uzluga.ru
добавить свой файл
1


Основные классы документов. Критерии отбора документов.

9 класс

Основные классы документов

  • Официальныедокументы, распространяемые от имени государственных органов, учреждений, ведомств или общественных организаций и содержащие материалы нормативного или директивного характера, правила, нормы и требования в разных сферах.

  • Правительственные: Конституция, законы, уголовный кодекс, указы, постановления; Нормативно-технические: ГОСТ, ТУ, инструкции, патентные документы.



Основные классы документов

  • Научныедокументы, содержащие сведения о научных достижениях и предназначенные для использования в сфере науки. Научные документы являются результатом научной деятельности.

  • Монографии, диссертации, сборники научных трудов.



Основные классы документов

  • Научно-популярныедокументы, содержащие сведения об исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме доступной широкому кругу читателей (неспециалистам), используемые для расширения культурного и профессионального кругозора, для поддержки самообразования и т. п.

  • научно-популярные книги, статьи из научно-популярных журналов и сборников, газетные статьи научно-популярного характера и т. д.



Основные классы документов

  • Справочные – документы, содержащие краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их разыскания, не предназначенные для сплошного чтения. Справочные документы создаются для сбора и фиксации наиболее важных и часто запрашиваемых сведений с целью их быстрого разыскания.

  • Словари, энциклопедии, справочники



Основные классы документов

  • Учебные – документы, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, в форме пригодной для обучения и преподавания. Учебные документы создаются для поддержки учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, а также для самообразования.

  • учебники, учебные пособия, сборники задач, упражнений и тестов, практикумы, курсы и конспекты лекций, методические указания по выполнению лабораторных работ, хрестоматии, самоучители, учебные программы и т. д.



Основные классы документов

  • Наибольшее значение имеют учебники и учебные пособия.

  • Учебники содержат весь материал курса, утвержденный учебной программой, т. е. тот минимум знаний, который должен усвоить учащийся или студент по данному курсу.

  • Учебные пособия предназначены для более углубленного изучения каких-либо определенных разделов курса.



Первичные и вторичные документы

  • Первичный документ содержит информацию, которая является изложением (описанием) результатов изучения, исследования, разработок и т.д. и оригинальна по своему характеру.

  • Такой документ представляет собой результат непосредственного отражения научной, производственной, управленческой, творческой и другой деятельности (официальный, научный, учебный, рекламный, литературно-художественный и т.д.).

  • Его задача состоит в обеспечении общества первичной информацией.



Первичные и вторичные документы

  • Первичные документы составляют основную массу существующих в мире документов. Именно они, за редкими исключениями, становятся конечными источниками удовлетворения нашей информационной потребности.

  • При работе с электронными базами данных эти документы, если они носят текстовый характер, обычно называются полнотекстовыми.



Первичные и вторичные документы

  • Вторичный документ (иначе - информационный) содержит сведения о первичных документах, полученные путем их информационного анализа (библиографический, реферативный, обзорный).

  • Во вторичных документах содержатся главным образом сведения из первичных документов или сведения о них.

  • Это справочная литература, рефераты, дипломы, обзоры, библиотечные каталоги, библиографические указатели и картотеки и т. п.

  • Вторичные документы являются результатом аналитико-синтетической переработки первичных документов.



Цель чтения

  • Перед выбором документа необходимо определиться с целью чтения.

  • В процессе образования цели могут разные. Некоторые варианты:

  • узнать или уточнить значение специальных терминов, толкование слов;

  • найти краткий ответ на вопрос, заданный учителем;

  • подготовить небольшое сообщение по теме к уроку;

  • подготовить развернутый доклад по проблеме на сравнении разных точек зрения;

  • изучить литературоведческие источники для подготовки к сочинению;

  • написать реферативную работу по теме на основе нескольких источников по одному из учебных предметов;

  • глубоко исследовать проблему для подготовки к олимпиаде, написать исследовательскую работу, в дальнейшем профессиональном образовании - написать курсовую, дипломную работу.



Критерии выбора документа

  • Цель чтения поможет правильно определить критерии выбора документов:

  • нужен справочник или учебник;

  • новая публикация с последними научными фактами или не самая новая, но фундаментальная; увлекательная или четкая, конкретная;

  • интересная, познавательная или строго документальная; краткая или подробная.

  • При отборе документов необходимо не только определить вид издания, но и уметь дать им оценку по соответствующим критериям.



Критерии выбора документа

  • Основные критерии отбора:

  • адекватность (соответствие) теме;

  • полнота раскрытия темы;

  • актуальность (новизна) информации;

  • достоверность опубликованной информации;

  • доступность для понимания.



Предварительный просмотр документа

  • До чтения, на стадии предварительного просмотра, можно составить достаточно четкое представление об издании и дать ему оценку по указанным выше критериям.

  • Это возможно благодаря справочному аппарату книги.



Практическая работа

  • Сделать библиографическое описание документа.

  • Перечислить элементы справочного аппарата книги.

  • Бегло просмотреть текст, иллюстрации и, используя аннотацию, предисловие, послесловие, оглавление/содержание, письменно кратко раскрыть содержание документа.

  • Определить к какому классу документов относится это издание.