uzluga.ru
добавить свой файл
1


Критерии готовности образовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО):

наличие разработанной и утвержденной основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения:
  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • учебный план начального общего образования;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программа коррекционной работы;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования


Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.



Нормативно-правовая и документальная основа

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России «6» октября 2009 г. №373) ;

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993);

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • Концепция УМК «Школа России».

  • План мероприятий по формированию здорового образа жизни среди детей и молодежи Ивановской области на 2011-2012 годы (Распоряжение Правительства Ивановской области от 2011 года № -рп)

  • «Об утверждении долгосрочной программы «Дети Тейковского района на 2010-2013 годы» (Постановление администрации Тейковского муниципального района от 03.12.2009 года №498 )



Факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.



Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.



Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни



Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

  • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

• организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков (СанПиН 2.4.5.2409–08);

• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

• наличие помещений для медицинского персонала;

• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию ОУ.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

• индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы

• полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

• рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

• организация занятий по лечебной физкультуре;

• организация часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

• организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

• организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации ОУ, учителей физической культуры, а также всех педагогов.

Реализация дополнительных образовательных программ

дополнительные программы (программы «Здоровье», «Сохранение и укрепление здоровья школьников»):
  • дни здоровья

  • спортивные праздники,

  • спартакиады,

  • программы кружков и секций и т.п.



Просветительская работа с родителями (законными представителями)

  • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

• приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.



Проектирование программы формирования культуры здорового образа жизни

предполагает:

- использование инварианта целей и задач, структуры системы работы;

- опору на потенциал, возможности используемого УМК (или вариантов УМК);

- существующие традиции, опыт работы образовательного учреждения.

Задача образовательного учреждения — определение тематики и сроков реализации здоровьесберегающих мероприятий

Здоровьесберегающая образовательная среда

1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения.

2. Рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки.

3. Обеспечение полноценного питания детей в образовательном учреждении.

4. Совершенствование физического воспитания.

5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.

6. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.



Здоровьесберегающая образовательная среда

7. Широкое использование программ образования в сфере здоровья.

8. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.

9. Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшение социальной адаптации ребенка.

10. Организация работы по укреплению здоровья учителей.

11. Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.

12. Проведение мониторинга здоровья.



Оценка эффективности реализации программы

  • Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.



Программа коррекционной работы



ФГОС НОО

  • Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.



Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

  • Цель программы

  • создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

  • создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.



Концепция УМК «Начальная школа 21 века»

Общие цели:
  • 1.Диагностика трудностей обучения, межличностного взаимодействия, отдельных индивидуальных психо-физиологических особенностей младших школьников (мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в данном образовательном учреждении;

  • Оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям с трудностями обучения, стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости (разработка индивидуальной траектории развития).

  • Коррекция недостатков в физическом развитии.



Концепция УМК «Гармония»

Цель данной программы – создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной образовательной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Основные задачи программы коррекционной работы:
  • Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.

  • Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии)

  • Развитие индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса; ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений в психическом, психофизиологическом и личностном развитии детей; воспитание у каждого ребёнка уверенности в своих силах.



Концепция УМК «Школа России»

Программа коррекционной работы направлена на:
  • преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

  • овладение навыками адаптации учащихся к социуму;

  • психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;

  • развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);

  • развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.



Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

  • В учебниках курса «Математика» в конце каждого урока представлены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках заканчивается разделами; «Что узнали. Чему научились» и «Проверим себя и оценим свои достижения», которые согласуются с целями, сформулированными на шмуцтитуле. Этот материал позволяет учащимся сделать вывод о достижении целей, поставленных в начале изучения темы. В учебниках 1 — 4 классов в конце каждого года обучения приводятся «Тексты для контрольных работ», представленные на двух уровнях: базовом и на уровне повышенной сложности.



В учебниках курса «Литературное чтение»

В учебниках курса «Литературное чтение»

в конце каждого раздела помещен материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания этого раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на базовом уровне освоения), так и повышенного уровня, которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач.

Овладение навыками адаптации учащихся к социуму

  • Учебники содержат задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс «Окружающий мир»).

  • Курс «Математика» формирует у ребенка первые пространственные и временные ориентиры, знакомит с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации и пр.

  • Курсы «Литературное чтение», «Русский язык», «Иностранные языки» формируют нормы и правила произношения, использования слов в речи, вводит ребенка в мир русского и иностранных языков, литературы.

  • Курсы «Изобразительное искусство, «Музыка» знакомят школьника с миром прекрасного.

  • Курс «Основы религиозных культур и светской этики» формирует у младших школьников понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.



Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении

  • В данном подразделе кратко описывается подобная служба, если она имеется в школе. В том случае, если в школе нет службы, но работает психолог или логопед, то его функционал может быть приведен здесь.



Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей)

Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.
  • Формирование и освоение творческих способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. В учебниках «Школы России» в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

  • Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России».

  • В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».

  • С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.

  • Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс.

  • Во внеурочной работе организуются творческие конкурсы, предметные олимпиады.  

Здесь необходимо кратко описать систему участия учащихся начальных классов

в олимпиадах, творческих конкурсах, сложившуюся в школе.

Развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.

  • Если в школе есть учащиеся с ограниченными возможностями, то здесь необходимо кратко описать условия, созданные для их обучения в школе.



Условия успешного осуществления коррекционно-развивающей работы

  • Безграничная вера в ребенка

  • Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху»

  • Создание доброжелательной атмосферы на занятиях

  • Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями

  • Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения»

  • Постоянное отслеживание продвижения каждого ученика

  • В обучении опираться на «сильные» стороны в развитии ученика

  • Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться регулярно и систематически



Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

В курсе «Окружающий мир» - это разделы:
  • «Здоровье и безопасность»,

  • «Мы и наше здоровье»,

  • «Наша безопасность»,

  • «Как устроен мир»,

  • «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»),

  • «Чему учит экономика» и др.

темы:

«Что вокруг нас может быть опасным?»,

«Зачем мы спим ночью?»,

«Почему нужно есть много овощей и фруктов?»,

«Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»,

«Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?»,

«Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

  • В курсе «Русский язык» учащиеся обсуждают вопросы:

  • внешнего облика ученика,

  • соблюдения правил перехода улицы,

  • активного отдыха летом и зимой.



Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

В курсе «Технология»
  • правила безопасной работы с инструментами или приспособлениями.

  • в разделе «Человек и информация»

    • знаки дорожного движения,
    • таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.


Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

  • В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Ценность и польза образования», «Отношение к природе», «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе» и др.



Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни (освоение и соблюдение режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах).

Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

  • В курсе «Английский язык»

  • дается информация, направленная на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей,

  • на развитие интереса к прогулкам на природе

  • подвижным играм

  • участию в спортивных соревнованиях

  • учащиеся знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр, летними и зимними видами спорта.