uzluga.ru
добавить свой файл
1


Регион как пространственная организация деятельности людей Необходимо различать понятия «регион», «административная часть государственной территории», «субъект Федерации». Регион представляет собой организацию деятельности в определенных пространственных границах.


Множественность региональных систем Административный регион - единица (объект) управления внутри государства. Система (иерархия) подобного рода единиц образует административно-государственное устройство (деление) страны. Если регион оформляется в виде системы культурных норм и особой институциональной формы – рынка, речь идет о культурно-экономических регионах, например, Кавказ, Валдай, Мещера или Уральский экономический район. Различные по своей природе регионы могут наслаиваться друг над другом, иногда конкурировать между собой, вовлекая людей и ресурсы территорий в разные системы деятельности



Гибкость региональных границ. «Пульсирующие» границы Региональные границы «пульсируют» вместе с расширением или сокращением масштабов человеческой деятельности, лежащей в основе образования регионов. Ведущие тренды регионообразования и движения региональных границ: - укрупнение регионов - формирование сетей городов-регионов



Регионы-«сплошные пространства» и регионы-«архипелаги» Пространство регионов не всегда является сплошным. Нередко регионы формируются как своего рода архипелаги. Так, в мире существуют системы крупных городов и агломераций, в которых сосредотачивается принятие мировых решений и которые оказываются узлами единой глобальной сети управления. Они, как правило, имеют сложную геометрию. Характерным примером может служить так называемый Европейский «голубой банан» (Лондон – Париж - Франкфурт-на-Майне – Женева - Милан).



Регионы как исторические образования Чаще всего регионы складываются эволюционно как результат постепенного и стихийного развития определенной человеческой деятельности (пример: регионы-«предприниматели» и регионы-«промышленники» в Европе). Иногда регионы создаются в результате проектных усилий: производственно-хозяйственных, административно-политических или культурно-идеологических



Глобальные иерархии регионов В настоящее время в мире формируется новая глобальная иерархия регионов, которая представляет собой территориальное распределение политической, экономической власти в условиях открытого рынка. Эта иерархия фиксирует способность территорий влиять на глобальные обмены товаров и услуг. Регионы – «производители технологий» доминируют над регионами – «производителями товаров». Торговые регионы доминируют над промышленными. Главными являются регионы – финансовые центры, сосредотачивающие у себя функцию управления производством, сбытом, разработками и т.д. Существует несколько классификаций глобальных функций, и соответственно, городов и регионов, обслуживающих данные функции: по масштабу влияния на мировые процессы (глобальные, «мировые» города, региональные центры и т.п.); по специализации в мировых экономических и социально-политических процессах; и т.д.



Региональное развитие С конца XVIII по середину XIX века под региональным развитием понималось использование производительных сил территории (природных, трудовых ресурсов, основных фондов). Показателем такого индустриального развития долгое время выступали физические объемы промышленного производства, уровень урбанизации и доля занятых в промышленности. (см. концепцию Ф.Листа) С завершением этапа индустриализации в середине XX века появляются новые теории регионального развития...



Региональное развитие Основными теоретическими направлениями регионального развития в XX веке стали: - Устойчивое развитие (sustainable development) - Концепции качества роста - Геоэкономические балансы



Управление региональным развитием. История Институционализация государственной региональной политики как особой сферы деятельности государства произошло в период промышленной революции - в конце XIX – начале XX веков. Государство брало на себя задачу восполнения дефицита капитала, труда либо земли - факторов традиционного индустриального производства. Регионы строились по некоему плану, в основу которого ложились расчеты производственных издержек (пример - «развитие долины реки Теннеси» в 1930-е годы в США, Новые промышленные городя в Японии и пр.). Региональное развитие было размещением на территории производительных сил, а государственная политика регионального развития представлялась как политика участия в таком размещении, создание или раскрытие производительных сил территории.



Управление региональным развитием. История В 1960-70-х годы в индустриально развитых странах Запада рождается новое понимание регионального развития – уход от централизованного управления. Формируются основные принципы федерализма. В 1980-е годы в Европе - отказ от основанной на бюджетных инвестициях и преференциях промышленной политики (политики регионального экономического развития), государственное регулирование и планирование регионального развития стало опираться на местную инициативу. Субъектом регионального развития все чаще выступают субнациональные (региональные, муниципальные) органы, возрождается правовое понятие субсидиарности В США и в Западной Европе получило широкое распространение стратегическое планирование. В его рамках были институциализированы региональные/муниципальные стратегии, а также было институциализировано участие в подготовке и реализации стратегических проектов компаний как стейкхолдеров региональных (городских) проектных коалиций. Расширяется юрисдикция наднациональных институтов в этой сфере



Управление региональным развитием. В 1990-е годы появляются новые технологии администрирования: 1) Улучшение рыночных и социальных институтов (региональных нормативно-правовых систем), уменьшение транзакционных издержек для инвесторов, улучшение бизнес-климата 2) Повышение качества регионального управления (административная и бюджетная реформы) 3) Активизация участия регионов в глобальных сетях, развитие агломеративных связей 4) Реализация программ территориального маркетинга, «нового урбанизма», Инструментальной культурной политики



Экономическое развитие региона Существуют различные трактовки понятия «экономическое развитие региона». Во многом это связано с разным типом экономики региона, ее специализацией, отраслевой (производственно-технологической) и корпоративной структурой, социально-политической ситуацией, в которой ставится вопрос о развитии региональной экономики. Принятие той или иной теоретической модели экономического развития, представлений об устройстве регионального хозяйства предопределяет выбор конкретных механизмов управления его ростом.



Экономическое развитие региона Основные концептуальные модели экономического развития регионов:



Социальное развитие региона Социальная сфера в первую очередь обеспечивает развитие человеческого капитала территории. По мере разворачивания глобализации экономики и технологического прогресса роль человеческого капитала возрастает. По разным оценкам, вклад человеческого капитала в развитых странах обеспечивает от 50 до 70% экономического роста, а инвестиции в социальную сферу оказываются не менее эффективны, чем вложения в материальное производство.



Социальное развитие региона Варианты социальной политики:



Пространственное развитие «Пространственное развитие» (regional/spatial planning) фиксирует территориальную проекцию социально-экономической политики, выражает географическую ориентацию территории, реализуемых в ней проектов и программ, несет в себе четкую стратегическую нацеленность [Россия. Пространственное развитие. Доклад ЦСИ ПФО. 2004 / Под ред. В.Л.Глазычева и П.Г.Щедровицкого]. В Европейской хартии пространственного развития (от 20 мая 1985 года) под «пространственным развитием» понимается «географическое отражение» экономической, социальной, культурной и экологической политики общества. Оно признается научной дисциплиной, средством управления и политикой, получившей развитие в качестве междисциплинарного и всеобъемлющего подхода, направленного на сбалансированное региональное развитие и физическую организацию пространства в соответствии с определенной стратегией.



Пространственное развитие В отечественной практике управления региональным развитием термин «пространственное развитие» не использовался вплоть до последнего времени, хотя использовались близкие по смыслу методики территориального планирования, выделения опорных каркасов территорий, их функционального зонирования, размещения на территории производительных сил, определения основных «планировочных осей» территории и т.д. В начале 2000-х годов при Полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе была создана Комиссия по пространственному развитию. После создания Министерства регионального развития РФ термин «пространственное развитие» получил закрепление применительно к российским регионам в официальных документах.



Элементы (направления) пространственного развития как государственной политики 1. Составление типологии регионов (пример: Типология регионов Министерства регионального развития РФ по их функциональному значению в пространственной организации России и применяемым механизмам государственной политики регионального развития) 2. Выбор парадигмы в региональной политике: выравнивания уровня социально-экономического развития территорий или поляризованного развития, проявляющегося создать на территории страны «полюса роста», «опорные регионы» и пр. 3.Функциональное зонирование территорий и система расселения - выявление преимущественной специализации территорий, а следовательно, их институциональное, инфраструктурное, кадровое и расселенческое обеспечение 4. Организация управления региональным развитием, в том числе распределение полномочий в сфере территориального планирования и организация административно-территориального деления



История отечественной практики управления региональным развитием Исторические традиции России в территориальном развитии связаны с приоритетами стратегического характера - экономическим освоением территории. В конце ХIХ – начале ХХ века региональное развитие оформляется как целенаправленная политика, обеспеченная территориальным планированием, бюджетным финансированием и реализацией крупных инфраструктурных проектов. Решающими факторами развития российских регионов стали территориальная локализация военно-административных функций, а также подключение к сооружаемым государством транспортным инфраструктурам 1915 год - учреждена Комиссия по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), впоследствии СОПС, в задачи которого входило планирование развития производительных сил советских регионов



История отечественной практики управления региональным развитием Основные этапы советского периода: 1) 1920-е годы - план ГОЭЛРО. Далее функцию проектирования национальной региональной политики выполняли государственные пятилетние планы социально-экономического развития 2) Период Отечественной войны - региональное развитие направлено на реализацию иных идеологических парадигм (создание эшелонированного «оборонного щита» в виде удаления оборонных предприятий от возможного противника и открытие альтернативных источников сырья) 3) 1957 по 1965 годы - создана система совнархозов. Попытка создать новую концепцию регионального развития, позднее – идеи перехода к системе целевых комплексных программ развития 4) 1980-е – начало 1990-х годов - кризис социалистической плановой экономики, свертывание больших производственных и инфраструктурных проектов в российских регионах



История отечественной практики управления региональным развитием Периоды после 1991 года: 1) 1991-1995 годы — этап стихийной инвестиционной поддержки территорий, основанной на принятии индивидуальных решений по отдельным регионам 2) 1996-2000 годы — этап относительной упорядоченности инвестиционной поддержки регионов при сохранении высокой роли индивидуальных решений. 3) С 2001 года по настоящее время — этап первых попыток серьезного реформирования инвестиционной поддержки регионов



Нормативно-методическое обеспечение управления региональным развитием в Российской Федерации В настоящее время система программных документов регионального и пространственного развития определяется федеральным законом от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Кроме того, на федеральном уровне органы исполнительной власти могут принимать помимо прогнозов и программ социально-экономического развития, в которых должны быть разделы, посвященные состоянию регионов, разного рода стратегии (так, приняты «Энергетическая стратегия России до 2020 года», «Транспортная стратегия России» и т.п.), стратегии макрорегионов (например, развития Сибири), федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы (например, Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики). Могут реализовываться специальные федеральные программы, в частности, комплекс приоритетных национальных проектов (2006-2007 годы)



Нормативно-методическое обеспечение управления региональным развитием в Российской Федерации На субфедеральном уровне принимаются предусмотренные федеральными нормативными актами долгосрочные стратегии социально-экономического развития субъектов РФ (стандарт утвержден приказом Министра регионального развития РФ № 14 от 27 февраля 2007 года) и среднесрочные программы экономического и социального развития субъектов РФ (типовой макет утвержден приказом Министра экономического развития и торговли РФ №170 от 17 июня 2002 года). Широкую практику получает заслушивание Правительством РФ докладов субъектов Федерации о результатах и основных направлениях деятельности региональных органов исполнительной власти (ДРОНДов). Кроме того, регионы должны иметь долгосрочные документы территориального планирования



Долгосрочные стратегии социально-экономического развития регионов РФ Стратегия, в соответствии со стандартом разработки (установлен приказом Министра регионального развития РФ № 14 от 27 февраля 2007 года) понимается как «система мер государственного управления», опирающихся на научно обоснованные долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти, направленной на обеспечение социально-экономического развития региона, и реализуемых органами государственной власти субъекта РФ с учетом государственной политики РФ, на основании понимания важнейших проблем развития и оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала органов государственной власти субъекта РФ. Стратегия как система мер государственного управления предполагает наличие документа Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу. Этот документ, как правило, должен быть рассчитан на 20 лет. Он разрабатывается органами государственной власти субъекта РФ и согласовывается с органами федеральной власти.



Долгосрочные стратегии социально-экономического развития регионов РФ В Стратегии должны содержаться: 1) комплексная оценка ключевых внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие региона 2) вызовы/проблемы, стоящие перед регионом, как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе 3) 2-3 наиболее вероятных сценария социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу 4) система приоритетных направлений развития региона в рамках выбранного целевого сценария 5) основные механизмы реализации



Среднесрочные программы социально-экономического развития субъектов РФ Региональные Программы представляют собой комплекс мероприятий, инициируемых, разрабатываемых, утверждаемых и осуществляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации на долгосрочный период и обеспечивающих эффективное решение задач в области социально-экономического развития данного региона. Ее основой целью является решение ключевых социально-экономических проблем региона и повышение на этой основе уровня жизни и обеспечения занятости населения региона, развития производственного, трудового и интеллектуального потенциала субъекта Российской Федерации. Приказом Минэкономразвития РФ от 17 июня 2002 года № 170 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации» определены: 1)Порядок согласования с федеральными органами исполнительной власти мероприятий (объектов) программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации; 2) Типовой макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации.



Федеральные инструменты регионального развития. Федеральные целевые программы (ФЦП) ФЦП представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. В 2007 году в РФ действовало 46 федеральных программы по пяти направлениям: 1. развитие инфраструктуры, 2. новое поколение, 3. безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды, 4. наука, инновации и передовые технологии, 5 региональный паритет.



Федеральные инструменты регионального развития. Особые экономические зоны ОЭЗ в РФ определены Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от 22 июля 2005 года. Основная цель формирования ОЭЗ стало развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. В настоящее время существует три типа особых экономических зон (далее ОЭЗ): 1) промышленно-производственные особые экономические зоны, которые созданы в Республике Татарстан, в Липецкой области, 2) технико-внедренческие особые экономические зоны, которые созданы в Томской области, Московской области (ОЭЗ «Дубна»), г. Москва (ОЭЗ «Зеленоград», Санкт-Петербурге (ОЭЗ «Нойдорф»), 3) туристско-рекреационные особые экономические зоны, которые будут созданы в Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, в Иркутской области и Республике Бурятия. Инфраструктура ОЭЗ, которая является одним из основных факторов инвестиционной привлекательности, создается за счет средств федерального, регионального, местного бюджетов. Также резиденты ОЭЗ имеют существенные налоговые льготы и другие преференции.



Федеральные инструменты регионального развития. Технопарки Распоряжением Правительства № 328 от 10 марта 2006 г. была одобрена государственная программа "Создания в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий". В рамках реализации данной программы технопарки в сфере высоких технологий в 2006 - 2010 годах планируется создавать на территориях Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областей, Республики Татарстан и г. Санкт-Петербурга. Именно этими регионами ведется активная политика по формированию инфраструктуры инновационной деятельности на протяжении многих лет. Основной целью создания технопарков в РФ является обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны.



Федеральные инструменты регионального развития. Создание федеральных университетов и поддержка инновационных образовательных программ. Целью реализации приоритетных национальных проектов в сфере ВПО должно стать создание примеров успешной трансформации отдельных российских вузов, выведения их на уровень мировых образцов (пусть и не абсолютных лидеров), а за счет этого оказания воздействия на всю систему ВПО. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2005 г. был запущен процесс создания в России двух бизнес-школ мирового уровня (в Москве и Санкт-Петербурге), двух федеральных университетов (в г. Ростове-на-Дону и г. Красноярске), поддержки инновационных образовательных программ в вузах. Конкурс инновационных программ должен сформировать центры инновационной активности на базе университетов, стимулировать механизмов стратегического планирования и управления в вузах, способствовать сетевому взаимодействию вузов, апробировать инвестиционный мезанизм финансирования высшей школы. В 2006-2007 гг. поддержку получили в общей сложности 57 региональных вузов.



Федеральные инструменты регионального развития. Инвестиционный фонд Инвестиционной Фонд РФ начал свою работу С 1 января 2006 года. В рамках инвестиционного фонда государственная поддержка предоставляется для реализации инвестиционных проектов, направленных: а) на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и (или) развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение и т.д.; б) на создание и (или) развитие элементов российской инновационной системы; в) на обеспечение реализации институциональных преобразований. Предоставление государственной поддержки осуществляется в следующих формах: а) софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта; б) направление средств в уставные капиталы юридических лиц; в) предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты. Инвестиционный фонд на 2007 г. составлял 100 млрд. руб., а законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предполагается, что в 2008 г. он составит – 89 млрд. руб., в 2009 г. – 109 млрд. руб., 2010 г. – 76 млрд. руб.