uzluga.ru
добавить свой файл


УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Программа курса

Автор: Л.В. Дериглазова

Д.и.н., профессор кафедры мировой политики ТГУ

Цель курса

Предоставить студентам:
  • систематизированную информацию о современных конфликтах на постсоветском пространстве,

  • их особенностях и закономерностях развития;

  • об основных теоретических подходах анализа конфликтов и

  • направлений практической деятельности по урегулированию конфликтов.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:
  • основы теории конфликта;

  • современные подходы в аналитике конфликтов;

  • историю конфликтов на постсоветском пространстве;

  • международные институты и механизмы урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (2)

Понимать:
  • причины и закономерности развития конфликтов в международных отношениях;

  • возможности предотвращения насильственных конфликтов и принципы их урегулирования;

  • основные принципы и методы урегулирования конфликтов;

  • особенности и закономерности конфликтов на постсоветском пространстве;

  • особенности урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (3)

Уметь:
  • применять теоретические знания для квалифицированной аналитики конфликтов, подготовки публичных выступлений официальных лиц по вопросам конфликтов на постсоветском пространстве;

  • осуществлять квалифицированный поиск литературы и документов по проблемам конфликтов на постсоветском пространстве на русском и иностранном языках;

  • квалифицированно участвовать в обсуждении проблем конфликтов на постсоветском пространстве с пониманием комплексности проблем, с учетом позиции российских властей и оценок международных акторов к урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве.



Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Курс предполагает знакомство студентов с основными закономерностями конфликтов на постсоветском пространстве, теоретическими и практическими подходами к анализу конфликтов и их урегулированию в отечественной и иностранной литературе.

Студенты обязаны посещать все занятия, ознакомиться с обязательной литературой и документами, в том числе на иностранном языке, написать аналитическую работу и представить ее. На зачете студенты должны продемонстрировать знание содержания курса, а также навыки самостоятельной аналитической работы.

Курс включает 20 часов аудиторных занятий для проведения лекций, семинаров, презентаций слушателей, 48 часов самостоятельной работы студентов по подготовке к семинарским занятиям и дискуссиям; и 40 часов для индивидуальной работы по написанию аналитической работы и ее презентации.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Основы анализа конфликтов и практические подходы к урегулированию конфликтов

Тема 2. Конфликты на постсоветском пространстве: история, особенности и закономерности.

Тема 3. Внутригосударственные конфликты на постсоветском пространстве и особенности их урегулирования. Конфликты на территории Российской Федерации.

Тема 4. Внутригосударственные конфликты на постсоветском пространстве и особенности их урегулирования. Приднестровский конфликт.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (2)

Тема 5. Внутригосударственные конфликты на постсоветском пространстве и особенности их урегулирования. Конфликты на территории Грузии.

Тема 6. Внутренние конфликты на территории стран Центральной Азии.

Тема 7. Межгосударственные конфликты на постсоветском пространстве. Нагорно-Карабахский конфликт.

Тема 8. Презентации самостоятельных работ студентов по теме конфликтов на постсоветском пространстве.

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гаджиев К.С. «Большая игра» на Кавказе вчера, сегодня, завтра. М.: Международные отношения, 2010. 339 с.

Государственный суверенитет VS. Право наций на самоопределение : сборник научных статей /отв. ред. А. Л. Рябинин ; ред.-сост. Г. В. Лукьянов. М., 2011. 250 с.

Дериглазова Л.В., Минасян С. Нагорный Карабах: парадоксы силы и слабости в международном конфликте. Ереван: Институт Кавказа, 2011. 116 с.

Зиновьев В.П., Троицкий Е.Ф. Страны СНГ и Балтии: учебное пособие. Томск: Изд-во ТГУ, 2009 г. 334 с.

Косов Ю.В. Содружество Независимых Государств: интеграция, парламентская дипломатия и конфликты: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2012. 295 с.

Международные отношения в Центральной Азии события и документы: учебное пособие для вузов /Под ред. А.Д. Богатурова. М.: Аспект Пресс, 2011. 548 с.

Российская нация: становление и этнокультурное многообразие /Под ред. В. А. Тишкова. М.: Наука, 2011. 461 с.

Ситуационные анализы. Вып. 1 : учебное пособие / Отв. ред. Т. А. Шаклеина. М.: МГИМО-Университет , 2011. 234 с.

Шеллинг Томас. Стратегия конфликта. М:. ИРИСЭН, 2007. 373 с.

Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: учебное пособие для студентов вузов / под ред. П. А. Цыганкова. Изд. 3-е, перераб. и доп.М.: ИНФРА-М [и др.] , 2011. 335 с. :