uzluga.ru
добавить свой файл


Тема: «Учим детей мыслить»

(родительский практикум)

Цель:

Цель:
  • Оценить значимость процесса развития мышления ребёнка как механизма решения значимых проблем. Задачи:

  • Сформировать представления родителей о мышлении .

  • Уяснить возможные стратегии развития мышления младших школьников.

  • Отработать доступные в практике семейного воспитания приёмы развития мышления детей.



Вопросы для обсуждения:

  • Что такое мышление, какова его роль в перспективе жизни ребёнка?

  • Чем мышление отличается от «думания»?

  • Каковы стратегии развития мышления ребёнка?

  • Можно ли заставить мыслить?

  • Проблемные ситуации как основа мышления.

  • Можно и нужно научить детей правильно организованно мыслить.



«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребёнка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо большее влияние оказывает время, природа и семейная жизнь» (Ушинский К. Д.)



Лесенка познания секретов мышления.

Ура! Мы победили!

Как научить детей мыслить?

Стратегии взрослых

Мышление и «думание»

Почему это важно?

Мы хотим ребёнку

только лучшего

Лесенка познания секретов мышления.

Ура! Мы победили!

Как научить детей мыслить?

Стратегии взрослых

Мышление и «думание»

Почему это важно?

Мы хотим ребёнку

только лучшего

Лесенка познания секретов мышления.

Ура! Мы победили!

Как научить детей мыслить?

Стратегии взрослых

Мышление и «думание»

Почему это важно?

Мы хотим ребёнку

только лучшего

Лесенка познания секретов мышления.

Ура! Мы победили!

Как научить детей мыслить?

Стратегии взрослых

Мышление и «думание»

Почему это важно?

Мы хотим ребёнку

только лучшего

Лесенка познания секретов мышления.

Ура! Мы победили!

Как научить детей мыслить?

Стратегии взрослых

Мышление и «думание»

Почему это важно?

Мы хотим ребёнку

только лучшего

Лесенка познания секретов мышления.

Ура! Мы победили!

Как научить детей мыслить?

Стратегии взрослых

Мышление и «думание»

Почему это важно?

Мы хотим ребёнку

только лучшего



Мнение родителей: Безусловно, анализа ситуации.

Вывод:

Уметь мыслить – значит уметь разрешать проблемы, пока учебные, а затем – жизненные и профессиональные, а для этого нужен опыт.

1 ступенька

1 ступенька

Хорошо развитое мышление не имеет предметных границ и помогает человеку и в освоении наук, и в жизни, и в профессии.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был успешным, вам нужно включаться в процесс развития его мышления.

2 ступенька

Помогает ответить на вопросы: «почему?»,

«как?», «зачем?»

Задание родителям:

Сформулировать два варианта вопроса ребёнку о миграции птиц, о деревьях осенью, который на ваш взгляд, развивает мышление ребёнка и предполагает думание.



Вывод:

Взрослый должен дать ребёнку не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается.

4 ступенька «Как научить детей мыслить?»

Прежде чем получить ответ на этот вопрос, давайте удивимся тому, что процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребёнка и у взрослого, неграмотного и учёного.

Алгоритм процесса мышления

  • Усмотрение противоречия (что-то не так, что-то не то), сопровождающееся тревогой, отрица-тельными эмоциональными состояниями.

  • Осознание проблемы и возникновение желания её разрешить (проблемная ситуация), которые в эмоциональном плане порождают интерес; мотивацию к решению.

  • Поиск решения – процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане-азарт и разочарования.

  • Момент нахождения решения сопровождается яркими положительными эмоциями, радостью.

  • Проверка решения; эмоциональное состояние – чувство удовлетворения или досады, если ответ неправильный.



Выделить главное



Вывод: мыслить детей мы учим через создание проблемных ситуаций и решение проблем, при этом проблемный материал должен быть разнообразным.



Упражнения для развития мышления детей.

  • Чем похожи? Чем отличаются?

(развивает умение сравнивать)

Взрослые подбирают пары предметов (например, стол и стул, ручка и карандаш), устанавливают черты сходства и отличия. В ходе игры начисляются баллы и определяется победитель.

2. Кто назовёт больше признаков?

(развивает умение выделять существенные признаки)

Ведущий называет один из предметов окружающей обстановки, а игроки по очереди, не повторяясь, называют как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовёт последний признак.

3. Формулирование определений. (развивает способность выделять главное, учит чёткости и стройности мышления)

Называется знакомый всем предмет или явление, например, «дырка». Надо дать ему точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Поиск ведётся до тех пор, пока определение однозначно не охарактеризует предмет.

4. Поиск аналогов. (развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства)

Называется какой-либо предмет, например, «вертолёт». Выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сход-ных с ним по различным существенным признакам. Следует также классифициро-вать эти аналоги по группам. Например, мо-гут быть названы «птица», «бабочка» (лета-ют и садятся), «автобус», «поезд» (тран-спортные средства)... Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

5. Поиск противоположных предметов. (задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предметов)

Называется какой – либо предмет, напри-мер, «дом».Надо назвать как можно боль-ше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентиро-ваться на различные признаки предмета. В данном случае могут быть названы «сарай» (противоположность по размеру и степени комфорта).Побеждает тот, кто указал наибольшее количество предме-тов, чётко аргументируя при этом ответы.

Проблемные ситуации можно создать и на «жизненном материале», при решении бытовых или ситуационных задач. Они могут быть оформлены в виде индивидуальной игры или совместного творчества и приносить много пользы детям.

Проблемные ситуации можно создать и на «жизненном материале», при решении бытовых или ситуационных задач. Они могут быть оформлены в виде индивидуальной игры или совместного творчества и приносить много пользы детям.

Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей.

1. Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном).
  • Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?

  • Бабушка села в поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?



2. Ситуация с огнём.

  • В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?

  • Дым в соседней квартире. Твои действия?

3. Ситуация с водой.
  • Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

  • В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?



Коллекционирование – замечательный способ развития мышления.

  • Собирание незнакомых слов, выражений, пословиц превратило мичмана В. Д. Даля в крупнейшего учёного, знатока русского языка. Его знаменитый Толковый словарь, содержащий 200000 слов, и сейчас является одним из лучших пособий для языковедов.

  • А. Е. Ферсман, с 6-летнего возраста увлекавшийся собиранием минералов, стал крупнейшим геохимиком мира.

  • Академик С. П. Королёв всю жизнь собирал всё, что связано с освоением космоса, любую информацию о том, что летало по воле человека.



5 ступенька «Ура! Мы победили!»

Победят те родители, которые поставив проблему, не будут торопиться получить ответ, не будут сами подсказывать решение, а наберутся терпения и мудрости и дадут мышлению «разогнаться».

Советы родителям по развитию мышления у детей.

  • Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

  • Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.

  • Найденное в процессе мышления становиться знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запоминание часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти.

  • Без проблемной ситуации нет мышления.

  • Вопросы «почему?», «как сделать?», «зачем?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные, они направлены на развитие мышления.

  • Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.