uzluga.ru
добавить свой файл
1


«Смысла, отдельного от поэтики, не существует»

Урок-практикум по стихотворению И.С.Тургенева «Русский язык» в 10 классе

Учитель русского языка, литературы

Лепокуровская СОШ

Баганского района

Новосибирской области

Гуримская Ольга Викторовна



Стихотворения в прозе (1877-1883)

  • Поздние лирические произведения И.С.Тургенева, в которых писатель использовал всё интонационное богатство, ритмическую гибкость, музыкальность, возможность выразить в прозе тончайшие смысловые нюансы, позволяющие, не прибегая к размеру и рифме, выразить все душевные движения и напрямую обратиться к миру чувств читателя.





Русский язык

  • Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!





Задание 1 Сравните тексты и определите, что отличает художественное произведение от материала, лёгшего в его основу

Из бесед Тургенева

Задание 2. Основная мысль стихотворения: родной язык – это то, что даёт автору веру в народ и его будущее. Посмотрите, с помощью каких художественных средств она выражена.

  • Метафора – это вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству или контрасту. Метафоры создаются по принципу олицетворения, овеществления, отвлечения.

  • Найдите метафоры и определите, по какому принципу они созданы.



Словарная работа

  • Великий – превышающий всякую меру, выдающийся по своим достоинствам.

  • Могучий – очень большой, значительный, мощный, обладающий властью, силой, влиянием.

  • Правдивый – любящий правду, истину; содержащий в себе правду, основанный на правде.

  • Свободный – не знающий, не терпящий ограничений, не связанный никакими обязательствами, ограничениями; проявляющийся легко, без ограничений, затруднений.

Подумайте, почему автор употребляет не один эпитет, а несколько подряд. Как называется такой синтаксический приём? Каким образом достигается выделение смысла последнего из названных эпитетов?

Задание 3 разберёмся в стилистических фигурах речи



Задание 4

  • Выполняя задание №1, вы уже установили, что метафоры поддержка и опора синонимичны. Найдите в тексте стихотворения аналогичный случай повтора близких по смыслу слов. Что изменится, если оставить только одно из слов или заменить оба слова синонимом размышлений?

  • Почему Тургенев использует форму во дни? Какой стилистический эффект достигается использованием повтора этой формы? ( для ответа на этот вопрос сравните два высказывания: во дни сомнений, во дни тягостных раздумий и во дни сомнений и тягостных раздумий).



Задание 5

  • Найдите в тексте стихотворения обращение. К кому обращается автор? Зачем перед обращением употреблена частица о?

  • Прочитайте второе предложение. В конце стоит вопросительный знак, а по смыслу требует ли такой вопрос ответа? Как называется такой стилистический приём?

  • дайте истолкование значению слова дома. Как называется этот троп?



Задание 6

  • Перечитайте ещё раз первые два предложения: вы заметили, что в них тропы поддержаны фигурами, а фигуры, в свою очередь, выделяют тропы? Соблюдается ли такая закономерность в последнем предложении?

  • Определите, как выражена его эмоциональная окраска?

  • Перечитайте внимательно первое и последнее предложения. Какой эпитет повторяется? К какому слову он отнесён в первом случае, а к какому – во втором? Как он помогает установить глубинную связь между этими понятиями?



Задание 7

  • Исследователи творчества Тургенева отмечают, что в стихотворении «Русский язык» использован ещё один художественный приём: автор не договаривает мысль до конца. Этот приём считается и синтаксическим и лексическим одновременно. Это приём умолчания. Определите, какая мысль «не выговорена» автором до конца.

  • Посмотрите, как связаны между собой по смыслу первое и последнее предложения. Подумайте, чем можно считать последнюю фразу стихотворения: его последней мыслью или отправной точкой для дальнейших размышлений? Каких?



Итог урока

  • Последовательное постижение смысла художественного произведения раскрывается в его композиции, в его поэтике, ведь, по словам Ю.В.Манна, «смысла, отдельного от поэтики не существует».



рефлексия

Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

(И.С.Тургенев)