uzluga.ru
добавить свой файл
1


Ученическое самоуправление в школе

ГБОУ СОШ № 2011

им. И.Н.Кожедуба

«Скажи мне и я забуду,

«Скажи мне и я забуду,

покажи мне и я запомню,

Дай мне действовать

самому и я научусь!»

Китайская мудрость

Самоуправление

  • форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

  • целенаправленная, конкретная, систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой.

  • самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.



Самоуправление - это…

  • управление жизнью класса;

  • организацию дел для своего класса, а значит и для себя;

  • решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;

  • школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.



Задачи самоуправления в школе:

  • Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.

  • Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.

  • Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).

  • Воспитание достойных творческих лидеров



Функции органа самоуправления

  • Участие в обсуждении и составлении плана работы школы;

  • Подбор и назначение ответственных за выполнение различных дел;

  • Анализ проделанной работы (отчеты ответственных за направления);

  • Организация участия классов в КТД (коллективно - творческих делах);

  • Выбор тем и вопросов для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;

  • Обсуждение и решение вопросов о поощрениях и наказаниях;

  • Контакты с общественными организациями и объединениями.



Нормативная функция самоуправления

  • Создание психологического климата коллектива, «духовного облика класса и школы» посредством принятия правил и законов жизни коллектива.

  • «наш класс», «наша школа»

  • «мы – коллектив и мы растем»



Этапы создания самоуправления в школе:

1. Диагностирование школьного пространства.

 

2. Проектирование школьного самоуправления.

 

3. Становление самоуправления как основного принципа жизни школы.

 

4. Функционирование в оптимальном режиме.

 

5. Обновление и перестройка.

Механизмы функционирования самоуправления в школе:

  • Коллективное планирование

  • Организация в школе временных советов дел

  • Поочерёдное выполнение обязанностей дежурного

  • Коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий

  • Регулярные самоотчёты учащихся о выполнении поручений



Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине.

Но только самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь быть деревом.

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом,

Будь самым красивым окунем в озере!

Если ты не можешь быть капитаном,

Кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдётся работа на корабле жизни,

Только найди своё дело.

Если ты не можешь быть солнцем,

Будь звездой на небе,

Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.

Цикличность развития УСУ



Классное собрание

  • Задача - помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно

  • Правила:

  • попытаться самим решить проблему;

  • не оказывать друг на друга никакого давления – ни юридического, ни словесного;

  • слушать друг друга и не перебивать;

  • создавать атмосферу сотрудничества



Виды классного собрания

  • установочное

  • выборное

  • отчетное

  • итоговое

  • экстренное

  • торжественное

  • тематическое

  • …..



Структура классного самоуправления

  • Председатель (командир)

  • Заместитель председателя (командира)

  • Учебный сектор

  • Культурно-досуговый сектор

  • Спортивный сектор

  • Информационный сектор (редколлегия)



Проблемы УСУ глазами классного руководителя и воспитателя:

  • Нет настоящего лидера в классе;

  • Лидер не имеет организаторских способностей (все тянет на себе);

  • Лидерство в классе остается за одними и теми же учениками;

  • Межличностные отношения кл. рук-ля и воспитателя;

  • Педагог навязывает свое мнение активу класса;

  • Педагоги не компетентны в вопросах организации и развития УСУ.



СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ «Школа Лидера»



Направления лидерского образования «Школа Лидера»

  • Организаторская деятельность

  • Коммуникация и деловое общение

  • Основы менеджмента

  • Становление жизненной и гражданской позиции

  • Навыки самовоспитания и саморазвития



Элементы системы работы по формированию мотивации на участие в деятельности УСУ

  • Выявление и развитие лидерского потенциала воспитанников школы-интерната №2

  • Обучение и развитие учащихся, работающих в ШСУ («Школа Лидера»)

  • Поддержка деятельности УСУ, КСУ (родители, руководство школы, попечители)



Обучение и развитие учащихся работающих в УСУ

  • Программа лидерского образования

  • Серия классных часов

  • Индивидуальные беседы, тренинги



Обучение и развитие педагогов работающих с активом УСУ

  • Самообразование

  • Участие в городских семинарах - практикумах по СУ.

  • Курсы повышения квалификации.

  • Стимулирование и поощрение педагогов работающих с учащимися в «Школе Лидера».



Наши предложения:

  • 1. Создать МО организаторов и консультантов по УСУ

(руководителю МО пройти курсы повышения квалификации по методике организации, управлению и обучению лидеров УСУ)
  • 2. Разработать и апробировать программу развития УСУ «Школа Лидера»

(на базе нашего ОУ в течение 3-5 лет)