uzluga.ru
добавить свой файл


ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

  • Общество – продукт совместной деятельности людей способных собственными усилиями создать необходимые условия существования. Как особый уровень организации материи, человеческое общество включает в себя в качестве обязательного условия своего функционирования и развития духовную жизнь. Познание – процесс приобретения знаний. Объектом познания может выступать все существующее – мир в целом, общество и человек. Источником и способом познания являются чувства, разум и интуиция.


Элементы общества

  • Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды–субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный “микрокосмос”, он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, неделимым образованием.

  • Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

  • 1. Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно–энергетической переделки, целенаправленного преобразования.

  • 2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую “телесную оболочку” становясь материальными проводниками, “перевозчиками смысла”.

  • Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.





Предметом социальной философии является общество, взятое во

  • Предметом социальной философии является общество, взятое во

  • взаимодействии всех его сторон, то есть как целостная социальная

  • система, а также законы функционирования и развития общества. Это

  • значит, что социальная философия рассматривает и объясняет

  • различные общественные явления и процессы на макроуровне, то есть

  • на уровне общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся

  • социальной системы. Социальная философия рассматривает также

  • взаимодействие между собой различных обществ. В поле ее зрения

  • находятся и те явления и процессы

  • общественной жизни, которые

  • характеризуют развитие всего

  • человечества. В этом случае предметом

  • социальной философии выступает

  • исторический процесс в его целом,

  • взаимодействие его объективных и

  • субъективных сторон,

  • закономерности его развития.



Социальной философии присуще социальное познание, которое выражается в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах. Специфика этого вида познания заключается в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Поэтому, в отличие от наук о природе, технике и многих других, в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект.

  • Социальной философии присуще социальное познание, которое выражается в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах. Специфика этого вида познания заключается в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Поэтому, в отличие от наук о природе, технике и многих других, в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект.



К трудностям социального познания, объясняемым объективными причинами, то есть причинами, имеющими основание в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является сам человек, вовлеченный в общественные связи, сообщества, имеющий свой индивидуальный опыт, интересы, потребности и т.д.

  • К трудностям социального познания, объясняемым объективными причинами, то есть причинами, имеющими основание в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является сам человек, вовлеченный в общественные связи, сообщества, имеющий свой индивидуальный опыт, интересы, потребности и т.д.



Онтологическая сторона социального познания

  • Она касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в какой он включен в систему социальных отношений. Различные авторы за основу бытия общества и человеческой деятельности принимают различные факторы:



Гносеологическая сторона социального познания

  • Она связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого по онтологической проблеме, от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов.

  • К гносеологической стороне социального познания относится решение таких проблем:

  • - Каким образом осуществляется познание общественных явлений.

  • - Каковы возможности их познания и каковы границы познания.

  • - Роль общественной практики в социальном познании и значение в этом личного опыта познающего субъекта.

  • - Роль разного рода социологических исследований и социальных экспериментов.





Позитивистская социальная философия. Огюст Конт.

  • Социальная философия ведет свое начало с 20-40 годов 19 века. В то время ее проблематика была представлена прежде всего в работах французского философа Огюста Конта. Он выступил против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые до него рассматривались как социальные атомы, существовавшие автономно друг от друга. Он считал, что общество стоит рассматривать как целостный социальный организм. О.Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя, что они целиком базируются на данных науки. Центральными проблемами позитивистской социальной философии О.Конта являются проблемы закономерного характера развития общества и его первоосновы. Важными также считались проблемы гармонизации в развитии общества и достижения его стабильности.



Марксистская социальная философия. Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

  • Параллельно с позитивистским развивалось марксистское направление социальной философии, представленное в трудах К. Маркса, Ф.Энгельса и их последователей. Главной его особенностью стал переход от идеалистического к материалистическому пониманию развития общества и в целом исторического процесса. Одна из самых фундаментальных проблем в марксизме – проблема взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. С точки зрения марксистской социальной философии общественное сознание, будучи обусловленным развитием общественного бытия людей, обладает в то же время относительной самостоятельностью, которая может быть весьма существенной. Они считали, что важнейшим содержанием общественного бытия людей является производство материальных благ.



Психологическое направление. Лестер Уорд.

  • Большое влияние на развитие социальной философии оказало ее психологическое направление, представленное в трудах Л.Уорда, Г.Тарда, В. Парето и других мыслителей. Л.Уорд пытался раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей и тем самым обосновать психологические механизмы развития общества. По его мнению, в качестве изначальной причины деятельности любого субъекта выступают его желания. Он рассматривает их (желания) как весьма динамические психологические силы, действующие чаще всего непроизвольно, стихийно. Но даже если желания и влечения человека осознаны им, он мало может управлять ими и, как правило, следует им. Уорд выдвинул и обосновал проблему законов и принципов социальных действий людей.



Неокантианство. Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт.

  • Неокантианство основывалось на философии Канта и в то же время развивало ее в новых условиях. В. Виндельбанд и Г.Риккерт решали проблему сути философии как науки и мировоззрения. Оба они считали, что философия – это многогранное явление. Задача социальной философии, по их мнению состоит в том, чтобы исследовать методы познания и истолкования исторических событий, составляющих культурную жизнь народов разных стран и исторических эпох. Неокантианство оказало существенное влияние на умы научной и творческой интеллигенции в конце 19 – начале 20 веков и сохранило свою актуальность и в наше время.



Социальная философия Макса Вебера.

  • На философско-социологические взгляды М.Вебера оказали влияние мыслители разных направлений. Он считал, что социальная философия должна изучать прежде всего поведение и деятельность людей, будь то отдельный человек или группа. На его взгляд, социальные мнения составляют систему сознательного, осмысленного взаимодействия людей, в котором каждый человек учитывает влияние своих действий на других людей и их ответную реакцию на это. Еще одно важное место в социальной философии Вебера занимает концепция идеальных типов, которые выражают систему духовных или иных ценностей, выступают как социально значимые явления, а также способствуют внесению целесообразности в мышление и поведение людей и организованности в общественную жизнь.



Фрейдизм и неофрейдизм. Зигмунд Фрейд.

  • Концепции представителей фрейдизма относят к социобиологии, заявившей о себе игнорированием социальных факторов функционирования и развития общества. Игнорируется роль социальных связей и отношений в поведении и деятельности людей. Каждый индивид рассматривается сам по себе. Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека, влиянию его инстинктивной сексуально-биологической энергии на его поведение. Под культурой Фрейд понимал совокупность социальных свойств людей, их знания и умения к различным видам деятельности, нормы поведения, совокупность материальных и духовных ценностей, политических и государственно-правовых институтов. Идеи Фрейда получили широкое развитие в трудах его многочисленных последователей, таких как: А.Адлер, К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм, В.Райх, Г.Маркузе.