uzluga.ru
добавить свой файл
1


Стратегия построения курсов обучения математике: принципы обучения математике

  • ТМОМ

  • Общепедагогические основы

  • обучения математике

  • Тема 5


План

  • Принципы обучения - как фундамент построения образовательного процесса.

  • Различные подходы к построению системы принципов обучения.

  • Специфика некоторых принципов обучения математике с позиций современной образовательной парадигмы.



Стратегия – искусство планирования руководства чем-либо, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.

  • Стратегия – искусство планирования руководства чем-либо, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.

  • Стратегия – общие, основные установки, важные для подготовки и осуществления чего-либо.



  • Обучение математике – управление процессом формирования и накопления соответствующих когнитивных (умственных) структур учащихся.

  • Основные руководящие идеи, нормативные требования к содержанию, организации и методам обучения сформулированы в принципах обучения



Принципы в педагогике и дидактике

  • Принципы обучения – система основных дидактических требований к процессу обучения, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное развитие учебного процесса и достижение заявленных целей образования.

  • Принципы обучения отражают общественные потребности и меняются в соответствии с изменениями в обществе:

  • с повышением требований к уровню подготовки специалистов;

  • с повышением требований к доминирующим качествам мыслительной деятельности человека;

  • с появлением нового менталитета и т.п.



Принципы обучения – фундамент построения любого образовательного процесса, в том числе и обучения математике.

  • Принципы обучения – фундамент построения любого образовательного процесса, в том числе и обучения математике.



Примеры систем принципов обучения

  • Ю.К. Бабанский

  • Научность

  • Связь с жизнью

  • Систематичность и последовательность

  • Доступность

  • Сознательность и активность

  • Наглядность



Иерархические системы принципов, отражающие целевые требования к построению современного обучения математике

  • И.Д. Пехлецкий

  • Выделения главного

  • Учета возрастных и индивидуальных особенностей

  • Сознательности и активности

  • Самостоятельности

  • Доступности

  • Наглядности

  • Систематичности и последовательности

  • Научности

  • Практичности



Характеристика отдельных принципов

  • Принцип выделения главного трактуется как принцип целепологания на педагогическом, дидактическом, методическом уровне.

  • Этот принцип позволяет осуществлять педагогически значимую технологию обучения и выделить эффективные предметный материал для достижения поставленной цели обучения и развития школьников.



Характеристика отдельных принципов

  • Принцип деятельности раскрывает механизм реализации цели и задач развивающего обучения и подразумевает включение каждого школьника в учебно-познавательную деятельность, тесно связан с принципом сознательности, самостоятельности и активности обучения.

  • Принцип целостного представления о мире – означает, что

  • должно быть сформировано обобщённое представление о мире (о природе, об обществе, о самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук),

  • школьное знание должно отражать язык науки и не должно ей противоречить, т.е. есть связь с принципами научности, наглядности.



Характеристика отдельных принципов

  • Принцип преемственности обучения – предполагает связь между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики, т.е. имеется связь с принципами систематичности и последовательности.

  • Принцип минимакса – заключается в том, что школа обязана предложить ученику содержание образования по максимуму, а ученик обязан усвоить его на минимальном уровне, т.е. есть прямая связь и с принципом доступности, и принципом учета возрастных и индивидуальных возможностей



Характеристика отдельных принципов

  • Принцип психологической комфортности - предполагает учёт особенностей законов развития психики, ориентирует на создание благоприятных условий развития психической сферы ребёнка , т.е. связан с принципами доступности, учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

  • Принцип вариативности - предполагает

  • ориентацию на развитие вариативности и комбинаторного мышления,

  • понимание иного аспектного видения объекта и явлений,

  • формирование умения осуществлять системный перебор вариантов и находить оптимальный вариант т.е. имеется связь с принципами сознательности, последовательности, и активности.



Характеристика отдельных принципов

  • Принцип творчества – предполагает максимальную ориентацию на творческое начало учебной деятельности школьника, на приобретение собственного опыта творческой в школьные годы

  • В традиционно-классической системе принципов нет аналога данному принципу.



Общие особенности построения современных систем принципов

  • Акценты значимости расставляются в соответствии с конкретной исторической, культурной или социальной заявкой;

  • В конкретных условиях иерархия принципов определяется общей идеологией построения образовательного процесса с учетом особенностей личности учителя и обучаемых;

  • Новые системы принципов могут строиться на основе комбинирования принципов разных систем или изменением их иерархии.



Специфические принципы построения курсов математики

  • генерализация знаний (выделение стержней курса);

  • внутрипредметные связи;

  • построение программы по спирали;

  • единство непрерывности и дискретности обучения;

  • обучение на социокультурном опыте;

  • гуманитарная направленность;

  • деятельностный подход.



Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы

  • Генерализация знаний.

  • Начинать построение курса математики надо с истоков, с выделения основных структур и понятий, организовывать математическое обучение в порядке развёртывания структур и понятий.

  • Формировать не только отдельные знания и качества мышления, но и всю их структуру.

  • Раскрывать внутренние связи и отношения фундаментальных понятий. На конкретных фактах и явлениях показывать проявление этих понятий.

  • Расположение материала должно быть таково, что всё последующее должно вытекать из предыдущего, быть развитием прежнего знания.



Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы

  • Генерализация знаний:

  • связана с прочностью знаний об основных изучаемых структурах;

  • позволяет обеспечить лучшее понимание;

  • позволяет на основных понятиях как на стержнях строить скелет математических знаний.

  • В современных курсах школьной математики в качестве идейного стержня часто выступает понятие математической модели реального процесса



Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы

  • Принцип внутрипредметных связей (выдвинут В.А. Далингером)

  • Необходимость выделения в современном курсе математики ведущих, общих понятий,

  • Ведущие понятия должны удовлетворять следующим критериям:

    • а) формировать у учащихся научное мировоззрение;
    • б) значительно чаще других понятий служить средством изучения различных вопросов математики;
    • в) активно работать на протяжении большого промежутка времени;
    • г) должны иметь прикладную, гуманитарную направленность;
    • д) должны способствовать реализации внутрипредметнх и межпредметных связей.


Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы

  • Принцип построения программы по спирали

  • Предполагает нелинейное расположение материала. Линейное расположение материала присутствует на небольших промежутках учебного времени ( от 2-х, 3-х месяцев до 2-х, 3-х лет).

  • Целостность изучения объекта. обеспечивается через интеграцию теоретического материала и практических умений в содержательно методические линии.

  • Является реализацией разумного сочетания научности и доступности обучения



Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы

  • Научная строгость предполагает

  • непротиворечивость и логическую последовательность изложения основ математики,

  • использование общепринятых трактовок математических фактов, понятий, идей, апробированных практикой и позволяющих обобщать значительную группу фактов и явлений действительности,

  • не предполагает строгого, дедуктивного изложения курса школьной математики, а предполагает лишь демонстрацию дедуктивного характера математических знаний



Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы

  • Единство непрерывности и дискретности

  • Разделяется на две взаимосвязанных части:

      • Преемственность обучения - отражающую непрерывность обучения;
      • Многоступенчатость обучения - отражающую дискретность, этапность обучения.


Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы

  • Преемственность характеризуется опорой на изученное, то есть с опорой на ЗУНы, которые получены на предыдущих ступенях обучения, с теми которые мы приобретем в будущем.

  • Принцип преемственности требует выполнения следующих условий:

  • Обеспечение неразрывной связи между отдельными сторонами, этапами и ступенями обучения, и внутри них;

  • Расширение и углубление знаний, приобретенных на определенных этапах;

  • Преобразование отдельных представлений в стройную систему знаний, умений и навыков;

  • Поступательно-восходящий характер учебного процесса при обязательном учете качественного изменения учащихся.



Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы

  • Формы реализации преемственности

  • Понятия, которые рассматривались раньше, должны сохраняться, но их содержание расширяется, уточняется, обобщается;

  • Новые теоремы и целые теории либо строятся в рамках старых знаний, либо новые теории и идеи появляются, как обобщение ранее известных фактов;

  • Сохранение методов при изменении содержания,;

  • Сохранение единой символики;

  • Перенос знаний из одной области математики в другую;

  • Использование аналогий из ранее изученных теорий.



Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы

  • Обучение на социокультурном опыте

  • Наличие практической направленности обучения и связи обучения с жизнью, которое не следует воспринимать упрощенно, то есть как насыщение занятия большим количеством примеров.

  • Формирование понимания важности математических методов, логичности, строгости и, что математика изучает не само явление, а его математическую модель.



Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы

  • Принцип гуманитарной направленности -

  • Выделяются следующие составляющие гуманитарного потенциала математики:

  • Несмотря на то, что математика имеет широкое применение в естествознание, она не относится к естественным наукам.

  • Математика изучает не только развитие природы, но и законы развития общества, и законы мышления.

  • Математика относится больше к гуманитарным наукам, так как является языком описания действительности;

  • В интеллектуальном развитии личности роль математики очень велика, так как ни один из школьных предметов не может конкурировать в развитии мышления.



Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы

  • Принцип деятельностного подхода.

  • Необходимость целенаправленной активной деятельности не только учителя, но и учащегося.

  • Формирование необходимых качеств личности для осуществления полноценной деятельности. Поэтому деятельности необходимо учить.

  • Приоритет отдаётся не узким видам математической деятельности, а общим: умению, навыку, интеллекту, действиям. Математическое содержание – средство, с помощью которого мы будем достигать эти задачи.



Задание к лекции «Модели построения образования и технологии обучения математике»

  • Уточните сущность технократической и гуманистической парадигм через описание основных компонентов педагогической системы в каждой из них.



Благодарю за внимание!

  • Благодарю за внимание!