uzluga.ru
добавить свой файл
1


Религии Древней Месопотамии

  • География и периодизация истории Междуречья.

  • Особенности религии «речных» цивилизаций.

  • Религия шумеров и аккадцев.

  • Представления о мире и человеке.

  • Эволюция культовых сооружений.

  • Эпос о Гильгамеше.

  • Вавилонский пантеон и календарь.

  • Культ Мардука.

  • Культ личного бога (илу).

  • Моральные нормы.

  • Представления о смерти и загробном мире.

  • Мантические практики халдеев.


География Междуречья

  • В горах Армении находятся источники Евфрата и Тигра. В своем нижнем течении обе реки ограничивают лежащую между ними многоводную и плодородную равнину. Сначала они приближаются одна к другой на небольшое расстояние, потом снова расходятся и, наконец, как близко начались, так близко друг от друга и впадают в Персидский залив. Ежегодно весною речные воды выходят из берегов и посредством множества каналов распространяются по всей стране. Плодоносное время года быстро сменяется удручающе знойным летом. Зима - дождливое время года. Выращивать урожай здесь было легче, чем где бы то ни было, так как воды для орошения всегда было достаточно и не было нетрудно подвести. Дожди здесь выпадают редко и нерегулярно, но речная вода была доступна, так как русло реки часто оказывалось выше уровня равнины, по которой она протекала. Здесь очень рано появилась возможность получать урожай сверх необходимого для повседневного потребления, и таким образом имелся избыток благодаря которому могла поддерживаться жизнь городов. Но реки иногда внезапно и бурно меняли свои русла; заболоченные низменные земли дельты рек приходилось подымать выше уровня паводковых вод, сооружать дамбы и рыть каналы для отвода воды.



Периодизация истории Междуречья

  • IV тыс. до н. э. Время распада первобытнообщинного строя.

  • III тыс. до н. э. Образование Шумеро-Аккадского царства.

  • XXVII-XXV вв. до н. э. Возвышение шумерских городов-государств.

  • XXIV-XXIII вв. до н. э. Власть переходит к семитскому городу Двуречья - Аккаду.

  • XXIII-XXI вв. до н. э. Новое усиление шумерских городов Ура и Лагаша.

  • II тыс. до н. э. Возвышение Вавилона.

  • XIX-XII вв. до н. э. Объединение Месопотамии под властью Вавилона.

  • IX-VII вв. до н. э. Усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном.

  • VII-VI вв. до н. э. Новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство.

  • 539 г. до н. э. Завоевание Вавилона Киром - персидским царём.

  • V-II вв. до н. э. Господство в Месопотамии греко-македонских завоевателей.



Политеизм

  • Политеизм (от поли... и греч. theós – бог), многобожие, почитание многих богов. Политеизм возник в раннеклассовом обществе; он развился из полидемонизма – почитания разрозненных духов родоплеменных религий, как отражение в идеологии социального расслоения, а также как усложнение религиозных фантазии. В Политеизме сверхъестественный мир представляется как иерархия богов, обладающих большей или меньшей властью, имеющих каждый своё индивидуальное имя, свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Во главе пантеона, в соответствии с земной властью, стоит верховный бог, но не единственный, в отличие от монотеизма.

  • Политеизм не исключает признания богов других народов. В ритуале Политеизма главную роль играет жречество, группирующееся вокруг храмов. Таковы были религии древних египтян, греков, римлян и др. народов древности, а также современной Индии, Японии и тропической Африки. Многие представления и ритуалы Политеизма сохраняются во всех «единобожных» религиях – вера в «святую троицу» (бог-отец, бог-сын и святой дух), почитание пророков, культ богоматери и святых.



Шумеры

  • Шумер – древнее название южной Месопотамии. Народ, населявший эту страну принадлежал к кавказскому типу. В середине IV века до н.э. среди бесчисленных деревушек и небольших поселков возникают первые города. Города обносили мощными стенами , внутри возводили внушительные храмы на высоких кирпичных террасах. Большинство горожан как и прежде занимались земледелием на пригородных полях, но были уже целые кварталы ремесленников – гончаров, кузнецов. Правителем города был эн – верховный жрец главного городского храма, или предводитель главного городского ополчения – лугаль. Город и подчиненные ему небольшие деревушки представляли собой самостоятельное государство.

  • Культовые центры – Эреду, Ур, Урук, Лагаш, Киш, Умма, Ниппур.

  • Шумеры изобрели клинописное письмо, колесо и гончарный круг. Научились варить пиво и делать кирпичи, строить оросительные каналы и вести учет государственных доходов.



Аккадцы



Представления о мире и человеке

  • строение мира мировое древо человек



Зиккурат

  • Урский зиккурат



Эпос о Гильгамеше

  • Гильгамеш – царь г. Урука в Древнем Шумере, мифоэпический герой.

  • Согласно эпосу, написанному на глиняных табличках, жители Урука, вынужденные и день и ночь работать на строительстве стен, обратились с богам с жалобой на гнет их правителя Гильгамеша.

  • Боги сотворили Энкиду, дикаря, обладающего нечеловеческой силой. Он защищал животных и мешал людям охотиться. Гильгамеш решил поймать Энкиду, для чего послал к нему блудницу, решив, что звери покинут Энкиду, если он лишится невинности. Расчеты Гильгамеша оправдались.

  • Далее Гильгамеш и Энкиду вступают в поединок, но силы их равны. Герои становятся друзьями и вместе совершают множество подвигов.

  • Богиня Иштар пыталась соблазнить Гильгамеша, но была отвергнута. Рассерженная, она послала небесного быка, велев убить Гильгамеша, но на помощь ему пришел Энкиду, и вдвоем они одолели быка.

  • Боги разгневались на друзей за смерть чудовища Хумбабы, которого убил Гильгамеш и Энкиду пал жертвой их гнева. Великан умер на руках у друга. Убитый горем, Гильгамеш задумался над неизбежностью смерти и отказавшись от подвигов ради славы, отправился на поиски вечной жизни.

  • Гильгамеш достиг острова блаженных и встретился с Утнапишти – человеком, которому удалось добиться бессмертия поле того, как он пережил потоп. Утнапишти знал три способа достижения бессмертия: не спать шесть полных суток, искупаться в источнике вечной молодости, или съесть чудодейственное растение, которое растет на дне моря, но Гильгамеш по разным причинам ни один из этих способов не смог использовать.

  • Наконец, убедившись в бесплодности своих поисков, он примирился с долей смертного человека и вернулся в Урук.



Вавилонский пантеон

  • Инанна (ак. Иштар) – богиня плодородия, плотской любви и распри; ассоциировалась с планетой Венера. Один из самых известных шумерских мифов повествует о сошествии Инанны в в подземный мир. Она прошла через 7 врат, оставляя у каждых по предмету одежды. Когда она предстала перед своей сестрой Эрешкигаль, на ней ничего не было. Инанна пыталась свергнуть сестру, но потерпела неудачу и была казнена. В результате на земле прекратилась любовь, перестали плодиться животные и расти растения. Осознав это, бог мудрости Эа создал двух существ, которые спустились к Инанне и оживили ее. Но покинуть царство мертвых ей позволили при условии, что она найдет себе замену. В качестве замены она отдала демонам смерти своего супруга Думузи, который с тех пор должен был проводить одну часть года в подземном царстве, а другую – на земле, что знаменовало возрождение природы после сезона засухи. Культ Иштар зародился в Уруке, где проходили празднества, носившие оргаистический характер. Жрицами Инанны были храмовые проститутки.





Между двух гор появляется бог солнца, справа от него – бог эа с бьющими из плеч струями воды, а слева – одна из богинь. По обе стороны сидят другие божества.

  • Между двух гор появляется бог солнца, справа от него – бог эа с бьющими из плеч струями воды, а слева – одна из богинь. По обе стороны сидят другие божества.



Культ Мардука

  • Мардук – верховное божество Вавилона, сын Эа, убившего Апсу, бога первозданного океана, который в союзе с Тиамат породил новое поколение богов. В отместку за убийство мужа, Тиамат выпустила против молодых богов орду чудовищ во главе со своим сыном Кингу. Младшие боги избрали своим вождем Мардука, который убил Тиамат, разрубив ее на две части, и создал из одной землю, а из другой – небо. Потом он забрал у Кингу таблицы судеб – законы, наделявшие их владельца божественной властью. Мардук убил Кингу и, смешав его кровь с землей, вылепил людей. Боги признали верховенство Мардука. После завоевания Шумера аккадцами Мардук стал главным божеством Месопотамии. Атрибутами Мардука были секированный топор и и дракон.

  • Тиамат – в аккадском мифе о сотворении мира – богиня, олицетворявшая первозданный соленый океан. От ее союза с Апсу появились первые боги.



Моральные нормы

  • Самая древняя система законов была создана царем Вавилона – Хаммурапи – она датируется XVIII в.до н. э. Статьи этого свода законов были этого свода законов были основаны на традициях общего права, возникшей еще в эпоху Шумера. Законы были начертаны на каменном монолите. Статьи кодекса регулируют право собственности, владение рабами, семейное право, торговлю, цену и заработную плату, долговые обязательства, и выплату процентов по ссуде, уголовные преступления и меру наказания за них. Сверху на монолите, где выбиты законы Хаммурапи, имеется изображение самого царя. Он стоит в почтительной позе, выслушивая, что говорит ему бог правосудия - Шамаш. Шамаш сидит на своем троне и держит в правой руке атрибуты власти, а вокруг плеч у него сияет пламя. Шамаш приказывает Хаммурапи выполняет свою волю.



Представления о смерти и загробном мире

  • Кур – царство мертвых. Проникнуть можно только преодолев «поглощающую людей реку», через которую перевозил перевозчик «человек лодки». Подземный мир – это город, обнесенный семью стенами. Привратник Неду всегда держал врата на запоре.

  • Умерший должен был прежде всего принести дары и жертвы подземным божествам, оставляя одежду и украшения возле каждых ворот. Во внутреннем пределе «судейская коллегия» Анунаков объясняла умершим законы и нравы кура. Основные из которых: держаться тихо, не привлекать к себе внимания одеждой и запахами и не высказывать своих чувств. После этого умерший отправлялся в одну из областей подземного мира, в которой он продолжал жизнь, похожую на земную.

  • Нергал – владыка подземного царства. Сын Энлиля. Является олицетворением палящего солнца, уничтожающего посевы своим зноем. Несет болезни(лихорадку и чуму) людям и животным. Так же является божеством войны. Изображается с двумя львиными головами, с мечем и палицей в руках, попирающим поверженного врага.

  • Эрешкигаль – супруга Нергала, хозяйка подземного царства. Вместе с семью судьями вершит суд над умершими.

  • Анунаки – божества земли и подземного мира. Согласно мифу, их создал Мардук. Анунаки определяли судьбу человека.



Особенности захоронений Ура

  • После раскопок, отличавшихся невероятной тщательностью и осторожностью, британский археолог Джеймс Вули нашел сокровища, которые 2600 лет скрывало кладбище древнешумерского города Ур.

  • Содержимое захоронений свидетельствовало о том, что шумерская знать обладала огромными богатствами. Археологи отыскали золотые статуи покровителя Ура – лунного бога Нанны, фигурки животных и растений, шлемы и оружие, также отлитые из золота. Здесь же были обнаружены и следы человеческих жертвоприношений.



Мантические практики халдеев

  • Вавилонская религия есть политеистическая религия природы, принадлежавшая народу, занимавшемуся земледелием в баснословно плодородной стране. Ежедневное движение светил и ежегодное возвращение времен года составляли для него причину всех жизненных радостей и надежд. Великие светила, солнце и луна, были для народа олицетворением благодетельных, живущих в небе и царствующих над землею богов, и к ним в вавилонской религии присоединялась блестящая звезда, сопровождающая оба светила: утренняя и вечерняя звезда. Надеяться на силы природы есть жизненная потребность для всякого народа, находящегося в естественном состоянии. Именно здесь возникла система гаданий, позволяющая предсказывать будущее как отдельных людей, так и целых стан по движению светил. Позже эта мантическая практика халдеев (вавилонян) стала известна под греческим названием «астрология».