uzluga.ru
добавить свой файл
1


Стратегии учета: исторический обзор

  • Бобкова Н. Г.


Франция

  • Франция

    • регулирование всех компаний
    • расчет налогов
  • Германия

    • регулирование всех компаний
    • расчет налогов
    • защита кредиторов
  • США

    • предоставление информации для внешних инвесторов и кредиторов


Франция

  • Франция

    • ГААП Франции распространяется на все компании
  • Германия

    • ГААП Германии распространяется на все компании
  • США



Франция

  • Франция

    • Парламент (кодексы)
    • Министерство финансов
  • Германия

    • Парламент (кодексы)
    • Министерство Юстиции
  • США

    • Отсутствие единых требований по ведению бухучета во всех компаниях
    • Комиссия по ценным бумагам и биржам (1934)
    • Комиссия по стандартам финансовой бухгалтерской отчетности (1973)


Коммерческий кодекс (1861)

  • Коммерческий кодекс (1861)

  • Принципы бухгалтерского учета (1897)

    • применимы ко всем компаниям
  • Цели:

    • отображение стоимости компании преимущественно для того, чтобы кредиторы могли оценить свои риски
  • Как следствие:

    • акцент на консерватизме / осторожности
    • разумный расчет прибыли, распределяемой акционерам


Рыночная экономика (с 1945)

  • Рыночная экономика (с 1945)

    • акцент на финансовой стабильности бизнеса
  • Корпоративное управление

    • многие заинтересованные стороны бизнеса были инсайдерами; низкая потребность в отчетности для внешних пользователей
  • Преимущественное финансирование за счет банковских кредитов

    • отчетность отдельной компании, а не консолидированная отчетность
    • меньше степень раскрытия, больше гибкости


Диктаторский принцип

  • Диктаторский принцип

    • принципы надлежащего бухучета определяют бухгалтерский режим и, соответственно, налоговый режим
  • Пример

    • принципы надлежащего бухучета определяют начисление амортизации
    • начисленная амортизация уменьшает налогооблагаемую базу


Обратный диктаторский принцип

  • Обратный диктаторский принцип

    • налоговый режим определяется бухгалтерским режимом
    • желание минимизировать налоги определяет выбор бухгалтерского режима и, соответственно, налогового режима
  • Пример

    • начисленная амортизация уменьшает налогооблагаемую базу
    • ускоренная амортизация для налогообложения применяется только тогда, когда такой метод применяется в бухгалтерском учете
    • как следствие, в бухучете используется ускоренная амортизация


В соответствии с немецким ГААП компания минимизирует налоги за счет выбора такого метода бухучета, который:

  • В соответствии с немецким ГААП компания минимизирует налоги за счет выбора такого метода бухучета, который:

    • максимизирует сумму амортизации
    • минимизирует стоимость ТМЗ
    • позволяет списывать на расходы затраты на исследования и разработку
    • позволяет вычитать нереализованные потери по обменному курсу валют
    • не признает нереализованные доходы по обменному курсу валют


Информация для принятия решений внешними пользователями (инвесторами и кредиторами)

  • Информация для принятия решений внешними пользователями (инвесторами и кредиторами)

    • акцент на обоснованность и достоверность для внешних инвесторов и кредиторов публичных компаний (АО)
    • полное и честное раскрытие информации
    • очень ограниченный выбор методов бухучета
    • акцент на консолидированную отчетность
    • выбор методов не ограничивается методами для налогового учета


в соответствии с ГААП США полезная информация для инвесторов и кредиторов включает:

  • в соответствии с ГААП США полезная информация для инвесторов и кредиторов включает:

    • реалистичную амортизацию
    • накладные расходы, учтенные в стоимости ТМЗ
    • признание как нереализованных доходов, так и расходов (по валюте)
  • но…

    • возможно использование метода ЛИФО для учета ТМЗ
    • списание на расходы затрат на разработку и исследования


Volkswagen

  • Volkswagen

    • ускоренная амортизация
    • накладные расходы не учтены в стоимости ТМЗ
    • признание расходов, но не доходов (по валюте)
    • списание на расходы затрат на разработку и исследования


Комитет по стандартам международной бухгалтерской отчетности

  • Комитет по стандартам международной бухгалтерской отчетности

  • Комиссия по стандартам международной бухгалтерской отчетности

  • Европейский Союз

  • Биржи

  • Национальные ведомства по стандартам бухучета



создание единой бизнес среды

  • создание единой бизнес среды

  • сокращение расходов

    • административные расходы
    • стоимость капитала
  • содействие международным инвестициям и размещению акций на международных биржах

  • улучшение финансовой отчетности



1973 - 2000

  • 1973 - 2000

    • Комитет по стандартам международной бухгалтерской отчетности
    • Международные стандарты бухгалтерской отчетности (IAS)


цели:

  • цели:

    • улучшение и гармонизация отчетности для внешних пользователей
    • предоставление необходимой информации для принятия решений заинтересованными сторонами:
      • справедливое предоставление данных, полное и справедливое раскрытие информации
      • налогообложение не влияет на бухучет
      • отсутствие скрытых или секретных резервов


деятельность:

  • деятельность:

    • «хороший бухучет» с наличием некоторого выбора вариантов его ведения (1973-1986)
    • концептуальная основа (1986-1989)
    • сопоставимость и улучшения (1987-1993)
      • сокращение вариантов ведения бухучета и улучшение руководства и раскрытия информации
    • готовые стандарты для использования при подготовке финансовой отчетности для бирж (1993-2000)


цели:

  • цели:

    • разработка единого набора высоко качественных, доступных для понимания и имеющих законную силу международных стандартов бухгалтерского учета
    • предоставление прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности
    • взаимодействие с национальными ведомствами для достижения конвергенции (сближения) стандартов бухучета по всему миру


деятельность:

  • деятельность:

    • адаптация и улучшение IAS, выпущенных IASC
    • облегчение применения IAS/IFRS
    • улучшение финансовой отчетности
    • международная конвергенция национальных и международных стандартов


финансовая отчетность должна:

  • финансовая отчетность должна:

    • честно раскрывать информацию, которая требует раскрытия
    • отражать изменчивость (волатильность), когда она имеет место, а не когда менеджеры хотят ее отразить в отчетности


похожие транзакции и события должны отражаться в отчетности однотипно

  • похожие транзакции и события должны отражаться в отчетности однотипно

  • различные по сути транзакции и события должны отражаться в отчетности по-разному

  • IFRS не позволяют выбирать варианты режима бухучета



Общая индустриальная политика (1970-е гг.)

  • Общая индустриальная политика (1970-е гг.)

    • устранение барьеров для производства и торговли в ЕС
      • однотипная бизнес среда
      • свобода предпринимательства
    • одинаковая защита прав акционеров, кредиторов и сотрудников
    • минимальные стандарты в законах стран-членов ЕС


Цели

  • Цели

    • минимум правил для финансовой отчетности общего пользования
      • страны-участники ЕС могут накладывать дополнительные требования
    • отсутствие требования по единообразию
      • различные варианты могут использоваться для отражения различий в законодательной, социально-экономической и культурной средах стран
      • сопоставимость через предоставление дополнительной информации


Директивы

  • Директивы

    • законодательный инструмент для стран-участников ЕС
    • должны стать частью законодательства стран-участников ЕС
  • Директивы по бухучету

    • первая – публикация финансовой отчетности (1968)
    • четвертая – годовая отчетность компаний (1978)
    • седьмая – консолидированная отчетность (1983)
    • банки (1986)
    • страховые компании (1991)


На них оказали влияние существующие требования стран-участников ЕС

  • На них оказали влияние существующие требования стран-участников ЕС

    • черновик подготавливался экспертами какой-либо одной из стран-участников ЕС
      • 4 и 7 директивы – Германия
    • происходило обсуждение другими странами-участниками ЕС
    • одобрялись Советом Министров


Национальные требования

  • Национальные требования

  • страны-участники ЕС:

  • влияние, обсуждение

  • Директивы ЕС

  • страны-участники ЕС:

  • адаптация/выбор вариантов

  • Национальные законы



Законы Германии Законы Великобритании

  • Законы Германии Законы Великобритании

  • формат финансовых отчетов достоверность и справедливость

  • 4 директива ЕС

  • достоверность и справедливость формат финансовых отчетов

  • Законы Германии Законы Великобритании



Директивы ЕС

  • Директивы ЕС

    • сопоставимость не означает однообразие
      • возможны различные методы бухучета при наличии описания, какой метод был использован
    • равенство различных подходов к бухучету
      • отображение бухгалтерских традиций различных стран


Комиссия по ценным бумагам и биржам требует от иностранных компаний предоставление отчетности в соответствии с ГААП США

  • Комиссия по ценным бумагам и биржам требует от иностранных компаний предоставление отчетности в соответствии с ГААП США

    • защита инвесторов и кредиторов
    • ГААП США – высокое качество
    • но барьер для иностранных компаний
    • поддержка инициативы IASC на согласовании ключевых стандартов для биржевой торговли между разными странами


желание выйти на рынок капитала США с 1970-х гг.

  • желание выйти на рынок капитала США с 1970-х гг.

    • согласие на предоставление отчетности в соответствии с требованиями ГААП США
    • добровольное применение ГААП США и IAS для консолидированной отчетности
    • влияние на применение международных принципов в отношении консолидированной отчетности


Использование различных бухгалтерских подходов при консолидированной финансовой отчетности

  • Использование различных бухгалтерских подходов при консолидированной финансовой отчетности

    • как страна-участник ЕС Франция приняла опцию седьмой директивы
    • повлияла на принятие в стране (Франции) седьмой директивы
    • IAS содержит принципы Франции для консолидированной финансовой отчетности


Директивы ЕС и ГААП США равнозначны

  • Директивы ЕС и ГААП США равнозначны

  • Как результат:

    • Комиссия по ценным бумагам и биржам США должна принимать отчетность европейских стран
    • взаимное признание отчетности


А принимает финансовую отчетность В

  • А принимает финансовую отчетность В

  • В принимает финансовую отчетность А

  • данный подход использован в Директиве ЕС по биржам

    • страны-участники ЕС признают финансовую отчетность друг друга, если она оставлена в соответствии с директивами
    • Директивы ЕС и ГААП США равнозначны
  • предложение Германии/ЕС к США:

    • директивы и ГААП США равноценны


Объединение Германии увеличило потребность в капитале

  • Объединение Германии увеличило потребность в капитале

    • компаниям нужен доступ к рынку капитала США
    • Комиссия по ценным бумагам и биржам не приняла предложение Германии (о равноценности стандартов)
    • Daimler-Benz использовал ГААП США для размещения акций на NYSE (1993)
    • Компании добровольно стали применять IAS (1994)


Возможность стран ЕС получения доступа на иностранные рынки капитала

  • Возможность стран ЕС получения доступа на иностранные рынки капитала

    • поддержка инициативы IASC
    • разрешение для компаний, котирующихся на биржах, использовать IAS вместо национальных стандартов
      • обязательно должны соблюдать директивы
    • внедрение IAS в Австрии, Бельгии, Франции, Германии и Италии


реакция Германии

  • реакция Германии

    • разрешить использование IAS или ГААП США вместо ГААП Германии при составлении консолидированной отчетности
    • к 2000 году все крупные компании, котирующиеся на биржах, перешли на применение IAS или ГААП США
    • несколько компаний, вышедших на рынок капитала США, используют ГААП США или делают трансформацию отчетности под ГААП США
      • Deatsche Telecom, Deatsche Bank, SAP, Siemens, Bayer, Thyssen


реакция Франции

  • реакция Франции

    • разрешить использование IAS или ГААП США вместо ГААП Франции при составлении консолидированной отчетности (1999)
    • но закон не вступил в силу
    • многие компании, которые использовали IAS вновь перешли на использование ГААП Франции


цель:

  • цель:

    • торговля ценными бумагами в ЕС на международных рынках на основе единых правил предоставления финансовой отчетности
    • самое главное: надежная, сравнимая, предоставленная вовремя, имеющая отношение к делу информация


с 2005 года все компании, котирующиеся на бирже, должны предоставлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с IFRS, принятыми Европейской Комиссией

  • с 2005 года все компании, котирующиеся на бирже, должны предоставлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с IFRS, принятыми Европейской Комиссией

    • распространяется на все страны-участники ЕС


Комиссия должна «вмешиваться» только тогда, когда

  • Комиссия должна «вмешиваться» только тогда, когда

    • обнаружены существенные различия
    • IFRS не соответствуют деловой среде ЕС
  • Комиссии советуют

    • Комиссия по регулированию бухучета (политический орган)
    • Европейская консультативная группа по финансовой отчетности (технический орган)


с 2005 года все компании, котирующиеся на бирже, должны предоставлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с IFRS, принятыми Европейской Комиссией

  • с 2005 года все компании, котирующиеся на бирже, должны предоставлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с IFRS, принятыми Европейской Комиссией

    • влияние в Германии меньше, чем могло бы быть
    • влияние во Франции больше, чем могло бы быть