uzluga.ru
добавить свой файл
1











Теория стилей в искусствознании

  • Единство общественно-исторического содержания определяет в них устойчивое единство художественно-образных принципов, средств, приемов.

  • История изучения стилей в искусстве: от чисто эмпирических подходов к осознанию сложности и неоднозначности явлений.

  • Проблема стилей в работах классиков искусствознания.

  • Иоганн Иоахим Винкельман «История искусства древности». Гете «Простое подражание природе, манера, стиль».



Происхождение и смысл понятия «категория».

  • Категория (от греч. kategoria) –высказывание, признак, в философии – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.

  • Соотношение между категориями бытия и и категориями познания рассматривает наука онтология.

  • Основатель учения о категориях – Аристотель (IV в. до н.э.).



Смысл понятия «категория»

  • Древнегреческий философ Платон выделял четыре категории: идентичность, отличие, постоянство, изменчивость.

  • В средневековой схоластике (тип религ. философии) категории (бытие, качество, количество, движение, отношение, обладание) именовались предикатами (от лат. – высказывание, провозглашение), - «то, что высказывается о предмете суждения» (сказуемое).



Категория стиля

  • Отсутствие общепринятой системы научных категорий в искусствознании.

  • Трактовки категории стиля в разных методологических концепциях искусствознания.



Категории в искусствознании

  • Распределение основных понятий и терминов соответственно разделам теории художественного творчества: онтологии, аксиологии и гносеологии.

  • Иммануил Кант называл категории «родовыми понятиями».

  • Кант понимал под ними «формы рассудка, которые, которые, придавая познавательный характер чистому восприятию, обусловливают опыт».



Категории истории искусства

  • Категории творческого метода и стиля связаны с аксиологией (учении о ценностях);

  • родов, видов и жанров искусства с морфологией искусства; художественных направлений, течений и школ – с синергетической функцией искусства.



Категория стиля в искусстве

  • Уровни художественного обобщения в эстетической категории стиля:

  • -исторический,

  • -национальный,

  • -индивидуальный,

  • -стиль художественной школы.

  • Стиль как синтез содержательных и формальных элементов искусства, основополагающая категория искусствознания.



Исторический тип искусства

  • В процессе исторического развития художественного творчества, согласно имманентным (лат. immanentis – «внутренне присущий») закономерностям формообразования и под воздействием внешних факторов, складываются некоторые характерные черты, условно объединяемые исследователями в отдельные типы.



Исторические типы искусства

  • Первобытное искусство, античное искусство, византийское искусство, средневековое искусство, современное искусство.

  • Названия этих понятий и их границы условны, не отражают реальный процесс формообразования в искусстве, поскольку линейная шкала времени не играет в этом процессе существенного значения.

  • Исторические типы искусства не характеризуют определенный метод и стиль.



Исторические типы искусства

  • В первобытном, античном, средневековом искусстве развивались тенденции, стилистические качества, не сложившиеся в целостную и устойчивую систему, которая позволяла бы даже по одному формальному элементу («носителю стиля»), отражающему единство содержания и формы, сразу же узнавать, атрибутировать произведение искусства.

  • Неверно говорить об «античном стиле» или «средневековом стиле».



Исторические типы

  • Исторические типы включают множество течений, школ и манер отдельных мастеров.

  • Только после эпохи Итальянского Возрождения складываются основные художественные направления: классицизм, романтизм и противостоящий им академизм.

  • В XVII-XIX вв. внутри этих направлений происходило сложение отдельных исторических стилей.



Исторические типы

  • В средневековье сосуществовало искусство романского, арабского и византийского типов, не обладавшее качествами стилистической целостности.

  • Их сменил художественный стиль Готики, объединивший идеи Запада и Востока в уникальных формах.

  • Внутри готического искусства существовало множество отдельных течений и региональных школ.



Исторические типы

  • Искусство XX века.

  • Собирательное обозначение – «современное искусство».

  • Из-за отсутствия исторической дистанции не ясны критерии его изучения и оценки.

  • Понятия исторических типов, несмотря на «искусственность» и условность границ, удобны для хронологической классификации разнородных явлений.



Стиль

  • Стильобщность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейного содержания.

  • Стиль целой эпохи или крупных художественных направлений,

  • стиль отдельного произведения или жанра,

  • индивидуальный стиль (творческая манера) отдельного автора.



Динамика развития художественных стилей

  • Г. Вельфлин и Э. Кон-Винер

  • Три стадии формального развития каждого исторического стиля:

  • «конструктивная» (архаика),

  • «деструктивная» (классика),

  • «орнаментальная» (вырождение).



Архетипы художественного мышления

  • Классицизм и романтизм как пространственные координаты исторического восхождения художественных стилей.