uzluga.ru
добавить свой файл


Способы сжатия текста


Способы сжатия

  • ИСКЛЮЧЕНИЕ

  • ОБОБЩЕНИЕ

  • УПРОЩЕНИЕ



Исключение подробностей, деталей

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

Приёмы исключения:

  • исключение повторов;

  • исключение одного или нескольких синонимов;

  • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

  • исключение фрагментов предложения;

  • исключение одного или нескольких предложений;

  • исключение предложений, содержащих второстепенные факты;

  • исключение предложений с описаниями и рассуждениями.



Задание 1. Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию и исключите её.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

Например, целью может быть поступление в вуз

или покупка мотоцикла. В любом случае можно

заранее продумать и просчитать, что нужно

сделать, чтобы этого достичь.

(По материалам периодической печати)

Задание 2. Прочитайте текст. Что можно исключить без ущерба для его содержания?

Мы набирали огромные охапки палой листвы и

если домой прекрасные, печальные букеты, и

сами пропитывались их горьким запахом.

(По Ю.Нагибину)

Задание 3. Сократите текст вдвое.

Тут откуда-то из-за угла выскочила с

оглушительным лаем Буська, коричневый

бульдог, любимица всей семьи Горького. Она

пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей

шкуры, её янтарные прозрачные глаза

вспыхнули колючей искрой собачьей ненависти,

кожа складками собралась на загривке, упругие

ляжки напряглись перед решительным прыжком. (В.А.Рождественский)

Внезапно откуда-то выскочила Буська, бульдог.

Разъярённая собака, почуяв запах медвежьей

шкуры, напряглась перед прыжком, глаза её

вспыхнули ненавистью, кожа на загривке

собралась в складки.

Задание 4. Прочитайте текст и сократите его.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к

родной речи начинается с малого – с любви к

своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения

к таким же чувствам людей, которые тоже любят

свою землю, своё – пусть и непонятное тебе –

родное слово. (Д.С.Лихачёв)

Любовь к родному краю начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к людям.

Задание 5. Исключите второстепенную информацию предложения.

С самого начала своей научной деятельности

М.В.Ломоносов руководствовался принципом

сохранения вещества и движения (силы),

который составлял неотъемлемую часть его

представлений о явлениях, изучающих

естественные науки.

С самого начала своей научной деятельности

М.В.Ломоносов руководствовался принципом

сохранения вещества и движения (силы).

Задание 6. Что можно исключить из текста без ущерба для его содержания?

Шаляпин стал первым в мире певцом и великим

актёром – ведь трудно сказать, что в «Борисе

Годунове» больше волновало – пение или игра

Шаляпина? Богата Россия талантами, но скольким

из них удаётся развиться и не заглохнуть в полной

безвестности? А вот Шаляпин не погиб. Поднялся с

самых народных низов, пришёл из Суконной

слободки, чтобы дать миру, по выражению Стасова,

«радость безмерную». (А.Седых)

Шаляпин стал первым в мире певцом и великим актёром. Трудно сказать, чем он больше волновал публику – пением или актёрской игрой. Богата Россия талантами, но многие гибнут, не раскрывшись. А Шаляпин выжил. Он поднялся с самых низов, чтобы дать людям, «радость безмерную».

Шаляпин стал первым в мире певцом и великим актёром. Трудно сказать, чем он больше волновал публику – пением или актёрской игрой. Богата Россия талантами, но многие гибнут, не раскрывшись. А Шаляпин выжил. Он поднялся с самых низов, чтобы дать людям, «радость безмерную».

Обобщение

При обобщении материала вычленяются

единичные факты, затем подбираются

языковые средства их обобщённой передачи

и составляется новый текст.

Приёмы обобщения:

  • замена однородных членов предложения обобщающим наименованием;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.



Задание 1. Как можно словосочетанием охарактеризовать «многоликость» Куприна?

Он был «един и многолик». «Един» потому, что

был Александром Ивановичем Куприным –

художником слова, своеобразным и

неповторимым. «Многолик» потому, что были

ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик,

третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик

на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но

это рабочее воинство совмещалось в одном лице –

писателе Куприне. (По Б.Д.Челышеву)

Он был «един и многолик». «Един» потому, что

Он был «един и многолик». «Един» потому, что

был Александром Ивановичем Куприным –

художником слова. «Многолик» потому, что

были ещё Куприны разных профессий. Но это

рабочее воинство совмещалось писателе

Куприне.

Задание 2. Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом)

Не менее щедра и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, клёнов, лип. (По Ю.М.Нагибину)

Задание 3. Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?

Я родился и большую часть жизни прожил в

Ленинграде. В своём архитектурном облике

город связан с именами Растрелли, Росси,

Кваренги, Захарова, Воронихина. (По

Д.С.Лихачёву)

Задание 4. Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием)

Можно ли совершенно одинаково

интересоваться строением вулканов и

неправильными глаголами, законами

взаимодействия частиц и загадкой библиотеки

Ивана Грозного, устройством ЭВМ и

натюрмортами?

(По И.Милославскому)

Задание 5. Сократите текст, переведя частную информацию об отношении к людям в общее представление об этом.

Достаточно ли, например, у нас воображения?

Ведь воображение нужно вовсе не для того, чтобы

придумать нечто несуществующее или

несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы

охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её

ситуаций, чтобы увидеть мысленным взором потаённые

уголки человеческой души. Без воображения нет образа

мира и образа человека. А без этих образов жизнь

становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают

лишь модели и схемы, а не живые люди.

(По материалам сайтов Интернета)



Задание 6. Сократите текст вдвое.

Эти трое были живые, смешливые, острые на язык.

Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать,

как эти ребята, молодые строители, показывали свой

вкус, самостоятельность суждений.

Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали

новый роман Габриэля Гарсии Маркеса.

Они были в курсе последних фильмов и премьер,

которых я ещё не видел, и книжных новинок, о

которых я ещё понятия не имел.

(По Д.Гранину)



Упрощение

При упрощении материала информация

должна предстать в упрощённой форме.

Приёмы упрощения:
  • слияние нескольких предложений в одно;

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена СПП простым;





Задание 1. Сократите текст.

Дом Чайковского стоял на пригорке. Леса

уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди

зарослей озеро. Там у композитора было

любимое место – оно называлось Рудым Яром.

(К.Г.Паустовский)

Дом Чайковского стоял на пригорке, с которого был вид на весёлую даль. Там, у озера, было любимое место Чайковского – Рудый Яр.

Задание 2. Сократите текст вдвое.

Как же выбрать время, чтобы несколько членов

семьи могли сразу собраться за столом? Как

выбрать это время? Находится же оно для того,

чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не

просиживаем перед ним иногда часами, даже

когда ничего особенного не показывают?

Страница книги – это огромный экран, который

и не снился самому лучшему телевизору!

(По. С.Львову)



Задание 3. Изложите содержание текста простым предложением.

Итак, язык жестов может носить

вспомогательный характер, сопровождая

звуковой язык. Жесты делают нашу речь

выразительной, помогают нам произвести

большее впечатление на собеседника.

Язык жестов сопровождает звуковой язык,

делает его выразительным и помогает

произвести впечатление на собеседника.

Задание 4. Постройте сложное предложение с разными видами связи.

Как относиться к историческому и культурному

своей страны? Всякий ответит, что доставшееся

нам наследство надо оберегать. Но жизненный

опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а

порой и горестные картины. (Д.С.Лихачёв)

Как относиться к историческому и культурному

наследию своей страны? Каждый ответит, что его

надо оберегать, но в памяти всё же возникают

иные, горестные картины.

Задание 5. Запишите два простых предложения.

На полевой дороге мне попались навстречу две

деревенские девушки. Они шли, должно быть,

издалека. Пыльные туфли, связанные тесёмками,

висели у них через плечо. Они о чём-то болтали,

смеялись, но, увидев меня, тотчас замолкли,

торопливо поправили под платочками светлые

волосы и сердито поджали губы.

(К.Г.Паустовский)

Задание 6. Запишите содержание текста с помощью сложноподчинённого предложения.

Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым

склонам. Они предупреждали седоков. Седоки

крепко держались в сёдлах.

Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым

склонам, предупреждая медоков, чтобы те

крепко держались в сёдлах.