uzluga.ru
добавить свой файл
1


Социальное проектирование


Социальное проектирование – это деятельность:

  • социально значимая, имеющая социальный эффект;

  • результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно новое в его личном опыте;

  • задуманная, продуманная и осуществленная подростком;

  • в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

  • через которую формируются социальные навыки подростка.



Социальное проектирование:

социальная проба;

социальная практика;

социальный проект.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

  • социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

  • социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

  • социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

  • социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.).



Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЫ

  • Социальная проба - такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия



Целями социальной пробы являются:

  • осознание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности;

  • получение качественно нового опыта социального взаимодействия и овладение им (опытом);

  • присваивание информации о своем взаимодействии с социумом как составной части мировоззрения



Задачи социальной пробы:

  • собрать информацию о социальном явлении, социальном учреждении, социальной среде;

  • познакомиться с функционированием социального объекта;

  • проанализировать полученную информацию;

  • вступить с социальным объектом в прямое взаимодействие способом, новым для подростка;

  • отрефлексировать полученный опыт взаимодействия.



Виды социальной пробы:

  • Экскурсия;

  • интервью;

  • анкетирование;

  • пресс-конференция;

  • наблюдение;

  • социологическое исследование;

  • встреча с компетентным специалистом.





МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

  • Социальная практика — вид социального проектирования, в ходе которого, во-первых, происходит освоение, отработка социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.



Цели социальной практики:

  • отработка навыков социального взаимодействия;

  • проблематизация информации о социальном объекте.



Задачи социальной практики:

  • вхождение (внедрение) в работающую социальную структуру, учреждение;

  • осуществление реальных действий, характерных для содержания деятельности данного объекта, рядом со взрослым, вместе с ним, под его руководством;

  • знакомство с социальным объектом в деятельностном режиме;

  • сбор такой информации о социальном объекте, которая не является очевидной;

  • описание работы социального объекта в логике проблематизации;

  • рефлексия своей деятельности.



Виды социальной практики

  • Основным видом социальной практики является включенное наблюдение





Методика социального проекта

 
  • Социальный проект — вид социального проектирования, наиболее сложная форма организации социального действия. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно-значимая, и потребностью личности



  • Продукт социального проекта обязательно должен иметь социальную значимость, т.е. не только разрешать личную трудность, но являться решением социальной проблемы (попыткой решения). И эффект данного решения должен быть достаточно очевиден для внешнего оценивания.



Цели социального проекта:

  • получение и осознание опыта социально значимой деятельности;

  • разрешение конкретной социальной проблемы за счет собственной активности, совместной деятельности подростков и взрослых.



Задачи социального проекта:

  • сформулировать социальную трудность;

  • выявить социальную проблему;

  • определить «точки самостоятельности» и «точки сотрудничества»;

  • разработать и осуществить план действий;

  • оформить результаты своей деятельности в виде конечного продукта;

  • отрефлексировать полученный опыт.



Порядок проведения социального проекта

  • Обнаружение трудностей и социальных проблем, актуальных для класса.

  • Выбор темы проекта.

  • Формулирование гипотезы.

  • Разработка плана действий.

  • Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества».

  • Формирование групп.

  • Этап практических действий.

  • Оформление результатов.

  • Внешняя презентация проекта.

  • Групповое обсуждение.





ВАРИАНТЫ ТЕМ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Социальная проба
  • Отношения в семье. Мой участковый.

  • Отношение к клиенту (в магазине, в ремонтной мастерской, в РЭУ).

  • Карта конфликтов (конфликтные точки, вопросы в жизни класса, школы, семьи). Телефон доверия (анализ обращений). Когда тебе плохо... (социальные учреждения, оказывающие помощь подросткам). Милиция и подросток

  • Как я отношусь к учителю, как учитель относится ко мне. Наш инспектор по делам несовершеннолетних. Лидер класса. «Его никто не любит». Судьба «трудного» подростка.

  • Ящик «тайных помыслов» (желания и стремления нарушить запрет). Правонарушения в школе. Интервью с депутатом. Рейтинг местного депутата. Телеполитика (анализ телепрограмм). Интервью на избирательном участке. Кто есть кто в местных СМИ. Мой любимый корреспондент. Газеты, выписываемые в семье.

  • Газета и ее читатель (рейтинг газетных материалов). Местная пресса (названия, направленность). Работа редакции (типографии). Газетный киоск (хронометраж продаж). Каждый читатель желает знать... Табачная реклама в районе. Спортивные секции. Самый спортивный учитель. Самый здоровый ученик.



Социальная практика

  • День с адвокатом (депутатом, судьей, участковым и др.) Новые отношения (установить отношения с «новым» человеком: сверстником, взрослым).

  • Обращение в учреждение (войти в контакт с официальным лицом по социальной проблеме). Другая сторона (участие в процессе общения с двух позиций: покупатель-продавец и т.п.).

  • Новое решение (новый вариант поведения в типичной ситуации общения).

  • Заседание комиссии по делам несовершеннолетних. Помощник депутата. Избирательная кампания. Заседание местного выборного органа. День без политики.

  • Интервью для печати (школьной, районной, городской). Активный избиратель. Школьное государство. Местная власть.

  • Политкарта (местные партии и политические движе­ния).

  • Портрет политика.

  • Будни школьного Совета профилактики. Школьная охрана.

  • Радости и горести дежурного администратора. Школьный медицинский кабинет.

  • Минутка здоровья (физкультурная пауза) в начальных классах.

  • Активная перемена. На приеме у нарколога. Один рабочий день продавца сигарет. Совместное интервью с корреспондентом газеты, радио, телевидения. Продавец газет.

  • Материал для школьной газеты.

  • Статья антагонистов (написать две статьи на одну и ту же тему — с позиции сторонника и с позиции противника какого-либо явления, предлагаемого решения проблемы).



Социальный проект

  • День здоровья в классе (школе). Кампания антирекламы. День душевного спокойствия. Акция «Кто с нами?!» (отказ от вредной привычки). Пикетирование табачной или алкогольной компании (оптового склада по продаже табачных изделий, алкогольной продукции и т.п.). Социальное убежище. Консультант по телефону. Школьный консультационный пункт. Детское адвокатское бюро.

  • Авторская ежедневная классная газета («Скандалы», «Объявления», «Помощь», «Досуг», «Переписка»), Газета для малышей и с малышами. «Подъездная» газета. Школьный сайт.

  • Фильм о школе (рисованный, кадровый). Школьные СМИ.

  • Газега для родителей «Школа, в которой учатся ваши дети». «Предвыборная программа». Детский парламент.

  • Школьная конституция (декларация прав учащегося). Агитационная кампания. «Чистые» выборы в классе. День компромисса. Детская конфликтная комиссия.



Детско-взрослая общность образовательного учреждения

- это объединение субъектов (педагогов, детей, их родителей) ОУ на основе общих ценностей, ценностных ориентиров, норм, смыслов общения и взаимодействия, характеризующееся наличием общих традиций, инноваций, помощью и поддержкой друг друга с целью развития профессионализма педагогов, педагогической культуры родителей, успешной социализации и самореализации ребенка

МОДЕЛЬ

МОДЕЛЬ

ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ОБЩНОСТИ ШКОЛЫ