uzluga.ru
добавить свой файл
1


Тема 13. Торговая мебель, торговый инвентарь.


Классификация торговой мебели.

  • Торговую мебель принято классифицировать по следующим признакам:

  • По способу установки – пристенная, островная, привитринная, настенная и встроенная.Наиболее распространена пристенная, островная и привитринная торговая мебель, которая подразделяется на передвижную и стационарную.



  • По месту использования – для торговых залов магазинов, помещений для приёмки, кратковременного хранения, подготовки товаров к продаже.

  • По функциональному назначению – для хранения (стеллажи, поддоны, подтовар-ники), подготовки товаров к продаже (столы для фасовки, упаковки, оценки качества, раскроя и бракеража), их показа, выкладки и продажи (горки, витрины, прилавки), транспортировки, хранения и продажи, расчётов с покупателями (кассовые кабины), дополнительного обслуживания (примерочные кабины, зеркала, столы для упаковки).



  • В зависимости от конструкции торговую мебель подразделяют:

  • По принципу устройства – полочная, каркасная, трубчатая

  • По комплектности – детали, элементы, приспособления, композиция горок (группы различных по назначению, но унифицированных горок с одинаковым архитектурно-художественным оформлением)



  • По способу сборки – неразборная, сборно-разборная и складная. Неразборная мебель монтируется с помощью сварки, шурупов и винтов, клея; сборно-разборная – крючками, скобами, болтами, винтами; складная – с помощью шарнирных соединений различных типов

  • По материалу изготовления – пластиковая, из стекла и зеркал, металлическая, деревянная, комбинированная с применением металла, дерева, ДСП, стекла и пластмасс в различных сочетаниях.



  • Применительно к формам и способам продажи товаров торговую мебель классифицируют:

  • По товарному профилю – специализированная торговая мебель и универсальная

  • По организации торгового обслуживания – для продажи товаров с индивидуальным обслуживанием; для продажи товаров методом самообслуживания; для продажи крупногабаритных непродовольственных товаров по образцам с доставкой на дом; для продажи продовольственных товаров по предварительным заказам покупателей.



  • В зависимости от характера торгово-технологического процесса продажи товаров торговую мебель классифицируют:

  • По содержанию торгово-технологического процесса – мебель технологическая, выставочная, аксессуарная

  • По прогрессивности технологии доставки и продажи товаров – с использованием тары-оборудования (контейнеры, поддоны, контейнеры-вешала).



  • В зависимости от характера производства торговую мебель классифицируют:

  • по новизне – экспериментальная, традиционная

  • по серийности – малосерийная, серийная и массового производства (крупносерийная).

  • В зависимости от потребностей заказчика торговую мебель подразделяют на:

  • типовую

  • эксклюзивную

  • по индивидуальным заказам



Эксплуатационно-технические требования

  • При конструировании торговой мебели ведущими принципами являются стандартизация и универсальность. Торговая мебель должна разрабатываться с учётом последних достижений в организации торговли, отвечать современным требованиям технической эстетики. Её детали должны отличатся взаимозаменяемостью, достаточной прочностью, простотой сборки, техно-логичностью изготовления.



  • Торговая мебель должна обеспечивать оптимальное использование площади, удобство пополнения запасов товаров, демонстрационную наглядность и свободный доступ к товарам для покупателей.

  • При конструировании торговой мебели стремятся не только максимально увеличить её экспозиционную площадь, но и оснащают некоторые её виды люминесцентным освещением, наклонными кронштейнами, зеркалами и другими приспособлениями с целью обеспечения широкого показа товаров и создания покупателям максимума удобств и комфортности при отборе товаров.



Эргономические требования.

  • Конструирование торговой мебели ведётся с учетом средних антропометрических данных человека, которые в значительной степени определяют размеры оборудования. Основные параметры торговой мебели (длина, широта, высота и др.) должны соответствовать усредненным антропометрическим данным человека, сводить к минимуму утомляемость при работе обслуживающего персонала, обеспечивать достаточную обозримость и свободный доступ к товарам.



Эстетические требования

  • Необходимо, чтобы форма, пропорции и цвет торговой мебели соответствовали её функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала. Торговая мебель должна отвечать следующим эстетическим требованиям:

  • отделка должна быть увязана с общим решением обустройства и технического оснащения торгового зала

  • источники света необходимо располагать так, чтобы выделить товар, обратить на него внимание покупателей



  • цвет мебели и её отдельных элементов должен гармонировать с интерьером магазина и подчёркивать особенности выложенного товара

  • при конструировании торговой мебели следует учитывать возможности применение современных технологических и отделочных материалов

  • при монтаже торговой мебели в линию не должно возникать зрительного впечатления провисания полок и дисгармонии в дизайнерском решении.



Санитарно-гигиенические требования

  • Устройство торговой мебели, а также материалы, используемые для её изготовления, не должны затруднять её чистку в процессе эксплуатации и уборки торговых помещений. В связи с этим торговая мебель должна иметь качественную отделку с гладкой поверхность без излишних зазоров, выступов и углублений.



  • Рабочие поверхности торговой мебели, соприкасающиеся с продуктами, должны изготовляться из материалов, разрешенных к применению в торговле с продовольственными товарами.

  • Не допускается мыть торговую мебель обильно смоченной неотжатой тряпкой. Влага, проникающая в щели между деталями и соединительной фурнитурой приводит к разбуханию деревянных и коррозии металлических деталей.



Типизация, унификация и стандартизация торговой мебели

  • Размеры отдельных конструкций торговой мебели должны соответствовать параметрам помещений магазинов, что при массовом производстве невозможно без типизации, унификации и стандартизации.

  • В международной практике для этих целей введена система модулей. Под модулем (М) понимают единицу измерения в виде стандартной величины, равной 90 мм, и производных — 0,5 М (45 мм), 2 М (180 мм), 5 М (450 мм), 10 М (900 мм).



  • Одним из важнейших условий организации массового производства торговой мебели является ее типизация,, т. е. устранение, многообразия и отбор наиболее рациональных конструкций.

  • Второе важное условие организации высокоэффективного массового производства торговой мебели — ее унификация, т. е. приведение к единообразию форм, конструкций и размеров деталей, из которых собирают торговую мебель. В процессе унификации сокращается ненужное многообразие деталей, имеющих одинаковое функциональное назначение.



  • Наряду с типизацией и унификацией к непременным условиям организации высокоэффективного массового производства торговой мебели относится ее стандартизация, т. е. соответствие нормативным требованиям к размерам, материалам, качеству изготовления, правилам приемки и маркировки, упаковки, транспортировки и хранения.

  • Обязательными к выполнению нормативно-техническими документами при организации производства торговой мебели предприятиями различных организационно-правовых форм являются стандарты и технические условия. Предпосылкой для их разработки служат типизация и унификация торговой мебели.



  • Типизация, унификация и стандартизация в производстве торговой мебели позволяют:

  • выявить, проверить и отобрать наиболее рациональные наборы мебели, оправдавшие себя с точки зрения рентабельности, высокого качества обслуживания покупателей, производительности труда торговых работников и конкурентоспособности на рынке торгового оборудования

  • взаимозаменять отдельные детали и узлы торговой мебели, упрощающие ее монтаж и эксплуатацию



  • каждый производитель в соответствии со своей нишей на рынке торгового оборудования дополнительно может разработать новые варианты торговой мебели с учетом внедрения прогрессивных методов торговли и расширения товарного ассортимента

  • сократить общее число разновидностей комплектов торговой мебели, устраняя излишнее их многообразие и одновременно повышая конкурентоспособность

  • налаживать массовое индустриальное производство торговой мебели высокого качества и более низкой себестоимости с учетом рыночной конъюнктуры.



Классификация торгового инвентаря

  • По назначению в торгово-оперативном процессе он бывает:

  • для приемки товаров:

  • а) для вскрытия тары и упаковки (электроножницы, вскрыватель картонной тары со сменным ножом, ножницы для резки и т. д.);

  • б) для проверки размеров и качества товаров (пробоотборники, овоскопы-виноскопы, нутромеры, штангенциркули, микрометры и др.)



  • для подготовки к продаже и продажи непродовольственных товаров (утюги, гладильные доски, щетки для чистки одежды и обуви, электроприспособление для фасовки гвоздей и шурупов и др.);

  • рекламно-выставочный (манекены, полуманекены, подставки, держатели для одежды и др.);

  • для подготовки к продаже и продажи продовольственных товаров (приспособления для разруба, разделки и нарезки мяса, субпродуктов и рыбы, топоры мясорубные, ножи производственные, мясницкие, обвалочные и др.)



  • для отбора товаров покупателями;

  • кассовый (микрокалькуляторы, считыватели штрих-кодов, смачиватели пальцев, наколки для чеков и др.);

  • санитарно-гигиенический (пылесосы, поломоечные машины, корзины для мусора и др.);

  • противопожарный (пенные и углекислотные ручные огнетушители, гидропульт-ведра, наборы противопожарных инструментов).



  • По месту использования:

  • для складских и подсобных помещений магазинов (молоток-гвоздодер-ножницы, топоры хозяйственные, молотки, клещи, нож для вскрытия мягкой тары и др.);

  • для торговых залов продовольственных магазинов (торговые щипцы и вилки, торговые совки, лотки для выкладки товаров, считыватели штрих-кодов и др.);



  • для торговых залов магазинов, торгующих непродовольственными товарами (приспособление для проверки электроприводов и электроламп, прибор для проверки электробатарей, инвентарь для примерки обуви, головных уборов и др.);

  • повсеместного пользования (счетный, противопожарный, для уборки помещений).



  • По приводу в действие и сложности конструкции:

  • немеханиче.ский (лотки для выкладки товаров, пробоотборники, овоскопы-виноскопы и др.);

  • механический (съемник обручей, пломбир, ножи гильотинные и др.);

  • электрический (приспособление для проверки электролампочек, этикет-пистолеты, электросшиватель тары и др.);



  • пневматический, т. е. основанный на применении пневматических двигателей, преобразующих энергию сжатого воздуха в механическую работу. Используется в качестве привода различных механизмов во взрывоопасных и влажных местах (дрели, гайковерты, пневмосбиватели);

  • гидравлический (противопожарный гидропульт, подъемная площадка, тележка);

  • электронный (микрокалькуляторы, маркирующие устройства, считыватели штрих-кодов и др.).



  • По материалу изготовления:

  • деревянный (доски для нарезки, метр для отмеривания тканей и др.);

  • металлический (лотки из листовой стали, гвоздодеры, ножницы и др.);

  • пластмассовый (подставки, воронки, пластмассовые лотки, манекены, вешалки, держатели и др.);

  • картонный (коробки для упаковки, указатели, товарные символы и др.);

  • комбинированный (например, металлические ножи с деревянными или пластмассовыми ручками).