uzluga.ru
добавить свой файл
1


Урок обобщения по теме «Наречие» на материале портретной характеристики личности

  • Цели урока:

  • обобщение и систематизация изученного материала по правописанию наречий;

  • формирование навыка создания собственного высказывания – текста с использованием наречий;

  • воспитание культуры работы в группе.

  • Оборудование: репродукции портретов русского художника

  • А.А.Харламова


План урока



Эпиграф к уроку

  • Любите живопись, поэты!

  • Лишь ей, единственной, дано

  • Души изменчивой приметы

  • Переносить на полотно…

  • Н.Заболоцкий



Устный объяснительный диктант

  • Нужно различать наречия и другие части речи, чтобы выбрать

  • (по)летнему одеты – (по)летнему саду;

  • (по)моему, красиво – (по)моему убеждению.

  • Нужно знать, как образовано наречие, чтобы выбрать …

  • Издавн(о,а), направ(о,а), рассея(н,нн)о, пута(н,нн)о,(чуть)чуть, (давным)давно.

  • Нужно различать наречия и краткие причастия, чтобы выбрать …

  • Мука рассея(н,нн)а по столу – девочка смотрит рассея(н,нн)о.

  • Море взволнова (н,нн) бурей – она взволнова(н,нн) говорит.

  • Произноси правильно!

  • Мельком Отчасти Мастерски

  • Втридорога Красивее Спокойнее

  • Конечно Нарочно



О жизни художника

  • Талантливий русский художник Алексей Алексеевич Харламов прожил долгую жизнь (1840-1922гг.), но большая её часть прошла за границей. Учился он в Академии художеств в Петербурге и по окончании получил высшую награду – большую золотую медаль. Художник отправился в путешествие по Европе и поселился в Париже – городе художников, поэтов и артистов. Он прожил там всю жизнь и только изредка приезжал в Россию.



О жизни художника

  • Ранние годы

  • Алексей Харламов родился в многодетной семье крепостного крестьянина. У родителей он был седьмым ребенком. Вскоре после его рождения хозяева решили продать его родителей другой помещице в Саратов, оставив при этом детей себе. Маленькому Алеше повезло — из-за младенческого возраста он не мог быть отлучен от матери и потому был продан вместе с родителями. В 1850 году родители Алексея вместе с ним и еще двумя младшими детьми получили свободу. Вскоре семья переехала в Санкт-Петербург.

  • В Санкт-Петербурге Алексей в 12 лет начинает брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств В.Я Афанасьева. Он очень старается в учебе и в 1854-м году поступает в Императорскую Академию художеств, где становится учеником профессора А. Т. Маркова, представителя позднего классицизма. За успехи в рисовании и живописи Алексей Алексеевич 1857 и 1862 гг. получает две Малые серебряные медали, а в 1863 году — две Большие серебряные. В 1866 году Харламов получает Малую золотую медаль за картину «Крещение киевлян», а в 1868 году — Большую золотую медаль за полотно «Возвращение блудного сына в родительский дом».



О жизни художника

  • ] Первые годы за границей

  • В 1869 году Харламов в числе лучших выпускников Академии получает право на пенсионную поездку за границу. Алексей Алексеевич много путешествует по Европе: посещает художественные музеи Германии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии. Некоторое время живет в Париже. В 18711872 годах по заказу музея Петербургской Академии художеств он делает во дворце Маурицхейс в Гааге копию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». В 1872 же году Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Впоследствии художник будет регулярно посылать свои картины на ежегодные выставки передвижников в Санкт-Петербург.

  • [править] Ученик Леона Бонна

  • В конце 1872 года художник возвращается в Париж, где поступает в ателье модного французского художника Леона Бонна. Аристократические и буржуазные салоны Третьей республики были заполнены портретами и историческими картинами Бонна. Этот модный живописец успешно передавал внешнее сходство с натурой и при этом сохранял видимость «музейного» искусства. Отдавая дань его механическому мастерству, современник назвал Бонна «превосходным, однообразным и тривиальным художником». Вслед за Бонна Харламов удачно имитировал в своих произведениях внешний вид классической живописи — любимых им старых испанских мастеров, Рембрандта, итальянцев XVII века. Именно под влиянием Бонна окончательно оформился художественный стиль Харламова.



О жизни художника

  • Знакомство с И. С. Тургеневым

  • В 1874 году Харламов отправил на академическую выставку в Санкт-Петербург три свои работы — «Бедный музыкант», «Головка итальянки» и «Головка мордовки». За эти картины и за сделанную в Гааге копию с «Урока анатомии» Рембрандта он получил звание академика. Тогда же, в 1874 году, Харламов познакомился с жившим в Париже Иваном Сергеевичем Тургеневым. Тургенев был очарован талантом молодого русского художника и предрек ему большое будущее: «Здесь появились два замечательных художника — Репин и Харламов, — писал он. — Второй особенно далеко пойдет». Во многом благодаря знакомству с Тургеневым и супругами Виардо, их протекции и заказам Харламов за один год сделал стремительную карьеру.

  • Выставленные в Салоне 1875 года портреты Полины и Луи Виардо работы Харламова имели блестящую прессу, организованную Тургеневым. Именно по совету русского писателя Эмиль Золя, посылавший в петербургский «Вестник Европы» свои «Парижские письма», посвятил Харламову восторженный пассаж. В харламовских портретах Золя увидел «дебют крупного таланта». Другой рецензент отмечал «мощь, энергию, уверенность лепки, глубину и жар колеров».

  • В конце 1875 года после окончания срока пенсионерства Харламов приехал в Россию, однако уже осенью следующего года он навсегда возвращается во Францию. Произошло это, по мнению известного журналиста того времени Н. Н. Брешко-Брешковского потому, что в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства».



О жизни художника

  • И поэтому Харламов «рисковал остаться неоцененным». Другой причиной эмиграции Харламова было и то, что Алексей Алексеевич, как писал И. Е. Репин, «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда.

  • «Русский Леон Бонна»

  • По возвращении в Париж Харламов снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль, и превратил ее в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле. Этот город был любим художником. В дар городку он передал многие свои работы. В Веле же Алексей Алексеевич познакомился с юной Фанни Шютц (Фелией Литвин), ставшей впоследствии знаменитой певицей. Их дружба будет продолжаться вплоть до смерти художника.

  • Со второй половины 1870-х Харламова увлекает передача световоздушной среды. В некоторых своих работах, в частности в акварели «Головка» (1881, в настоящее время находится в Саратовском музее имени А. Н. Радищева), он близко подходит к пленэру, наполняет изображение светом, воздухом. В эти же годы у Харламова появилась тема в салонном духе, которую можно назвать «Итальянцы эпохи Ренессанса». В новом цикле Харламов обращается не столько к манере письма старых мастеров, сколько к бытовым подробностям эпохи Возрождения. Однако увлечение эпохой Ренессанса, как и пленэром, было мимолетным. Виртуоз раз и навсегда заученного приема, художник продолжал до конца своих дней производить бесконечные вариации однообразно красивых головок итальянок и цыганок — вне времени и вне художественного развития. Единственным полотном явившимся ярким исключением стал портрет И. С. Тургенева, о котором сам писатель говорил еще в процессе работы: «Харламов пишет с меня портрет, который выйдет превосходный».



О жизни художника

  • Отчасти причина консервативной преданности Харламова одному художественному стилю объясняется востребованностью и высокой оценкой этого стиля у западной публики последней четверти XIX столетия.

  • Художник постоянно выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, получал награды. В 1888 году на Международной Выставке в Глазго его картина «Дети с цветами» произвела сильное впечатление на королеву Великобритании Викторию.

  • Проявляла интерес к его творчеству и часть русской аристократии. Так картина «Женская головка» была приобретена императрицей Марией Федоровной. Харламову просто не было потребности и смысла в переменах, осваивании новые стилей и направлений. Однако этот консерватизм столь долго сопутствовавший успеху художника обернулся для него трагедией в начале века XX-го, когда художественные вкусы общества значительно изменились.

  • Последние годы жизни Алексей Харламов провел в бедности и одиночестве. Единственным человеком, скрашивающим его старость, была Фелия Литвин, любившая Алексея Алексеевича как своего отца. Умер Алексей Алексеевич Харламов весной 1925 года в Париже. Похоронен 13 апреля того же года на кладбище Пер-Лашез.



О жизни художника

  • Художественное наследие А. А. Харламова

  • «Маленький Бонна», как именовали его парижане, «русско-испанский француз», как язвительно отзывалась русская критика, Харламов тем не менее живо интересовался событиями русской культуры. Домашний друг И. С. Тургенева и русского художника А. П. Боголюбова, знакомый композитора С. И. Танеева, Харламов был одним из создателей комитета в пользу неимущих русских художников в Париже. Живопись самого Харламова имела неизменный коммерческий успех. Хотя она и не отражала истинного состояния русского искусства того, всё же способствовала утверждению престижа русской живописи в Европе.

  • В начале XXI века интерес к произведениям художника возрос снова. Так в 2006 году картина А. А. Харламова «Маленькая швея» была продана на лондонском аукционе Bonhams за 610 тыс. фунтов стерлингов[2], а картина «Юные цветочницы» на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 2007 году ушла почти за 3 миллиона долларов[3].

  • Кроме частных коллекций картины Алексея Харламова есть и в музеях. Так в России они представлены в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Радищевском музее в Саратове, музеях Астрахани, Владивостока, Краснодара, Рыбинска, Иркутска, Хабаровска, Ярославля



Картины Алексея Харламова



Картины Алексея Харламова



Картины Алексея Харламова



Комментированный словарный диктант

  • Раскройте скобки, вставьте

  • пропущенные буквы и объясните орфограммы.

  • Жил когда(то), иску(с, сс)тво живописи, иску(с,сс)но писал, (по)своему красива, оживлё(н,нн)о разговаривают, снов(о,а) встретились, одеты (по)домашнему, (чуть)чуть улыбнулась, известно издавн(о,а), посмотрите направ(о,а), глядит рассея(н,нн)о, сначал(о,а)опиши, (по)моему , очень талантливо, мастерски изобр(о,а)зил.



Проверка словарного диктанта

  • Жил когда-то, искусство живописи, искусно писал, по-своему красива, оживлённо разговаривают, снова встретились, одеты по-домашнему, чуть-чуть улыбнулась, известно издавна, посмотрите направо, глядит рассеянно, сначала опиши, по-моему , очень талантливо, мастерски изобразил.

  • Мастерски – искусно – талантливо

  • Устно составьте предложения с предложенными выше словами.



Орфография и словообразование

  • Образуйте наречия от прилагательных и объясните написание н-нн:

  • взволнова(н,нн)ый –

  • рассея(н.нн)ый –

  • пута(н,нн)ый –

  • восторже(н.нн)ый –

  • оживлё(н,нн)ый –

  • проникнове(н,нн)ый –



Орфография и словообразование

  • Проверка

  • оживлённый – оживлённо (разговаривать)

  • взволнованный –взволнованно (смотреть)

  • рассеянный – рассеянно (отвечать)

  • путаный – путано (объяснять)

  • восторженный – восторженно (воскликнуть)

  • проникновенный – проникновенно(шептать)

  • Составьте устный рассказ к картине «Подруги».



Орфография и словообразование

  • Образуйте наречия от прилагательных и объясните выбор

  • суффиксов о-а на

  • конце наречий:

  • Редкий –

  • Давний –

  • Правый –

  • Левый –



Орфография и словообразование

  • Проверка

  • Редкий – изредка встречаться

  • Давний – издавна известно

  • Правый –справа виднеется, посмотришь

  • вправо

  • Левый – слева изображена, повернул налево



Подбери примеры к данным схемам слов

  • По -…ому : …, ….

  • По -…ему : …, ….

  • По -…и : …, ….

  • Кое -… : …, …

  • -то, -либо, -нибудь: …, …

  • Корень + корень : …, …

  • В(во)-… ых(их) : …, …



Проверь себя!

  • По-летнему одеты

  • По-русски говорить

  • Кое-как

  • Откуда-то, где-нибудь

  • Еле-еле, тихо-тихо

  • Во-первых в-третьих



Синтаксическая минутка

  • Закончите предложения, используя данные конструкции. Объясни знаки препинания.

  • На переднем плане изображены…

  • Две подруги, встретившиеся снова,…

  • Весело улыбаясь,…

  • Видно, что…

  • По-моему, художник талантливо…



Выводы

  • Помогут ли вам записанные предложения, составить устное описание картины Алексея Харламова «Подруги»?

  • Возможно ли описание картины без прилагательных и наречий?



Домашнее задание

  • Используя материал

  • урока, напишите

  • сочинение-описание

  • картины Алексея

  • Харламова «Подруги»