uzluga.ru
добавить свой файл


ТЕМА УРОКА

  • Возвратное местоимение

  • СЕБЯ


Повторение изученного материала

  • Что называется местоимением?

  • Назовите личные местоимения.

  • Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н?

  • Как пишутся местоимения с предлогами?



Поставьте местоимения в нужной форме

  • Появился у (он ), блестит надо (я ), проявлять заботу обо (я ), думать о (он ), прибыл с (они ), у (он ) в оранжерее, расстилаться над (они ), беседовать с (они ), трава подо (я ), объясниться с (он ), сожалеть о (он ), подарим (они ).



Проверьте себя

  • Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нём, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над ними, беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть о нём, подарил им.



Отгадайте загадки, о каких местоимениях идёт речь?



О каких местоимениях идёт речь?

    • В каком местоимении два звука, но буква одна?
    • Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
    • Сколько личных местоимений в слове семья?
    • Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.
    • Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.


О каких местоимениях идёт речь?

    • Я [й’а]
    • ямы
    • семь я
    • якорь
    • тыква


Знакомство с теоретическим материалом

  • В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.

  • В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).



Знакомство с теоретическим материалом



Сравните

  • Девочка облила себя водой.

  • Девочка облилась водой.



Просклоняйте самостоятельно местоимение себя



Склонение местоимения СЕБЯ



Синтаксическая функция: в предложении возвратное местоимение себя чаще всего выполняет роль дополнения.



Запомните!

  • Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.



Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый



Работа с учебником: прочитайте теоретический материал на с. 145

  • Упражнение 377

  • Устно вставьте в нужной форме возвратное местоимение себя и обозначьте его падеж; объясните орфограммы.

  • Письменно выполните морфологический разбор.



Проверь себя!

  • 1. Для себя (Р.п.) жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить.

  • 2. Не кричи о себе (П.п.), пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

  • 3. Нет лучше шутки, чем над собой (Т.п.).

  • 4. Кто только о себе (П.п.) хлопочет, тот о других и знать не хочет.



Небольшая физзарядка – для вас хорошая РАЗРЯДКА.



Упражнение 378

  • - Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы.

  • Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

  • - Какова синтаксическая роль местоимения в составе фразеологизмов?

  • Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Например: Мне не по себе.

  • Задача: замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя, подчеркните их как члены предложения.



Этот человек себе на уме.

  • Этот человек себе на уме.

  • Всё устроилось само собой.

  • Наездник не скоро пришёл в себя после того, как упал с лошади.

  • Читай про себя.

  • После болезни мальчик

  • на себя не похож.



Подберите к данным словам синонимы, слова или словосочетания, содержащие местоимение себя, объясните значение слов и выражений

  • Эгоист –

  • Читать молча, не вслух –

  • Проявлять выдержку, терпение –

  • Лишаться самообладания –

  • Судить по своим силам или вкусам –

  • Стать замкнутым, необщительным –

  • Плохо выглядеть, находиться в душевном, нервном расстройстве –

  • Быть скрытным, хитрым, иметь «заднюю» мысль –



ОТВЕТЫ:

  • эгоист – себялюбец;

  • читать молча, не вслух – читать про себя;

  • проявлять выдержку, терпение – владеть собой;

  • лишиться самообладания – выходить из себя;

  • судить по своим силам или вкусам – судить по себе;

  • стать замкнутым, необщительным – уйти в себя;

  • плохо выглядит, находится в душевном, нервном расстройстве – не похож на себя;

  • скрытен, хитер, имеет «заднюю» мысль – себе на уме.



Дополнительный материал. - Назовите лицо, на которое указывает местоимение себя. Определите падеж возвратного местоимения.

  • Она не могла простить себе, что уехала от дочери.

  • Ни в чем не повинные люди чувствовали себя виноватыми и нервничали на каждой длинной стоянке.

  • Сколько помнил себя Серпилин, он почти все время учился.



Подведение итогов урока

  • Что вы сегодня на уроке узнали нового?

  • Чем отличается местоимение себя от личных местоимений?



Домашнее задание: теоретический материал – параграф 68, записи в тетради; письменно - упр. 380. Подготовиться к сочинению по плану.

    • Описать, какой случай произошел с мальчиком?
    • Построение рассказа:
  • Экспозиция – где? когда? кто?

  • Завязка – однажды… как-то раз…

  • Развитие действия – что задумал наш герой; действия мальчика; действия котенка.

  • Кульминация рассказа – приходит мама…

  • Развязка.

    • Включить в рассказ описание интерьера, диалог.
    • Подыскать необычное название рассказа. Например: «Помог!», «Поспешишь – людей насмешишь», «Вот так сюрприз!» и т.д.


Список литературы:

  • Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5 – 9 классы: Учебник для учеб. заведений с углубл. изуч. русс. яз. – М.: Дрофа, 1997. – 432 с.

  • Русский язык: Учеб. для 6 кл.общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.

  • Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 6 класс». – М.: Дрофа, 2002. – 352 с.- (Библиотека учителя. Русский язык).