uzluga.ru
добавить свой файл
1


Тема: «Скорость прямолинейного движения. График скорости»

  • Тема: «Скорость прямолинейного движения. График скорости»

  • Основное содержание урока: работа с графиками зависимости скорости прямолинейного движения от времени.

  • Данный урок шестой в системе уроков по теме «Законы взаимодействия и движения тел». На предыдущем уроке на основе теоретических знаний обучающимися была построена таблица «Графики скорости прямолинейного движения», истинность которой необходимо было подтвердить опытным путём на этом уроке.

  • Тип урока — урок комплексного применения знаний.

  • Цель этого урока – создать условия для развития:

  • интеллектуальных способностей обучающихся, мыслительных и практических умений;

  • умения проводить наблюдения и опыты, математически и графически оформлять результаты деятельности, переносить знания в новую ситуацию, обобщать и анализировать;

  • умения «читать» графики v(t);

  • навыка работы с ИКТ для получения новых знаний;

  • личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской и творческой деятельности учащихся: трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, воображения, познавательного интереса, активности, целеустремленности, способности к рефлексии;

  • культуры речи.

  • Показать важность и практическую значимость применения знания по предметам.


Учитывая психофизиологические особенности обучающихся и уровень их подготовки, я подобрала следующие методы и приёмы обучения: Методы обучения: По источнику знания: словесные (объяснение, беседа); наглядный (демонстрация); видеометод (упражнения с использованием компьютера); практический (опыт). По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный (инструктаж); проблемный (проблемная ситуация, игра); частично-поисковый (лабораторная работа); исследовательское моделирование с использованием компьютера. По степени самостоятельности: работа под руководством учителя; работа в малых группах; самостоятельная работа. Методы контроля: тестирование; фронтальный опрос.



Приёмы обучения:

  • Приёмы обучения:

  • показ процесса механического движения на уроке посредством демонстрации и ученических опытов;

  • использование проектора и компьютерных программ («Физика в картинках», Visual Basic 6.0, Microsoft Office Power Point 2007);

  • изложение материала в процессе учебной игры;

  • работа с терминами;

  • использование абстрактной наглядности (таблица, графики);

  • фронтальный опрос, решение задач;

  • выявление взаимосвязей в материале;

  • тестовый опрос;

  • анализ ошибочных решений;

  • алгоритмизация;

  • использование программ, разработанных обучающимися на уроках информатики и ИКТ.



Планируемы результаты деятельности обучающихся:

  • Планируемы результаты деятельности обучающихся:

  • 1 уровень (базовый) – репродуктивная деятельность. Обучающиеся должны знать определение скорости прямолинейного движения, общий вид графиков зависимости скорости от времени для различных видов движения; уметь определять вид движения тела, пользуясь графиком зависимости скорости от времени и руководствуясь указаниями учителя, измерять путь, пройденный телом, и время, затраченное на прохождение этого пути, вычислять скорость тела, используя формулу, выведенную более сильными обучающимися, знать единицы измерения таких физических величин, как скорость, время, ускорение, путь.

  • 2 уровень (повышенный) – частично-поисковая деятельность. Обучающиеся должны уметь:

    • Пользуясь алгоритмом, описывать движение тела (по графику определять начальную скорость тела, скорость тела в определённый момент времени, ускорение тела, путь, пройденный телом, вид движения тела).
    • Выводить формулу для вычисления скорости прямолинейного равноускоренного движения (при условии, что начальная скорость равна нулю).
    • По данным, полученным в ходе опыта, строить график функции зависимости скорости от времени.
    • Используя возможности ИКТ, строить график функции зависимости скорости от времени (в программе «Физика в картинках»).
    • Понимать принцип действия электронного секундомера.
  • 3 уровень (высокий) – проектировочно-конструкторская деятельность. Обучающиеся должны уметь:

    • Теоретически представлять конечные результаты опыта.
    • Составлять мини-рассказы о движении тела, пользуясь графиком функции зависимости скорости от времени.
    • Применять программы, разработанные на уроках информатики и ИКТ, при определении характеристик движения.
    • Сопоставлять движение нескольких тел по графикам функции зависимости скорости от времени, расположенным в одной системе координат.
    • Анализировать и обобщать информацию, полученную из различных источников.
    • Сопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого приборы.


Урок проводился в форме игры «Следствие ведут знатоки». В ходе урока обучающиеся должны были провести «расследование» и опытным путём подтвердить истинность таблицы «Графики скорости прямолинейного движения», составленной на основе теоретических знаний, и, пользуясь знаниями, полученными на уроках данной темы, описать движение тел по их графикам зависимости скорости от времени.

  • Урок проводился в форме игры «Следствие ведут знатоки». В ходе урока обучающиеся должны были провести «расследование» и опытным путём подтвердить истинность таблицы «Графики скорости прямолинейного движения», составленной на основе теоретических знаний, и, пользуясь знаниями, полученными на уроках данной темы, описать движение тел по их графикам зависимости скорости от времени.

  • Урок я начала со стихотворения Ф.И.Тютчева:

  • Не то, что мните вы, природа:

  • Не слепок, не бездушный лик,-

  • В ней есть душа, в ней есть свобода,

  • В ней есть любовь, в ней есть язык.

  • Выбор обусловлен тем, что в стихотворении отражена мысль о важности изучения физики для объяснения процессов и явлений окружающего мира.

  • Урок состоял из 10 этапов. В ходе организационного момента обучающимся были представлены правила поведения на уроке, которые, как я считаю, способствовали более успешной реализации целей урока.

  • Проверка домашнего задания проходила в форме фронтального опроса по терминам и основным характеристикам прямолинейного движения. Обучающиеся, ответившие верно на вопросы, получили карточки с изображением совы — символа мудрости.

  • Затем были сформулированы задачи урока:

  • Опытным путём подтвердить справедливость графиков зависимости скорости прямолинейного движения от времени.

  • Развивать умение определять характер прямолинейного движения по

  • графикам зависимости скорости от времени.

  • Практическая работа была разделена на две части:

  • Я с помощью демонстрационного набора «Механика» и компьютера с измерительным блоком провела эксперимент «Построение графика функции зависимости скорости от времени при равноускоренном движении». Данный этап способствовал развитию умения анализировать и сравнивать.

  • Обучающиеся с помощью лабораторного оборудования провели эксперимент по построению графика функции зависимости скорости от времени при равноускоренном движении (при условии, что начальная скорость равна нулю) по данным, полученным в результате опыта. Данный этап способствовал повышению уровня самоорганизованности, активности и самостоятельности обучающихся при выполнении практической работы, развивал умение работать с лабораторным оборудованием, математически и графически оформлять результаты деятельности.



На следующем этапе обучающиеся использовали компьютерную программу «Физика в картинках», чтобы убедиться в истинности графиков. Этот этап способствовал развитию навыков работы со средствами ИКТ для получения знаний, раскрывал возможности ИКТ при изучении процессов и явлений окружающего мира.

  • На следующем этапе обучающиеся использовали компьютерную программу «Физика в картинках», чтобы убедиться в истинности графиков. Этот этап способствовал развитию навыков работы со средствами ИКТ для получения знаний, раскрывал возможности ИКТ при изучении процессов и явлений окружающего мира.

  • На шестом этапе обучающимся была предложена проблемная ситуация (спор двух мальчиков), для решения которой необходимо было применить умение «читать» графики: определять вид движения, начальную скорость, ускорение и путь, пройденный телом. Обучающиеся с низким уровнем познавательных возможностей руководствовались алгоритмом, составленным на предыдущем уроке. А ученица с высоким уровнем — при вычислении ускорения тела использовала программу, созданную ею на уроке информатики в среде Visual Basic. Этот момент позволил показать важность и практическую значимость применения знания по другим предметам (в частности, по информатике). Также данный этап был направлен на развитие:

  • культуры речи;

  • умения переносить знания в новую ситуацию;

  • умения анализировать и сравнивать движение нескольких тел.

  • Проверка уровня усвоения знаний проводилась в форме теста, из правильных ответов на вопросы которого должно было получиться слово «успех».

  • Заключительный этап - рефлексия- способствовал не только развитию умения анализировать собственную деятельность , но и воспитанию эстетического отношения к окружающей действительности.

  • Для повышения продуктивности урока я использовала различные сочетания методов: наглядного и практического, словесного и видеометода. Это позволило одновременно задействовать несколько видов памяти (зрительную, слуховую и тактильную), создать условия для активизации образного и абстрактного мышления.

  • Стержневой задачей урока было развитие умения обучающихся работать с информацией, представленной в виде графиков, так как навык работы с такой формой представления информации играет важную роль при изучении всех разделов физики.



Я считаю, что все цели урока были успешно реализованы, методы и приёмы обучения выбраны рационально, с учётом уровня подготовки обучающихся. Использовались различные способы организации работы на уроке (групповая по парам, под руководством учителя, индивидуальная). Однако при планировании данного урока в будущем я постараюсь добавить больше дифференцированных заданий. Например, при решении задачи можно было раздать индивидуальные задания по работе с графиками для каждого обучающегося. Но на данном уроке дифференцированный подход реализовывался и при предварительной подготовке к уроку (обучающиеся в классе были рассажены с учётом особенностей восприятия, мышления, типа темперамента), и при проведении урока (все вопросы и задания были подобраны таким образом, чтобы цели и задачи реализовывались в отношении как класса в целом, так и каждого ребёнка в отдельности).

  • Я считаю, что все цели урока были успешно реализованы, методы и приёмы обучения выбраны рационально, с учётом уровня подготовки обучающихся. Использовались различные способы организации работы на уроке (групповая по парам, под руководством учителя, индивидуальная). Однако при планировании данного урока в будущем я постараюсь добавить больше дифференцированных заданий. Например, при решении задачи можно было раздать индивидуальные задания по работе с графиками для каждого обучающегося. Но на данном уроке дифференцированный подход реализовывался и при предварительной подготовке к уроку (обучающиеся в классе были рассажены с учётом особенностей восприятия, мышления, типа темперамента), и при проведении урока (все вопросы и задания были подобраны таким образом, чтобы цели и задачи реализовывались в отношении как класса в целом, так и каждого ребёнка в отдельности).

  • В целом урок можно считать успешным. Анализируя «Пейзаж настроения и деятельности», я увидела, что у всех детей урок вызвал положительные эмоции, и большинство из них позиционирует себя на уроке в роли ответственного, руководящего лица. Это говорит о том, что каждый обучающийся был увлечён работой на уроке и достиг определённого результата.