uzluga.ru
добавить свой файл
1





Цивилизация — сложная социальная модель, обеспечивающая историческую связность некоторой человеческой общности посредством соотнесенности его структурно и системно организованных мотиваций, с одной стороны, и смыслов одной или нескольких культур, принадлежащих цивилизации, с другой стороны.

  • Цивилизация — сложная социальная модель, обеспечивающая историческую связность некоторой человеческой общности посредством соотнесенности его структурно и системно организованных мотиваций, с одной стороны, и смыслов одной или нескольких культур, принадлежащих цивилизации, с другой стороны.

  • Цивилизация это уникальная система мотиваций того или иного общества, способная сохраняться, преобразовываться в процессе кризиса, не разрушаясь взаимодействовать с другими уникальными системами мотиваций.



Я создаю цивилизацию как пророк в конструктивном подходе при помощи моделирования.

  • Я создаю цивилизацию как пророк в конструктивном подходе при помощи моделирования.

  • Онтология — содержательное основание, онтологические единицы и схемы сборки.

  • Транзитология — способы достижения пределов и перехода к иному.

  • Онтология и транзитология позволяют строить конструктивные модели.

  • Эти модели создаются как можно более сложными, чтобы выражать максимальное количество ситуаций, решать максимальное количество проблем.

  • Допустимое упрощение для модели не требует детализации.

  • Понятия следуют из конструктивных моделей, а не конструктивные модели следуют из понятий.



Цивилизация отвечает на вопрос «зачем жить?». Если цивилизация перестает отвечать на этот вопрос или отвечает на него «незачем», она тоже перестает существовать.

  • Цивилизация отвечает на вопрос «зачем жить?». Если цивилизация перестает отвечать на этот вопрос или отвечает на него «незачем», она тоже перестает существовать.

  • Культура отвечает на вопрос «как жить?». Если культура престает отвечать на этот вопрос, она исчезает.

  • Именно отличие цивилизации как пространства мотиваций от культуры как пространства осмысленных норм дает нам возможность понимать цивилизационную антропологию в отличие от культурной антропологии.



Цивилизация соотнесена с одной или несколькими культурами.

  • Цивилизация соотнесена с одной или несколькими культурами.

  • Единица культуры — норма, а основание культуры — смысл как норма в контексте других норм.

  • Смысл во временной проекции через деятельности есть мотивация, которая является единицей цивилизации.

  • Сцепка смысла и мотивации есть традиция. В традиции осуществляется единство исторической связи культуры и цивилизации.

  • Онтологическое основание цивилизации определяется системой мотиваций.

  • Системная организация мотиваций предполагает разную аутопоэтическую дифференциацию социальных структур — доминированную и диверсифицированную.

  • Структурная организация цивилизации определяется ее трансцендентно-утилитарными пределами и является транзитологическим содержанием цивилизации.





Мы чисто теоретически различили культуру и цивилизацию на онтологическом уровне.

  • Мы чисто теоретически различили культуру и цивилизацию на онтологическом уровне.

  • Хотя в реальности культура и цивилизация всегда существуют в единой взаимосвязи, явления культуры и явления цивилизации подлежат строгому разделению: культура фиксируется в объектах (продуктах или артефактах культуры), а цивилизация фиксируется в процессах, описывающихся в религиях, идеологиях, государственных программах, проектах и т.д.



Онтология это внутренние основания (единицы и схемы сборки).

  • Онтология это внутренние основания (единицы и схемы сборки).

  • Транзитология это горизонты, границы или пределы цивилизации, имеющие трансцендентное качество.

  • Цивилизация ориентируется на свои пределы и в то же время самоорганизует мотивации своих членов относительно этих пределов.

  • Когда пределы интериоризируются, возникает более сложная онтология.

  • Когда пределы интериоризируются, возникает необходимость в новых пределах.



Онтология это внутренние основания (единицы и схемы сборки).

  • Онтология это внутренние основания (единицы и схемы сборки).

  • Транзитология это горизонты, границы или пределы цивилизации, имеющие трансцендентное качество.

  • Цивилизация ориентируется на свои пределы и в то же время самоорганизует мотивации своих членов относительно этих пределов.

  • Когда пределы интериоризируются, возникает более сложная онтология.

  • Когда пределы интериоризируются, возникает необходимость в новых пределах.



Следующий этап цивилизации имеет новую онтологию и новую транзитологию.

  • Следующий этап цивилизации имеет новую онтологию и новую транзитологию.

  • Эти новые онтология и транзитология более сложные, нежели предыдущие онтология и транзитология.

  • Возникают столкновения старой и новой онтологии.

  • Возникают столкновения старой и новой транзитологии.



Мотивации членов цивилизации организуются в систему.

  • Мотивации членов цивилизации организуются в систему.

  • Системы бывают доминированные и диверсифицированные.

  • В доминированных системах (их большинство) иерархическое доминирование мотиваций (быстрое развитие и малая длительность).

  • В диверсифицированных системах есть основные и наполняющие группы мотиваций (медленное развитие и большая длительность).



Транзитология определяется трансцендентными рамками или горизонтами, на которые направлена социальная энергия человечества.

  • Транзитология определяется трансцендентными рамками или горизонтами, на которые направлена социальная энергия человечества.

  • Человеческая цивилизация прошла в своем развитии три этапа, задающие горизонты или пределы, которые определяли развитие цивилизации — мифологический, религиозный и рациональный.

  • Сейчас мы находимся в стадии перехода к конструктивному этапу человеческой цивилизации.



  • протоорбис (как устроен мир)

  • протодеус (как существуют боги или Бог).



тимос (что за пределами жизни),

  • тимос (что за пределами жизни),

  • этос (различение добра и зла),

  • вивос (смысл жизни),

  • генос (причины продолжения рода),

  • трансус (предпочтение трансценденции утилитаризму).



интелос (обоснование знания и разума),

  • интелос (обоснование знания и разума),

  • социс (оптимальная структура общества),

  • футурос (ориентация на будущее),

  • археос (преемственность прошлого)),

  • орбис (как устроен мир и где его пределы).



Ведущие цивилизации мифологического этапа — Древние Шумеры (IV-III тыс. до н.э.), Древний Египет (IV-I тыс. до н.э.), Древняя Индия (III-V тыс. до н.э.), Древний Китай (II-I вв. до н.э.), Древняя Греция (VIII в. до н.э. - I в.), Древний Рим (VIII в. до н.э. - V в.).

  • Ведущие цивилизации мифологического этапа — Древние Шумеры (IV-III тыс. до н.э.), Древний Египет (IV-I тыс. до н.э.), Древняя Индия (III-V тыс. до н.э.), Древний Китай (II-I вв. до н.э.), Древняя Греция (VIII в. до н.э. - I в.), Древний Рим (VIII в. до н.э. - V в.).

  • Наиболее значительные религиозные цивилизации: буддийская (VI в. до н.э.), конфуцианская (VI в. до н.э.), христианская (I в.), исламская (VI в.)

  • Более подробно о христианской цивилизации:

  • Переход к религиозному этапу мифологическими греческой и римской цивилизациями был остановлен гибелью римской культуры от варваров (проблема социальной энергии, культурный коллапс).

  • Поэтому успех новой религии христианства дал незначительный толчок европейской цивилизации в I-V вв.

  • Социальная энергия варваров (готов, гуннов) оказалась в это время сильнее.

  • Темные века (VI-IX вв.) это затухание социальной энергии разных варварских цивилизации, становление христианской европейской цивилизации, восстановление ее социальной энергии.

  • Своего пика социальная энергия европейской христианской цивилизации достигает во время Крестовых походов (1096-1290).



Четыре события, обеспечившие переход к рациональному этапу (XV-XVII вв.):

  • Четыре события, обеспечившие переход к рациональному этапу (XV-XVII вв.):

  • Открытие Америки Христофором Колумбом (1492г.)

  • Коперниканский переворот (1543) — сочинение «Об обращении небесных сфер».

  • Создание альтернативы выбора развития рациональной цивилизации как утилитаризм — трансценденциализм: мотивации силы и пользы Френсиса Бэкона (1620, «Новый Органон») — мотивации мечты и героического энтузиазма (1600, сожжение Джордано Бруно на костре инквизиции за представления о бесконечности Вселенной и множественности миров).



Иберийский период (Испания, Португалия) — от открытия Колумбом Америки (1492) до гибели «Непобедимой Армады» (1588).

  • Иберийский период (Испания, Португалия) — от открытия Колумбом Америки (1492) до гибели «Непобедимой Армады» (1588).

  • Голландский период — от 1588 до 1713 года (Утрехтского мирного договора).

  • Британский период — от 1713 до 1921 года (Вашингтонское морское соглашение).

  • Американский или американо-советско-немецкий период (от 1921 года).

  • Доминирование европейской христианской цивилизации, которая сама создает себе партнера-конкурента США, упрочивающего доминирование, и внутри себя производит две мировые войны.

  • Выход на арену цивилизационной конкуренции Китая, Индии, Исламской цивилизации к концу ХХ в.



Иберийский период (в значительной степени религиозное миссионерство, преимущественно орбис, частично социс, частично интелос) — освоение новой территории (Латинская Америка, Карибский бассейн).

  • Иберийский период (в значительной степени религиозное миссионерство, преимущественно орбис, частично социс, частично интелос) — освоение новой территории (Латинская Америка, Карибский бассейн).

  • Голландский период (частично религиозная экспансия при слабой рациональной экспансии: орбис, отсутствие социса и интелоса) — слабое освоение Африки, Америки, Азии.

  • Британский период (чисто рациональная, но неполная, экспансия: интелос, социс, археос, орбис) — более полное относительно структуры рациональной трансценденции освоение новых территорий.

  • Американский период (полная рациональная экспансия: интелос, социс, футурос, археос, орбис) — полновесное относительно структуры рациональной трансценденции освоение новых территорий. СССР и Германия в плане футуроса оказались менее эффективны.



Если цивилизация вовремя не меняет свои трансцендентные горизонты, она разрушается социальной энергией иной цивилизации (Греция и Рим не перешедшие от мифологической транзитологии к религиозной были разрушены варварами).

  • Если цивилизация вовремя не меняет свои трансцендентные горизонты, она разрушается социальной энергией иной цивилизации (Греция и Рим не перешедшие от мифологической транзитологии к религиозной были разрушены варварами).

  • Системно не организованная социальная энергия приводит к гибели цивилизации (кочевники — готы, гунны, монголо-татары).

  • Потеря культуры ведет к деградации цивилизации. Культурное захоронение может позволить ее возродить в будущем. Если бы не культурное захоронение наследия Рима Теодорихом Великим, Возрождение было бы невозможно.



Орбис проявился как географические и космологические открытия (расширение Ойкумены за счет открытия Америки и коперниканский переворот).

  • Орбис проявился как географические и космологические открытия (расширение Ойкумены за счет открытия Америки и коперниканский переворот).

  • Социс в отдельности не является таким важным, как это считал Маркс. В опоре исключительно на социс действовали голландская Республика Соединенных провинций (1581-1795), Советский Союз (1917-1991). Оба цивилизационных образования потерпели фиаско. Социс реализуется в разных социальных системах не как тип государства или власти, а как выбор общества: свобода-равенство, индивидуализм-коллективизм, солидаризм-паразитизм и т.д.

  • Культурная экспансия является важной для цивилизации. Отказ Голландии от языково-культурной экспансии ослабил последствия ее доминирования. Языково-культурная экспансия Испании в иберийский период даже сегодня влияет на весь мир.

  • Одним из важнейших ресурсов рациональной цивилизации является интелос. Именно на это делали ставку Нацистская Германия, Советский Союз и США.

  • Археос в рациональной цивилизации стал помехой для Европы в ХХ веке. США получили преимущество именно за счет меньшей зависимости от археоса.

  • В ХХ веке СССР и США при сравнительном равенстве сил орбиса, социса, интелоса и археоса конкурировали преимущественно за футурос (программно-проектный подход — стратегический подход).

  • Государство не является самым эффективным мотиватором. Более эффективными являются скрытые клубы элиты.



Успех цивилизации обеспечивается не государством, не нацией, не культурой, а полнотой освоения трансцендентных горизонтов.

  • Успех цивилизации обеспечивается не государством, не нацией, не культурой, а полнотой освоения трансцендентных горизонтов.

  • Когда обеспечена полнота освоения трансцендентных горизонтов, становится важной системная организация мотиваций.

  • Иначе говоря транзитология цивилизации преобладает над ее онтологией.

  • Однако онтологическая организация является необходимой.



Человечество сейчас выходит на межцивилизационный уровень с точки зрения религиозных оснований-пределов и на надцивилизационный уровень с точки зрения рациональных оснований-пределов.

  • Человечество сейчас выходит на межцивилизационный уровень с точки зрения религиозных оснований-пределов и на надцивилизационный уровень с точки зрения рациональных оснований-пределов.

  • Это означает конфликт между влиятельными религиями (наследие прошлых транзитологий) и преодоление пределов рациональности (проблема нынешней транзитологии).



Виртус: 1) в чем конструктивное содержание виртуальности; 2) как возможно конструктивное соединение виртуальности и актуальности; 3) как конструктивно достижима виртуальность и куда она ведет. Разделение человечества на актуалов и виртуалов.

  • Виртус: 1) в чем конструктивное содержание виртуальности; 2) как возможно конструктивное соединение виртуальности и актуальности; 3) как конструктивно достижима виртуальность и куда она ведет. Разделение человечества на актуалов и виртуалов.

  • Экстрас: 1) является ли наш Мир единственным (Универсум) или он множественный (Мультиверсум); 2) допустима ли Внемирность и как соотносятся Мир и Внемирность; 3) в чем смысл Внемирности. Разделение человечества на мирников и внемирников.

  • Ксенос: 1) допустимо ли иное и иные; 2) являются ли иные чужими, враждебными или с ними можно сосуществовать; 3) какова перспектива иных по отношению к своим (поглощение (ассимиляция прямая или обратная), расхождение (вытеснение), равновесная интеграция. Разделение человечества на нормалов и модов или модификантов.

  • Космеос: 1) дружествен ли к нам космос; 2) является ли космос обитаем; 3) нужна ли экспансия за пределы планета Земля в космос. Появятся следующие различения: земляне и космиты (земляне, живущие за пределами Земли); земляне и пришельцы.



Мы создаем не новую культуру, а новую цивилизацию.

  • Мы создаем не новую культуру, а новую цивилизацию.

  • Ее создание возможно исключительно из духовной позиции.

  • Необходимы новые источники социальной энергии как направленность на новые трансцендентные горизонты.

  • Необходимы представления о новых горизонтах цивилизации (новая транзитология).

  • Необходимы новые системы мотиваций (новая онтология) и сохранение всех старых мотиваций.

  • Уникальность новой цивилизации — усиление разнообразия через фрагментацию мира.

  • Преимущество будет иметь тот, кто наиболее полно использует новые пределы конструктивной цивилизации и без страха приступит к фрагментации территории своего государства соответственно многообразию систем мотиваций.



Видение новой цивилизации всегда происходит внутри концептов старой.

  • Видение новой цивилизации всегда происходит внутри концептов старой.

  • Сегодня нас больше всего интересует, как будет организована новая цивилизация с точки зрения интелоса, социса, футуроса, археоса и орбиса.

  • Однако это неадекватные вопросы.

  • С точки зрения сегодняшних представлений мир будущей цивилизации является сложно-фрагментированным — по территории и по идентичности.

  • Новые представления о фрагментированной идентичности — фрагментаризм.

  • С сегодняшних наших представлений мы боимся фрагментации, она разрушает привычный нам мир.



Переход к новой цивилизации не зависит от:

  • Переход к новой цивилизации не зависит от:

    • культуры мышления масс;
    • политического режима в стране;
    • способа организации государства;
    • высокого экономического уровня.
  • Переход к новой цивилизации зависит от:

    • понимания узким клубным слоем будущей транзитологии цивилизации;
    • ориентации корпораций и небольших общин единомышленников на новые транзитологические пределы;
    • смены системы мотиваций для этих небольших общин, которая соответствовала бы новым пределам.


Новая цивилизация связана с отказом от важности старых представлений (нация, государство, территория).

  • Новая цивилизация связана с отказом от важности старых представлений (нация, государство, территория).

  • Новая цивилизация связана с преодолением страха перед фрагментацией мира.

  • Переход к новой цивилизации это не здравомыслие, а безумие.



Автор Интернет-книг

  • Автор Интернет-книг

  • «Теория виртуальности» «Онтологизации»

  • «Горизонты конструктивизма»

  • В библиотеке Мошкова

  • http://lit.lib.ru/d/dacjuk_s_a/

  • E-mail: xxyz@ukr.net

  • Tel: +38-050-310-92-45