  • Общество Донских врачей

  • Общество Донских торговых казаков

  • Областной комитет по призрению детей лиц, погибших в войну с Японией

  • Новочеркасское отделение Императорского человеколюбивого общества

  • Донское окружное правление Российского Общества Красного Креста

  • Общество пособия бедным донским учащимся

  • Новочеркасский технический кружок

  • Новочеркасское взаимно-вспомогательное общество фельдшеров, фельдшериц и повивальных бабок

  • Общество новочеркасских портных, скорняков и шапошников

  • Донское скаковое общество

  • Общество распространения полезных книг

  • Общество любителей Донской старины

  • Донское попечительство о народной трезвости

  • Новочеркасский отдел всероссийской лиги для борьбы с туберкулезом. Всего - 55



Классифицирующие признаки:

  • По составу :

  • объединение людей определенной социальной группы (45%)

  • объединение людей из различных социальных групп (55%). Участники – представители различных сословий, но чаще интеллигенция, дворянство, духовенство, купечество и высшие чины казачьего Войска.

  • По способу создания (по субъекту инициативы):

  • сверху (по инициативе органов государственной власти),

  • снизу (по предложению жителей города)

  • По целевой группе - 56% дореволюционных организаций были ориентированы на помощь нуждающимся категориям жителей города: сироты-подкидыши, инвалиды по слуху, погорельцы, больные туберкулезом, погорельцы, беженцы, «родильницы» и др., 25 % - на взаимопомощь.

  • По сферам деятельности - решение социальных проблем (44%), в сфере образования и науки (15%), в сфере культуры (11%), в аграрной сфере (9%).



Характеристики дореволюционных обществ:

  • широкая социальная база;

  • преимущественно религиозно-нравственная мотивация;

  • ориентация на потребности клиентов;

  • новаторский характер;

  • настрой на позитивные изменения и инициативы членов объединений в нахождении наиболее успешных путей решения проблем;

  • открытость и подотчетность деятельности



  • Барон Таубе, Войсковой Наказной Атаман: «Своеобразная военная служба казаков в течение веков создала в среде казачества особые традиции, которых казаки крепко держатся. Никогда не знавшее крепостной зависимости, исторически привыкшее к самоуправлению на началах полной равноправности, казачество выработало у себя такие формы общежития, каких нет в других местах Империи, и благодаря которым оно всегда жило и продолжает жить обособленной от остального населения жизнью… Для того, чтобы какая-либо реформа могла привиться и оказаться жизнеспособной, необходимо, прежде всего, чтобы она отвечала назревшим на месте запросам и не вносила никакой ломки в исторически сложившиеся и нередко крайне своеобразные формы военной и гражданской жизни местного казачества, которому в крае принадлежит первенствующая и руководящая роль во всех главнейших проявлениях местной жизни» (Объяснительная записка к проекту Положения о земском управлении в Области Войска Донского, 1910 г.).



Болдинов А.И., полковник:

  • «Москва, а затем Петербург, отлично понимали ценность этих услуг (военной службы), но не мирились с вольным духом и свободным укладом казачьего быта. Поэтому одной рукой правительство гладило казаков по голове – издавало хвалебные грамоты, создавало видимость привилегий, а другой – уничтожало то, что являлось духом и смыслом казачества» (1927 г.)



Ограничение казачьего самоуправления

  • 1721г. указом Петра I Войско Донское подчинено Военной коллегии (завершение государственной автономии).

  • 1723 г. – наказные атаманы.

  • 1738 г – войсковой атаман – жалуемый и наследуемый чин.

  • 1765 г. – указом Екатерины II - регламентация продвижения в чинах, и утверждение войсковых старшин Военной коллегией.

  • 1797 г. – Павел I возобновил Круги (утрата законодательной функции).

  • 1827 г. – Николай I назначил войсковым атаманом всех казачьих войск России цесаревича.

  • 1870 г. – ликвидация права на ведение судопроизводства, введение контроля за казачьим самоуправлением на низовом уровне



Казачье самоуправление – оптимальное сочетание горизонтального и вертикального управления?