uzluga.ru
добавить свой файл


Требуемые навигационные характеристики (RNP)

Требуемые навигационные характеристики - это требования к характеристикам бортовой системы RNAV в виде:

- точности,

- целостности,

- эксплуатационной готовности,

- непрерывности,

- функциональных возможностей, необходимых для выполнения предполагаемых полетов

В целом RNP представляют собой общие требования верхнего уровня, и по-прежнему будет необходимо разрабатывать требования более низкого уровня, такие как SARPs, определяющие технические параметры и требования к сертификации навигационных средств и бортовых систем.

Выбор спецификаций PBN для реализации в Российской Федерации

  • Основными исходными данными при выборе спецификаций являются состояние парка ВС и перспективы его развития, навигационная инфраструктура и директивные постановления Правительства:

  • Исходя из данных условий является целесообразным внедрение следующих основных спецификаций PBN:

  • RNAV-5 для полетов воздушных судов на маршрутах в верхнем воздушном пространстве по трассам зональной навигации. Этот вид спецификаций может быть реализован для большинства существующих в настоящее время ВС на базе VOR/DME.

  • RNAV-1 для полетов в зоне аэродрома и заходе на посадку.

  • Выбор этих видов спецификаций основан на том, что:

  • 1) Он реально достижим существующим парком ВС.

  • 2) Использование более низкой точности в зоне аэродрома не целесообразно, поскольку это не позволит реализовать преимущества, заложенные в зональной навигации.



Навигационная инфраструктура

  • Реализация процедур RNAV-5 возможна на базе систем:

  • VOR/DME;

  • DME/DME;

  • ГНСС.

  • Для реализации процедур RNAV-1 можно использовать системы:

  • DME/DME;

  • ГНСС.



Основные мероприятия по внедрению RNAV

  • Разработка ТЭО и программы внедрения процедур зональной навигации на маршрутах и аэродромах России.

  • Разработка маршрутов и траекторий RNAV, и их публикация в AIP.

  • Выбор навигационной инфраструктуры для полетов методом зональной навигации на маршрутах и по траекториям RNAV.

  • Проведение анализа парка ВС с целью оценки соответствия его оборудования спецификации RNAV для данной навигационной инфраструктуры.

  • Подготовки экипажей для выполнения полетов в режиме RNAV.

  • Допуска ВС РФ для полетов в режиме зональной навигации.

  • Проведение анализа средств наблюдения и связи и разработка (при необходимости) программу их модернизации для обеспечения полетов метода зональной навигации.

  • Подготовка диспетчерского состава для обеспечения полетов метода зональной навигации , в том числе при смешанных полетах.

  • Оценке уровня безопасности при внедрении полетов методами зональной навигации на маршрутах и в районе аэродрома.

  • Допуск ВП и аэродромов для полетов методами зональной навигации



Внедрение PBN В Российской Федерации

  • Первые работы по опытной эксплуатации неточного захода на посадку по ГНСС методами зональной навигации были проведены в аэропорту города Самары.

  • По совокупности работ, выполненных в соответствии с распоряжением руководителя Росаэронавигации, в которых принимал участие ФГУП ГосНИИ «Аэронавигации», в ноябре 2010 года в сборнике АИП «Маршруты ОВД Российской Федерации» были опубликованы четыре международных маршрута зональной навигации типа RNP5: Норильск-Нигор (UP 864), Серов-Гином (UP 865), Тобольск-Дарно (UP 982) и Тинри-Нигор (UP 983).

  • В 2008-2009 годах разработаны схемы STAR и неточного захода на посадку по ГНСС в режиме зональной навигации в аэропортах Екатеринбург (USSS), Самара (UWWW), Тюмень (USTR), Чкаловский (UUMU) и Йошкар-Ола (UWKJ) опубликованы в AIP России.

  • В 2011-2012 годах будут разработаны траектории захода на посадку RNP APCH на основе Baro-VNAV в аэропортах Хабаровск, Казань, Санкт-Петербург, Сургут, Салехард, Минеральные-Воды.

  • Также ведутся работы по обеспечению полетов вертолетов методами зональной навигации по ГНСС в сочетании с АЗН-В, в частности, для обслуживания работ в районах добычи углеводородов.

 

Нормативные документы

  • В 2009 году подготовлен проект «Концепция внедрения PBN в Российской Федерации», который содержит, в том числе стратегию внедрения и план-график внедрения PBN.

  • Разработаны следующие проекты нормативных документов:

  • 1. Инструкция по использованию глобальной навигационной спутниковой системы в воздушном пространстве Российской Федерации.

  • 2. Инструкция по построению схем полетов на маршруте и в районе аэродрома при использовании методов зональной навигации.

  • 3. Дополнения и изменения в «Типовые технологии работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного пространства Российской Федерации».

  • 4. Дополнения и изменения в федеральные авиационные правила «Осуществление радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации».

  • 5. Положение по подтверждению безопасности полетов при внедрении процедур зональной навигации.

  • 6. Положение по обеспечению и выполнению полетов в районе аэродрома при прилете и вылете методом зональной навигации по спутниковой навигационной системе.

  • Разработана программа внедрения оборудования DME и VOR/DME

  •  

  •  



Анализ средств навигации, наблюдения, автоматизации процессов УВД и связи в части их функциональных возможностей обеспечения полетов с использованием навигационных спецификаций RNP и RNAV.

  • 1.4.1 Средства наблюдения.

  • Концепция внедрение зональной навигации предполагает, что полеты будут проходить в контролируемом воздушном пространстве.

  • В настоящее время поле вторичной радиолокации практически полностью перекрывает воздушное пространство Российской Федерации, за исключением северной части аэронавигации Северо-Восточной Сибири, где имеется поле первичной радиолокации.

  • Как ожидается радиовещательное автоматическое зависимое наблюдение (ADS-B), будет играть все возрастающую роль, в том числе в воздушных пространствах с процедурным управлением.

  • Радиолокационное наблюдение системы УВД должно использоваться для поддержания заданной траектории в случае грубых ошибок системы навигации.



Средства навигации

  • На территории Российской Федерации установлено 34 комплекта оборудования азимутально-дальномерных радиомаяков VOR/DME, 2 комплекта (Д)VOR/DME, 2 комплекта VOR, 3 комплекта DME.

  • ГНСС используется ВС в Российской Федерации только как дополнительное средство



Схема радионавигационного поля, создаваемого существующими VOR/DME для RNP-4



Схема радионавигационного поля RNP-4 после реализации программы по оснащению аэродромов , маяками VOR/DME, DME/DME



Средства автоматизации процессов УВД

  • Реализация PBN может потребовать модернизацию средств автоматизации процессов УВД для предоставления диспетчерам необходимой информации о возможностях воздушных судов.

  • Такие изменения могут включать:

  • модификацию программного обеспечения обработки плановой информации (FDP) автоматизированной системы воздушного движения;

  • при необходимости, модификацию программного обеспечения обработки радиолокационной информации (RDP);

  • необходимые модификации индикатора воздушной обстановки УВД;

  • С января 2012 года вступает в действие поправка №1 к 4444 с относящимися к PBN изменениями полей 10 и 18 формы плана полета ИКАО.



Использование ГНСС при полетах методами зональной навигации

  • Учитывая географию Российской Федерации, интенсивное использование концепции PBN станет возможным только с широким внедрением в ГА РФ систем спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и их функциональных дополнений (GBAS/GRAS)

  • В настоящее время ГНСС используется в Российской Федерации на воздушных судах только как дополнительное средство навигации.

  • Однако уже подготовлен пакет нормативных документов, позволяющий использовать ГНСС как основное средство для навигации воздушных судов, на маршруте и в воздушном пространстве аэродромов, что позволит внедрить процедуры RNAV, основанные на использовании ГНСС.



Стратегия внедрения PBN в РФ

Стратегией внедрения PBN в Российской Федерации предусмотрено три этапа:
  • краткосрочный - 2009-2012 годы;

  • среднесрочный - 2013-2017 годы;

  • долгосрочный - 2018-2022 годы.



Краткосрочный этап внедрения PBN (2009-2012 годы)

  • В океаническом воздушном пространстве и удаленных континентальных маршрутах

  • Обеспечение RNP-10 для полетов воздушных судов по трассам зональной навигации над акваторией Северного Ледовитого океана и других открытых вод, где Российская Федерация ответственна за ОрВД, а также трассам, расположенным в удаленных континентальных районах со слаборазвитой инфраструктурой ОрВД на базе навигации, основанной на применении автономной бортовой системы навигации и ГНСС

  • В континентальном воздушном пространстве

  • Внедрение RNAV-5 для полетов воздушных судов по маршрутам зональной навигации в континентальных районах на базе навигации, основанной на применении автономной бортовой системы навигации, VOR/DME, DME/DME и ГНСС;

  • В районе аэродрома

  • Внедрение полетов в аэропортах (до 5% немеждународных гражданских аэропортов и до 20% международных аэропортов) по SID/STAR в условиях RNAV-1 для ВС, оборудованных DME/DME и ГНСС. При этом сохраняются традиционные схемы маневрирования и обеспечивается ОрВД в смешанной среде.

  • Заход на посадку

  • Внедрение RNP APCH на основе Baro-VNAV в международных аэропортах (до 20% международных аэропортов).

  • При этом традиционное навигационное оборудование и традиционные схемы захода на посадку будут сохранены.

  • Внедрение в ряде аэропортов (до 30 аэропортов, в том числе 20 международных) точных заходов на посадку по I категории ИКАО для ВС, оборудованных аппаратурой ГНСС/GBAS.



Среднесрочный этап внедрения PBN (2013-2017 годы)

  • В океаническом воздушном пространстве и удаленных континентальных маршрутах

  • Начало внедрения RNP-4 для полетов воздушных судов по трассам над акваториями Северного Ледовитого океана и других открытых вод, где Российская Федерация ответственна за ОрВД, на базе навигации, основанной на применении автономной бортовой системы навигации и ГНСС.

  • В континентальном воздушном пространстве

  • Продолжение внедрения RNAV-5 на маршрутах континентальной части воздушного пространства Российской Федерации (до 60% маршрутов) на базе навигации, основанной на применении автономной бортовой системы навигации, VOR/DME, DME/DME и ГНСС.

  • В районе аэродрома

  • Внедрение полетов в аэропортах (до 15% немеждународных гражданских аэропортов и до 60% международных аэропортов) по SID/STAR в условиях RNAV-1 для ВС, оборудованных DME/DME и ГНСС. При этом сохраняются традиционные схемы маневрирования и обеспечивается ОрВД в смешанной среде.

  • Заход на посадку

  • Внедрение в ряде аэропортов (до 70 аэропортов, в том числе 50 международных) точных заходов на посадку по I категории ИКАО для ВС, оборудованных аппаратурой ГНСС/GBAS.

  • При этом традиционное навигационное оборудование и традиционные схемы захода на посадку будут сохранены.

  • Обслуживание вертолетов

  • Допуск к полетам по маршруту, маневрированию в районе аэродрома/посадочной площадки и захода на посадку в условиях RNAV-1, оборудованных ГНСС, а также точного захода на посадку вертолетов, оборудованных ГНСС/GBAS.

  • Развертывание инфраструктуры АЗН-В в качестве средства наблюдения в местах интенсивных полетов вертолетов, в том числе в районах добычи углеводородов.



Долгосрочный этап внедрения PBN (2018-2022 годы)

  • Этот период характеризуется полным развертыванием инфраструктуры ГНСС в воздушном пространстве Российской Федерации.

  • В океаническом воздушном пространстве и удаленных континентальных маршрутах

  • Завершение перехода на RNP-4 для полетов воздушных судов по трассам над акваториями Северного Ледовитого океана и других открытых вод, где Российская Федерация ответственна за ОрВД, на базе ИНС и ГНСС.

  • В континентальном воздушном пространстве

  • Завершение внедрения RNAV-5 на маршрутах континентальной части воздушного пространства Российской Федерации на базе навигации, основанной на ИНС, VOR/DME, DME/DME и ГНСС.

  • Частичный переход от RNAV-5 к RNAV-2 в воздушном пространстве с высокой ИВД.

  • Сокращение трасс, используемых ВС, не оборудованных системами RNAV.

  • В районе аэродрома

  • Внедрение полетов в аэропортах (до 50% немеждународных гражданских аэропортов и до 100% международных аэропортов) по SID/STAR в условиях RNAV-1 для ВС, оборудованных DME/DME и ГНСС. При этом в ряде случаев традиционные средства навигации могут не восстанавливаться.

  • Заход на посадку

  • Внедрение RNP APCH на основе Baro-VNAV в международных аэропортах.

  • Внедрение точных заходов на посадку по I категории ИКАО для ВС, оборудованных аппаратурой ГНСС/GBAS, начало внедрения заходов на посадку по II/III категориям ИКАО с использованием GBAS.

  • При этом в ряде случаев традиционные средства навигации могут не восстанавливаться

  • Начало внедрения заходов на посадку типа RNP AR APRCH.

  • Обслуживание вертолетов

  • Широкое использование ГНСС совместно с АЗН-В для обслуживания вертолетов на всех этапах полета.

  •