uzluga.ru
добавить свой файл
1


Профилактика суицидальных намерений. Оказание помощи подростку с суицидальными намерениями.


Причины суицидальных намерений могут быть разными:
  • Алкоголизм родителей

  • развод родителей

  • Потеря близкого

  • Безответное чувство влюбленности

  • Систематические унижения

  • Безразличие со стороны родителей, сверстников и пр.



При подобных ситуациях ребенок , как правило, испытывает одни и те же эмоции и чувства (какая бы ситуация не была, чувства примерно одинаковы и накал переживаний одинаков – очень высокий):
  • Боль

  • Вина

  • Разочарование

  • Одиночество

  • Страх

  • Стыд

  • и пр.



То есть, причины разные, но порождают они определенные (отрицательные) чувства.

Любая причина приводит к острому психологическому переживанию, в котором много чувств.



Переживая подобные чувства, ребенок хочет:
  • Внимания

  • Поддержки

  • Понимания

  • Жалости

  • Любви

  • Помощи

  • Надежды

  • Изменений

  • Решения проблемы (устранения причины)

  • пр…



Отсюда выделяют следующие мотивы суицида:

1) призыв к помощи (хочет помощи, поддержки, внимания и т.п.)

2) Протест (протестует против невнимания, отсутствия любви, понимания и т.п.)

3) Избегание (хочет уйти от проблем, избежать причин)

4) Самонаказание (особенно, если есть чувство вины)

5) Отказ (отказ от насилия, навязывания своих убеждений – как правило, при наличии «высокой, сверхценной» идеи, отказываюсь жить так, как хотят от меня другие)



Таким образом, любое суицидальное намерение сводится к 5-и мотивам.

Изначально, у ребенка с суицидальными мыслями нет намерения уйти из жизни,

у него есть желание убрать причину, изменить ситуацию.

Поэтому, суицид является не проблемой, а способом решения проблемы. Поэтому важно переформулировать проблему в задачу, которую требуется решить.

Тема смерти для подростков важна.

В этом возрасте не сформировано чувство невозвратности, для них – это двери, которые открываются в 2-х направлениях.

То есть осознанного отношения к смерти у подростков нет, поэтому есть риск – они могут «заиграться».

Поэтому, важно: формировать осознанное отношение к смерти: (просмотр фильмов с обязательным обсуждением под руководством взрослого, дискуссии при управлении со стороны взрослого).

Но, если у меня самого не сформировано отношение к смерти, нельзя обсуждать эту тему с подростками. Подобная тематика должна выбираться очень аккуратно.

Важно знать: если у ребенка есть суицидальные намерения, любую беседу он будет переводить на тему смерти

Если вы разговариваете с подростком с суицидальными намерениями, важно в беседе выходить на чувства, чтобы понять чего он хочет, то есть идет работа с эмоциональным состоянием ребенка.

30% суицидов подросткового возраста семейные. Семья для ребенка – это модель мира, и если она ужасна, то возникают суицидальные мысли. В подростковом возрасте причин для возникновения определенных чувств очень много, в возможности разобраться очень мало. Часто возникает тоннельное состояние – нет света впереди.

Большой минус реальности: нет культуры обращаться за помощью в подобном состоянии.

Проявления суицидальных мыслей:
  • Нетипичное поведение

  • Снижение интереса к жизни

  • Снижение успеваемости

  • Мимолетные реплики

  • Раздаривание

  • Рисунки в тетради

  • Пр.



Задача взрослых:

1) Вовремя обратить внимание

2) Учить детей обращаться за помощью

3) Учить рассматривать любую возникшую проблему как задачу, имеющую несколько способов решения, а не только уход из жизни

З стадии перехода от внутренних форм к внешним:
  • Пассивное размышление

  • Суицидальные замыслы (свои мысли проговаривают, в разговорах выводят на тему смерти) – присутствие амбивалетности, идет процесс взвешивания: «за» и «против»

  • Суицидальные намерения – обдумывают, как это можно сделать, разрабатывают план с деталями



В подростковом возрасте, как правило, суициду предшествует депрессивное состояние.

В точке входа в депрессию есть причина для суицида (как правило, не одна), много отрицательных эмоций, от этих чувств наступает обессиливание, апатия.

Постепенно проходя другие точки депрессии ( в это время взвешивается все «за и против», идет обдумывание, но нет сил), возникает точка выхода из нее ( в это время собралось много аргументов «за», мало – «против», принимается решение о смерти) и на выходе из депрессии появляются силы и исполняется решение.

Важно:

Помочь подростку может любой человек (необязательно специалист) в любой точке депрессивного состояния. В точке выхода из депрессии,- перенаправив энергию с решения уйти их жизни на решение изменить ситуацию.

Что мешает взрослым принять участие в жизни ребенка:
  • Собственное отношение к смерти

  • Чувство страха

  • Ответственность

  • Мифы о суициде



Мифы :
  • Только психически неполноценный человек совершает суицид

  • Только слабый (сильный) может это сделать

  • Об этом не надо говорить, если мы будем говорить о суициде, то подростки непременно захотят его совершить

  • Если ребенок об этом проговаривает, то он этого не сделает

  • Прием алкоголя снижает риск суицида

  • Любой суицид можно предотвратить



В суициде нет виноватых, суицид –это не поступок, это процесс, в котором участвует много людей, много причин.

7 ступеней помощи в работе с суицидентом:

1) Установление контакта (я готов принять тебя вместе со всеми суицидальными мыслями, не переделывать, дать понять, что он вам нужен). Желание быть с ним рядом должно быть искренним: не готовы, не помогайте. Уделить внимания столько, сколько нужно

2) Этап активного слушания (если человек молчит, просто помолчать рядом с ним)

3) Восстановление социальных контактов (кто еще может ему помочь)

4) Разговор о том, что произошло, работа с семьей как с ресурсной базой

5) Планирование ближайшего будущего (планирование на каждые 15 минут – он должен осознавать план своей жизни, проговаривание своих опасений: «…дай мне слово, что до завтрашнего дня ты этого не сделаешь». В дальнейшем планирование каждые 1-2 часа

6) Метакоммуникации – какой опыт он вынес из этой ситуации, если будет еще такая ситуация, что ты будешь делать – формирование осознанного подхода, профилактика попытки

7) Сведение к минимуму нашей роли как помощника (передача ответственности за его жизнь в его руки)

Мысль о суициде возникает, когда ситуацию вынести невозможно.

Самый опасный возраст- 13-20 лет