uzluga.ru
добавить свой файл
1





Принципиальная организационная позиция – в олимпиадном движении должны участвовать все. Поэтому необходим не только школьный тур Всероссийской олимпиады, но и классный тур.

  • Принципиальная организационная позиция – в олимпиадном движении должны участвовать все. Поэтому необходим не только школьный тур Всероссийской олимпиады, но и классный тур.



В разработке таких программ учтены принципы и структура олимпиадных заданий. В соответствии с этим обозначены этапы работы: вводный; изучение истории литературы; изучение теории литературы; изучение культурно-исторической обстановки; анализ и интерпретация прозаического произведения; анализ и интерпретация поэтического текста; заключительный.

  • В разработке таких программ учтены принципы и структура олимпиадных заданий. В соответствии с этим обозначены этапы работы: вводный; изучение истории литературы; изучение теории литературы; изучение культурно-исторической обстановки; анализ и интерпретация прозаического произведения; анализ и интерпретация поэтического текста; заключительный.

  • Для каждого из этапов разработаны задания, направленные на знание текстов художественных произведений, знание биографического материала, совершенствование умений определять авторскую позицию и пр.





Зависимость/независимость развития письменной речи от развития устной речи.

  • Зависимость/независимость развития письменной речи от развития устной речи.

  • Учащийся не умеет писать сочинение по причинам мыслительным или по причинам чисто речевым?

  • Возможность/невозможность обучения творчеству на основе образцов речи.

  • Чем по жанру является школьное (в том числе олимпиадное) сочинение?



«ОЛИМПИАДНАЯ» СПЕЦИФИКА ЧТЕНИЯ ТЕКСТА – ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД ЧИТАТЕЛЯ, ШИРОКИЙ «МАЗОК» ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА (НЕ НА УРОВНЕ ИНФОРМАЦИИ, А НА УРОВНЕ СМЫСЛОВОГО ПОЛЯ, ШЛЕЙФА, КОНТЕКСТА).

  • «ОЛИМПИАДНАЯ» СПЕЦИФИКА ЧТЕНИЯ ТЕКСТА – ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД ЧИТАТЕЛЯ, ШИРОКИЙ «МАЗОК» ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА (НЕ НА УРОВНЕ ИНФОРМАЦИИ, А НА УРОВНЕ СМЫСЛОВОГО ПОЛЯ, ШЛЕЙФА, КОНТЕКСТА).



«Выгоды» для олимпиадного сочинения - привлечения внутрипредметных и межпредметных связей.

  • «Выгоды» для олимпиадного сочинения - привлечения внутрипредметных и межпредметных связей.

  • Внутрипредметные связи – начитанность, свободное цитирование, (от)ссылочность мышления, сопоставления.

  • Межпредметные связи – диапазон общего социокультурного сознания.



Истинного внимания заслуживает та олимпиадная работа, в которой пишущий проявил умение гармонично соединить жизненный и литературоведческий подходы к осмыслению текстового материала. Термин «лирический анализ произведения» - при таком анализе открывается больше возможностей, подобный анализ создает максимальное творческое пространство.

  • Истинного внимания заслуживает та олимпиадная работа, в которой пишущий проявил умение гармонично соединить жизненный и литературоведческий подходы к осмыслению текстового материала. Термин «лирический анализ произведения» - при таком анализе открывается больше возможностей, подобный анализ создает максимальное творческое пространство.

  • Такого плана сочинение, как правило, изобилует речевыми формулами вроде тех, которые приводятся ниже: «Секрет притягательности рассказа в том…», «Текст читается тяжело / на одном дыхании…» и др. А далее пишущий пытается объяснить свои эмоции – говоря образным языком, рождается «умная эмоция».



Удача при выполнении творческого олимпиадного задания ждет того, кто «возьмет» одну линию анализа и интерпретации. Нельзя объять необъятное!



пошаговый комплексный анализ;

  • пошаговый комплексный анализ;

  • тезисная развертка;

  • теоретико-литературная парадигма;

  • сопоставительный анализ;

  • анализ по аналогии.



пошаговый комплексный анализ;

  • пошаговый комплексный анализ;

  • Для такого анализа в олимпиадном сочинении характерны следующие черты:

  • 1) символическое «отношение» ко всем элементам и деталям художественного текста – в нем, по мнению пишущего, нет ничего случайного,

  • 2) учет при анализе специфики рода, жанра, литературного направления,

  • 3) рассмотрение персонажей по степени важности, но с обязательным обнаружением принципа деления и пояснением: «Не менее важными являются…», - «важность неважного»,



пошаговый комплексный анализ;

  • пошаговый комплексный анализ;

  • 4) самые частотные и, как правило, оправданные с точки зрения эффективности заострения на них внимания компоненты анализа («сильные позиции текста») – заглавие, эпиграф, начало, конец, имена персонажей, числа, время и пространство, мотив,

  • Текст В.Т. Шаламова: 6 лет тюрем и лагерей как 6 дней создания мира Богом, столяр – отец Христа Иосиф, Адам – сначала с Богом, потом предал его, Павел – сначала боролся против Христа, затем стал его последователем («Павел своего времени»), притча о Блудном сыне.

  • 5) внимание к слову – систематическое цитирование



тезисная развертка;

  • тезисная развертка;

  • Эффективный топ 1: «В произведении имеется несколько смысловых пластов. Что лежит на поверхности? На первый взгляд, может показаться, что это произведение о…»

  • Эффективный топ 2 – сочинение-открытие: в начале сочинения – «(звучит вопрос-интрига, парадокс, загадка). Остается неясным… Но попытаемся найти ответ…», в конце сочинения – «И все-таки любопытно было бы узнать и о том…»



тезисная развертка;

  • тезисная развертка;

  • принципиально важен этап выбора эпизодов по принципу «на малом показать многое», функция эпизода – аргументирующая.



теоретико-литературная парадигма;

  • теоретико-литературная парадигма;

  • Каждое произведение чем-то отличается от других произведений: неожиданный трагический финал, ироническое отношение автора ко всему происходящему, обилие диалогов. Заметить можно многое – встает вопрос выборки основополагающего, «цементирующего» свойства.

  • Тогда в сочинении появляются речевые формулы наподобие данных: «В произведении работает принцип…», «Такой композиционный прием помогает глубже понять мотивы поступков героя…» и др.



сопоставительный анализ;

  • сопоставительный анализ;

  • Большое затруднение при выполнении олимпиадных заданий по литературе вызывает задание на сопоставительный (сравнительный анализ) двух лирических произведений. При выполнении этого задания важно не просто перечислить особенности каждого произведения, а сравнить их, найти общие черты и различия. Эта часть и трудна в решении.



Возьмем для анализа стихотворения Анны Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи».

  • Возьмем для анализа стихотворения Анны Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи».



Сжала руки под тёмной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?" - Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна.

  • Сжала руки под тёмной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?" - Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна.

  • Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот.

  • Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру." Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру«

  • 1911



Заранее подготовленные учащиеся.

  • Заранее подготовленные учащиеся.

  • 1. Прочитайте стихотворения А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью...» и «Песня последней встречи». Когда они были написаны? К какому периоду ахматовской лирики относятся? В каком сборнике впервые были напечатаны? (1911 год, ранний период творчества, сборник «Вечер».)

  • Фронтальная работа.

  • 2. Определите темы обоих стихотворений максимально широко (любовь) и более конкретно. (Переживания девушки по поводу ссоры (расставания) с любимым человеком.)

  • 3. От чьего лица (имени) изображены переживания? (От лица лирического героя (героини), что подтверждается местоимениями “я”, “мне”, “мои”, формой глаголов: “сжала”, “напоила”, “сбежала”, “надела”, “взглянула”.)



4. Попробуйте представить каждое из стихотворений как эпизод некой жизненной истории. Почему это становится возможным? (Наличие сюжета.)

  • 4. Попробуйте представить каждое из стихотворений как эпизод некой жизненной истории. Почему это становится возможным? (Наличие сюжета.)

  • Групповая работа.

  • Группа № 1.

  • 5. Найдите в сюжетном рисунке обоих стихотворений общее. (Обозначение места действия, появление мотива смерти в момент кульминации, равнодушие, отстранённость объекта переживаний от лирической героини в момент развязки.)

  • 6. Отметьте сходства в указании автора на чувства и переживания, которые прямо не называются. ( Внешнее проявление чувства: “сжала руки”, перепутала перчатки, “сбежала, перил не касаясь”, “показалось, что много ступеней...”.)



Группа № 2.

  • Группа № 2.

  • 7. Какую роль играет в обоих стихотворениях диалог? (Элемент “прозаизации”, усиливает психологическую напряжённость.)

  • 8. Какие особенности поэтического языка указывают на близость Ахматовой акмеистической установке на “прекрасную ясность”, логическую мотивировку сочетания слов? (“Тёмная вуаль”, “тёмный дом” — имеется в виду буквальное значение определения; “терпкой печалью напоила его допьяна”, “беспомощно грудь холодела” — романтические штампы благодаря точным эпитетам приобретают новизну.)



Группа № 3.

  • Группа № 3.

  • 9. Что общего в интонации обоих стихотворений? (Взволнованность, искренность, высокий накал чувств.)

  • 10. Какой тип интонации преобладает в обоих стихотворениях: напевный или говорной? (Акмеисты читали вслух свои стихи напевая, но тип интонации, по мнению некоторых специалистов, всё-таки говорной, так как очевидна близость бытовой, разговорной речи.)

  • Так, учащиеся постепенно выходят на индивидуальную работу, которая выполняется в классе или дома.



Сравнивая стихотворения А.А. Ахматовой из первого её сборника «Вечер», написанные в один и тот же год, мы ясно видим некоторые черты сходства. В этих и других стихотворениях ранней Ахматовой часто присутствуют “зачатки сюжета”, как правило, это любовная драма, драма расставания, переживаемая болезненно и в то же время очень ярко. О чувствах говорится не прямо, они не называются, а изображаются, часто при помощи разнообразных деталей. Важную роль играет диалог или указание на адресата, обращение (“Ты знаешь, я томлюсь в неволе...”, “И если в дверь ко мне ты постучишь...”). Эти и другие особенности придают стихам эффект живой, взволнованной речи. Жизненность, узнаваемость изображаемых ситуаций приближает их к читателю, вызывая ответное чувство. 

  • Сравнивая стихотворения А.А. Ахматовой из первого её сборника «Вечер», написанные в один и тот же год, мы ясно видим некоторые черты сходства. В этих и других стихотворениях ранней Ахматовой часто присутствуют “зачатки сюжета”, как правило, это любовная драма, драма расставания, переживаемая болезненно и в то же время очень ярко. О чувствах говорится не прямо, они не называются, а изображаются, часто при помощи разнообразных деталей. Важную роль играет диалог или указание на адресата, обращение (“Ты знаешь, я томлюсь в неволе...”, “И если в дверь ко мне ты постучишь...”). Эти и другие особенности придают стихам эффект живой, взволнованной речи. Жизненность, узнаваемость изображаемых ситуаций приближает их к читателю, вызывая ответное чувство. 



анализ по аналогии.

  • анализ по аналогии.

  • Интересно провести параллели:

  • внутри произведения (двойники, антиподы),

  • с другими произведениями на основании того или иного признака,

  • с другими видами искусства,

  • с биографией писателя,

  • с историческими событиями,

  • с личными переживаниями и т.д.





При этом, какой бы аспект анализа ни выбрал учащийся, желательно идти по смешанной модели № 3:

  • При этом, какой бы аспект анализа ни выбрал учащийся, желательно идти по смешанной модели № 3:

  • Модель № 1 Модель № 2 Модель № 3

  • форма содержание форма

  • содержание форма содержание



Хорошим творческим «ходом», «поворотом» олимпиадного сочинения считается и так называемое «ролевое» сочинение, построенное в форме прогнозирования того, как данное произведение может быть интерпретировано теми или иными людьми. В подобного рода сочинении предлагаются различные точки зрения на объект. Сочинение представляет собой рассмотрение текста с разных сторон и позиций.

  • Хорошим творческим «ходом», «поворотом» олимпиадного сочинения считается и так называемое «ролевое» сочинение, построенное в форме прогнозирования того, как данное произведение может быть интерпретировано теми или иными людьми. В подобного рода сочинении предлагаются различные точки зрения на объект. Сочинение представляет собой рассмотрение текста с разных сторон и позиций.



Несколько замечаний относительно критериев проверки. Для проведения Олимпиад нет образовательных Стандартов качества, составление олимпиадных заданий практически не подчинено никаким более или менее устойчивым нормативам.

  • Несколько замечаний относительно критериев проверки. Для проведения Олимпиад нет образовательных Стандартов качества, составление олимпиадных заданий практически не подчинено никаким более или менее устойчивым нормативам.

  • Поэтому критерии не могут быть столь точны и универсальны, как, например, в ГИА и ЕГЭ. ГИА и ЕГЭ в основном проверяет то, что легко проверяется, - память экзаменуемого, а не то, что необходимо проверить, - понимание художественного произведения, его интерпретацию. Каждая олимпиадная работа требует своих критериев оценки!



Научить (в истинном смысле этого слова!) выполнять олимпиадные задания по литературе невозможно, но в процессе подготовки к такой олимпиаде можно и нужно давать советы, предлагать альтернативные (!) решения, проводить обучающие тренинги, задачей которых является раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, претендующего на победу в олимпиаде.

  • Научить (в истинном смысле этого слова!) выполнять олимпиадные задания по литературе невозможно, но в процессе подготовки к такой олимпиаде можно и нужно давать советы, предлагать альтернативные (!) решения, проводить обучающие тренинги, задачей которых является раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, претендующего на победу в олимпиаде.