uzluga.ru
добавить свой файл
1


Урок-исследование «Смутное время»


  • Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать «я сам под руководством учителя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы…».



Урок - исследование

  • Исследовательская работа идет во время урока

  • Осуществляется самыми разнообразными формами (групповой, коллективной, индивидуальной, по проблеме)

  • Используется метод сравнительного анализа

  • Работа с источником

  • Построение логической цепочки

  • Выстраивание причинно-следственных связей

  • Поиск новых для учащихся данных, выводов, обобщений



Цели урока:

  • способствовать развитию у учащихся исследова­тельской, коммуникативной, социально-адаптивной компетенций (через рассмотрение причинно-следственной связи меж­ду опричниной и кризисом в стране, анализ высказываний из­вестных историков, формирование активной гражданской позиции)



Ход урока:

  • Организационный момент

  • Знакомство с деятельностью групп

  • Работа с опорным конспектом

  • Постановка исследовательской задачи

  • Работа по группам

  • Работа с таблицей

  • Подведение итогов исследовательской работы, выставление оценок







Деятельность групп:

  • Докладчики — 5 человек, которые к уроку должны подготовить со­общения (материал может быть взят из учебника или дополнительного источника).

  • Архивисты работают с документами, то есть зачитывают тот документ, который соответствует изучаемому событию, личности, анализируют его.

  • Историки работают с высказываниями историков, то есть зачиты­вают их и выясняют, соответствуют ли они официальной точке зрения, изложенной в учебнике.

  • Хронисты работают с «перепутанными» событиями, выделяют толь­ко необходимые, составляют хронологическую таблицу.

  • Энциклопедисты работают с понятиями, дают их определения.



Россия на рубеже XVI-XVII вв.



Дополнение учителя:

  • Иван IV был в родстве с известным опричником Малютой Скурато­вым: дочь Скуратова Мария была замужем за опричником Борисом Году­новым, сестра которого Ирина была женой Федора Ивановича, сына Ива­на Грозного. После смерти Ивана Грозного на троне оказался его сын - Фе­дор, при котором было введено патриаршество (таким образом, русская церковь стала полностью самостоятельна от византийской) и учрежде­ны «урочные лета» (таким образом, устанавливался срок сыска и воз­вращения крестьян - 5лет). Но фактически власть принадлежала боярину Борису Годунову, что вызывало массу недовольства среди многих бояр. Ходили слухи о причастности Годунова к смерти малолетнего царевича Дмитрия



Причины Смуты:



Работа в группах:

  • Характеристика Бориса Годунова и его времени правления

  • Характеристика Лжедмитрия Iи его периода правления

  • Характеристика восстания под предводительством Ивана Болотникова

  • Характеристика Василия Шуйского и его деятельности

  • Характеристика К. Минина и Д.Пожарского





Задания для обсуждения:

  • Гражданин – это человек со сформировавшейся правовой и политической культурой, и который при этом нравственно воспитан.

  • В чем проявилась нравственная культура гражданина К.Минина в период освобождения Москвы от поляков? Призыв К.Минина – не искать личных выгод, а все отдать на общее дело – С.М.Соловьев назвал “подвигом нравственного очищения”. Почему?

  • Гражданское общество – это социально-экономическое и культурное пространство, в котором свободные люди реализуют свои интересы.

  • Можно ли считать Смутное время историческим поворотом к гражданскому обществу?

  • Прав ли И.Е.Забелин, говоря: “Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ, спасая государство, обнаружил такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно”? Прокомментируйте.



Критерии оценок:

  • СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ: глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы)

  • ЛОГИЧНОСТЬ: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение факторов и формулирование выводов

  • КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ: рассмотрены различные точки зрения, выражено свое отношение

  • РИТОРИКА (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств; правильность и чистота речи; владение исторической терминологией