uzluga.ru
добавить свой файл


ТЕМА 4. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

  • Микроэкономика проф. Д.В.Нестерова


План

  • 1. Поведение потребителя: основные характеристики

  • 2. Анализ поведения потребителя

  • 3. Поведение потребителя в условиях изменения дохода и цен.



Вопрос 1. Поведение потребителя: основные характеристики

  • Потребности индивида и их иерархия - предпочтения - полезность блага - предельная полезность

  • Теория предельной полезности: основные положения и направления развития

  • - кардиналистский подход

  • - ординалистский подход



Теория предельной полезности: кардиналистский подход

  • Общая полезность - полезность, получаемая от потребления всех единиц благ, имеющихся в распоряжении потребителя

  • Предельная полезность - полезность, приносимая каждой дополнительной единицей блага, или прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу

  • Принцип убывания предельной полезности



Условия достижения потребителем максимума удовлетворения



Теория предельной полезности: ординалистский подход

  • Понятие “полезность” в ординалистском подходе

  • Аксиомы в ординалистском подходе

  • Задача максимизации полезности в рамках ординалистского подхода

  • «Кривая безразличия» как инструмент анализа предпочтений потребителя

  • Свойства кривых безразличия и их виды



Вопрос 2. Анализ поведения потребителя

  • Предпосылки и допущения в анализе модели

  • Бюджетное ограничение потребителя

  • B = PхX + PуY

  • Бюджетная линия

  • Влияние изменения дохода и цен на бюджетную линию



Равновесие потребителя

  • Потребитель максимизирует полезность при имеющемся бюджетном ограничении

  • Потребитель выберет тот потребительский набор, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия

  • Оптимальным для потребителя является набор, соответствующий точке касания бюджетной линии некоторой кривой безразличия: отношение предельных полезностей потребляемых товаров равно отношению их цен

  • Эта точка характеризует равновесие потребителя, так как потребитель при данных ценах не только готов, но и может замещать один товар другим без изменения уровня извлекаемой полезности.



Вопрос 3. Поведение потребителя в условиях изменения дохода и цен

  • Поведение потребителя в условиях изменения цен (доход и предпочтения не меняются)

  • Поведение потребителя в условиях изменения дохода (цены и предпочтения не меняются)



Изменение в количестве покупаемого товара, вызываемое изменением его цены, сопровождается действием 2-х эффектов

  • Эффект замещения –

  • это только то изменение в потреблении товара, которое является результатом изменения цены этого товара относительно цены на другое благо



Выводы для объяснения закона спроса

  • Концепция потребительского равновесия и принцип убывания предельной полезности

  • Концепция эффектов замещения и дохода для изучения поведения потребителя