uzluga.ru
добавить свой файл
1


Профессиональная самоактуализация

«Для того, чтобы люди находили счастье

в своей работе, необходимы три условия:

работа должна быть им по силам,

она не должна быть изнуряющей,

ей обязательно должен сопутствовать успех»

Джон Рескин

Характер профессионального самоопределения во многом определяется интересами, увлечениями и склонностями человека:

  • Профессиональный интерес — это эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду профессиональной деятельности («хочу знать»);

  • Склонность — это предрасположенность к чему-либо, реализуемая в конкретном деле; она проявляется в любимых занятиях («хочу сделать»).

  • Способности — это индивидуальные особенности, определяющие легкость овладения и успешность деятельности личности.



Классификация интересов



Концепция жизненного пути человека (Шарлотта Бюллер, 30-е гг. XX века)



Концепция жизненного пути человека

Эрик Эриксон

Ценностные ориентации

  • Ценности – это «обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на основе которых субъект осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности».

  • С.Л.Рубинштейн говорил, что ценность для человека означает значимость чего-то в мире, выполняет функцию ориентира поведения.

М.Рокичем различает два класса ценностей:
  • терминальные ценности (убеждения в том, что некоторая конечная цель существования личности стоит того, чтобы к ней стремиться);

  • инструментальные ценности (убеждения в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным и полезным для достижения жизненно важных целей).



Ценностные ориентации (по Рокичу)

Терминальные ценности



Сущность профессионального самоопределения

  • действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций,

  • действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии,

  • действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии — относительно собственных устремлений.



Профессиональная самоактуализация

  • поиск «себя в профессии», собственной профессиональной роли, образа Я, профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности,

  • определения для себя профессиональных перспектив, достижения их, установление новых профессиональных целей, стремление к гармоничному раскрытию и утверждению своего природного творческого потенциала.



Профессиональная мотивация личности

«те, кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением»

Т. Шибутани

Мотивация профессиональной деятельности

— это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, чтобы решать профессиональные задачи, достигать поставленные цели;
  • зависит от социальной значимости данной профессии, престижа, заработка и т.п.

  • Положительная мотивация — это стремление добиться успеха в своей деятельности.

  • Отрицательная мотивация — это стремление уйти от неуспеха.



Мотивация к труду



Абрахам Маслоу (англ. Abraham Maslow) (1 апреля 1908 — 8 июня 1970)

  • Видный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

  • Известна «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности.

  • Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

* самоуважение и уважение к другим; * доброжелательность и терпимость; * интерес к окружающему миру; * стремление разобраться в себе; * и ряд других.

«Пирамида потребностей»

  • Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).

  • Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.



Теории мотивации: теория иерархии потребностей Маслоу



Герцберг, Фредерик (1923), Herzberg, Frederick

  • родился 18 апреля 1923 г. в США; изучал психологию, а затем специализировался на вопросах психического здоровья в промышленности; в его исследованиях основное внимание уделяется человеческой мотивации в производственных ситуациях, ее влиянию на удовлетворенность индивида работой и на его психическое здоровье; испытывает сильное влияние своих иудаистско- христианских корней, что объясняет его частые и пространные ссылки на Библию; профессор менеджмента в Университете Юты; приобрел международную известность и был популярным консультантом в 1960-1970-х гг.



Теории мотивации: двухфакторная теория Ф.Герберга



Теории мотивации

  • Теория равенства (Адамс);

  • Теория ожиданий (Врум);

  • Теория подкреплений (Скиннер);

  • Теория постановки целей (Лок и Лэтам);

  • Теория характеристик работы.

* Ни одна теория не учитывает полностью все особенности личности и социальных условий;

* Но каждая может быть направлена на некоторые из них.

Теории равенства

  • Основателем теории равенства считают Стейси Адамса. Идея его теории заключается в том, что в процессе работы работник сравнивает, как были оценены его действия по сравнению с другими. Работник определяет свое поведение в зависимости от того, удовлетворен ли он результатами такого сравнения. Адамс выделил ряд возможных реакций работника в случае неудовлетворения таким сравнением: - он снижает интенсивность труда и его качество; - потребует повышения оплаты труда, продвижения по службе, улучшения условий труда или компенсирует это путем хищений или каким-либо другим незаконным действием; - переоценит свои возможности и потеряет при этом уверенность в себе, что приведет к уменьшению интенсивности труда; - попытается воздействовать на организацию или сравниваемых с ним работников с целью уменьшения их вознаграждения; - изменит для себя объект сравнения и выберет более подходящие; - попытается перейти в другое подразделение или покинуть эту организацию. Необходимо понимать, что восприятие человека носит субъективный характер, поэтому нужна четкая система оплаты с указанием факторов, влияющих на величину оплаты. Необходимо также учитывать, что оценки деятельности работника носят комплексный характер, и оплата труда занимает в ней важное место, но не всегда определяющее.



Теория ожиданий (В. Врум)

  • Теория ожиданий основана на положении, что наличие активной потребности — не единственная мотивация.

  • Человек также должен надеяться, что действительно сможет ее удовлетворить, благодаря правильно выбранному типу поведения.



Теория ожиданий (В.Врум)

Большую роль в разработке теории ожидания сыграл Виктор Врум, который ввел понятие валентности — предполагаемой степень относительного удовлетворения (или неудовлетворения) вследствие получения вознаграждения, или, другими словами, насколько вознаграждение соответствует ожиданиям вознаграждаемого.

В. Врум определил мотивацию как произведение следующих переменных:
  • ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты;

  • ожидание того, что за достигнутыми результатами последует вознаграждение;

  • валентность (ожидаемую ценность вознаграждения).

Чем выше значение каждого из множителей, тем выше мотивация. В случае, если один из множителей отсутствует (равен нулю), то мотивация равна нулю.

Данная теория оставила без внимания то, какая валентность имеет большую ценность: валентность заработной, платы, продвижения или других факторов.

выбрать сферу профессиональной деятельности:

  • Определить личностные особенности

  • Определить требования к профессии

  • Выявить шкалу ценностей

  • Определить мотивы профессиональной деятельности