uzluga.ru
добавить свой файл
1


Обобщение опыта работы по поддержке талантливой молодежи в МАОУ гимназии № 32 Реализация программы «Одаренный ребенок» в начальных классах

Организационная структура системы работы с одаренными детьми на основе индивидуальных образовательных программ

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе

  • Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе

А.Н. Колмогоров

Педагогический коллектив МОУ гимназии № 32 г.Калининграда все чаще обращается к изучению мотивационно личностных предпосылок развития одаренности и условий окружения, среди которых ведущая роль принадлежит обучению.

Создание условий для развития потенциальных способностей каждого ребенка - главное направление работы гимназии.

Программа «Одарённый ребёнок»

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одарёнными детьми.

Задачи, решаемые на данном этапе:
  • формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;

  • развитие исследовательской позиции ребёнка, поддержание активности учащихся как субъекта деятельности, т.е. способствование развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости усваиваемого материала, интеллектуальной удовлетворённости от процесса обучения, расширение сферы интересов;

  • предоставление возможности проявить себя в различных областях, формирование развивающей среды (кружки, начальные экскурсии, беседы, творчество);

  • забота о сохранении физического и психического здоровья ребенка, сохранение высокой самооценки, соблюдение режима умственного труда и отдыха;

  • постоянное психологическое сопровождение, мониторинг развития познавательных, эмоциональных, волевых качеств личности учащихся.

В соответствии с намеченными задачами, были определены

три основных направления деятельности:
  • методическая работа с учителем;

  • работа с учащимися;

  •  работа с родителями одарённых детей.



Методическая работа с учителем. Условия успешной работы с одаренными учащимися

  • 1. Осознание важности этой работы каждым членом педколлектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  • 2. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.

  • 3. Признание руководством и коллективом того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе.



Работа с учащимися

  • Формирование исследовательской позиции



Интеграция урочной и внеурочной деятельности

Для проведения работы над темой и проектной деятельности отводится следующее время:
  • – часть урока по основным учебным предметам;

  • – время занятий в группах продленного дня;

  • – любое время, отводимое для внеурочной деятельности школьников.

Достижению указанных выше целей и решению поставленных задач способствует применение:
  •  проектной и исследовательской деятельности;

  •  интегративной технологии деятельностного подхода к обучению;

  •  педагогической технологии развития критического мышления:

  • технологии решения изобретательских задач;

  •  алгоритмизации обучения;

  •  организация работы учащихся в малых группах;

  •  организация внеклассной познавательной работы с учащимися.



Внеклассная познавательная работа с учащимися



Проект «Интеллектуальный марафон»

  • Проект «Интеллектуальный марафон»

  • Проект « Ученик года»

Целями проекта являются:
  • Выявление талантливых учащихся, их поддержка и поощрение;

  • Повышение социального статуса и уровня знаний учащихся, усиление их общественной поддержки;

  • Стимулирование всестороннего творчества учащихся, формирование активной жизненной позиции;

  • Выявление и распространение опыта учебной и творческой деятельности;

  • Формирование современного мышления.



Принципы работы с учащимися среднего и старшего звена гимназии

  • Принципы работы:

  • принцип индивидуализации обучения вплоть до составления индивидуальной программы обучения по предмету;

  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей в области дополнительного образования;

  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, научного руководства;

  • принцип саморазвития, самоопределения и саморегуляции (возрастание роли самостоятельной исследовательской деятельности учащихся);



Формы работы с учащимися среднего и старшего звена гимназии



Диагностика одаренности:

  • Работа психолога:

  • Тесты креативности Э.Л. Торренса.

  • Оценка по интеллектуальным тестам дополняется тренинговыми методами, наблюдениями, беседами, опросами и др. Одаренных детей объединяет познавательная потребность, жажда нового знания, наслаждение от труда и творчества.

  • Работа классного руководителя:

  • Педагогическое наблюдение, работа с портфолио ребенка.

  • Работа Центра предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации учащихся:

  • Выявление предметных и профессиональных предпочтений, сфер наибольшей успешности деятельности ребенка.

  • Работа социально-воспитательной системы гимназии:

  • Выявление уровня социальной активности и социальной адаптации ребенка.

  • Работа заместителя директора по НМР, куратора программы «Одаренные дети», руководителя Научного общества учащихся:

  • Установление контактов между ребенком и научным руководителем, тьютором, мониторинг успешности деятельности ребенка.



Этапы реализации программы

  • 1-4 классы

  • Начальная школа

  • Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития.

  • Развитие любознательности, расширение сферы интересов, Предоставление возможности проявить себя в различных областях, формирование развивающей среды (кружки, сохранение высокой самооценки, начальные экскурсии, беседы, творчество).

  • Забота о сохранении физического и психического здоровья ребенка, соблюдение режима умственного труда и отдыха. Постоянное психологическое сопровождение, мониторинг развития познавательных, эмоциональных, волевых качеств личности учащихся.



Этапы реализации программы

  • 5-7 классы

  • Закрепление базовых учебных умений, сформированных в начальной школе.

  • Развитие навыков учебно-исследовательской деятельности, постепенно увеличивая степень самостоятельности (формирование доминанты познавательной и социальной активности, позитивной Я-концепции).

  • Участие в коллективных творческих делах.

  • 8-9 классы

  • Этап дифференциации интересов.

  • Старт индивидуальных образовательных программ, создание творческих групп, выбор научного руководителя



Этапы реализации программы

  • 10-11 классы

  • Этап формирования, углубления и развитие способностей ребенка.

  • Работа учащихся по индивидуальным образовательным программам в дополнение к базовым курсам.

  • Использование форм, методов обучения развивающих мышление, побуждающих к самостоятельной работе, ориентирующих на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.

  • Участие в работе научного общества учащихся.



Условия реализации программы:

  • подбор высококвалифицированных педагогических кадров;

  • стимулирование экспериментальной, научно-методической деятельности педагогического коллектива;

  • система психолого-педагогического мониторинга;

  • сотрудничество гимназии с высшими учебными заведениями (РГУ, КГТУ, ЗФТШ при МФТИ);

  • сотрудничество с научно-исследовательскими учреждениями (ИЗМИРАН, АтлантНИРО, Историко-художественный музей);

  • активное участие гимназии в научно-исследовательских конкурсах и программах (Сахаровские чтения, конкурс им. В.И. Вернадского, олимпиада МФТИ, Всероссийский конкурс "Шаг в будущее« и т.д.);

  • расширение системы дополнительного образования.



Роль психологической службы в организации научно-исследовательской работы учащихся

Направления работы психологической службы с одаренными детьми:
  • Изучение коммуникативных умений учащихся, занимающихся в Научном обществе.

  • Тесты для оценки нереализованного интеллектуального потенциала учащихся Использование упражнений для развития памяти, внимания, логического мышления, творческого и нестандартного мышления, стимулирование исследовательских качеств учащихся.

  • Проведение дебатов, деловых игр, диспутов, интеллектуальных марафонов.

  • Проведение просветительской работы с родителями учащихся, занимающихся в Научном обществе.



  Гимназия – Центр научно-исследовательской работы учащихся и учителей Научно-методическая подготовка педагогов к участию в научно-исследовательской деятельности учащихся

  • Проведение обучающих семинаров.

  • Мастер-классы по активизации социальной и мотивационной позиции гимназиста, стимулированию научно-исследовательской деятельности.

  • Творческие лаборатории учителей « Активные формы и методы обучения» ( ТРКМ, когнитивные технологии обучения, метод проектов, Intel)

  • Курсовая подготовка на базе НОУ «Институт современного образования»

  • Работа по эксперименту совместно с кафедрой инновационных технологий АПН и ППРО «Когнитивные технологии обучения: компонент личностного развития»

  •  



Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность

  • Учебно-иследовательская деятельность детей на уроках

  • Система дополнительного образования в кружках и факультативах

  • Научно-исследовательская деятельность в НОУ.



Подготовительная работа по организации научно-исследовательской деятельности учащихся:

  • Определение готовности педагогического коллектива к участию в организации научно-исследовательской деятельности учащихся

  • Выявление мнения родителей об участии детей в научно-исследовательской деятельности.

  • Изучение мнения ученического коллектива.

  • Анализ полученной информации на научно-методическом и педагогическом советах гимназии, определение педагогов – кураторов НОУ, создание совета НОУ.

  • Обсуждение на совещании научных руководителей НОУ – научных сотрудников и преподавателей вузов, работников библиотек и научных центров.

  • Этапы планирования работы научного общества учащихся.



Использование ИКТ.



Материально-техническое обеспечение программы :

  • Оборудование цифровой лаборатории сканирующей зондовой микроскопии



Создание курсов дистанционного обучения



В 2009 – 2010 году - внедрение опыта дистанционного обучения



Программно - методическое обеспечение

  • обучающие программы

  • контролирующие, диагностирующие материалы

  • программы-тренажеры (сборники задач и упражнения на применение)

  • словари, справочники и энциклопедии; хрестоматии книги для чтения

  • Заочные экскурсии и путешествия, музеи

  • методические материалы для учителя

  • видеоуроки

  • виртуальная физическая и математическая лаборатории





Кадровое обеспечение программы:

Федеральный уровень

Белякова В.Н., победитель Всероссийского конкурса лучших учителей в рамках приоритетного проекта «Образование»

- Гончарова И.И. , лауреат всероссийского конкурса «Педагог-психолог-2010»

-Белякова В.Н. Диплом финалиста IV международный конкурс образовательных проектов «Диалог-путь к пониманию»

- Савина В.В., Российский конкурс «Лучший школьный дизайн», Почётный диплом
  • Региональный уровень

  • - Зинатуллина И.Б., - Шеленкова Н.Ю. - победители регионального конкурса лучших учителей в рамках приоритетного проекта «Образование»

  • -Котляр Н.Л. Свидетельство за участие Областной конкурс воспитательных программ духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи

  • - Конкурс «Роялти-педагогу новатору» в 2009 году

  • Победители:

  • Голивец М.А.

  • Данилова И.В.

  • Топчий Н.И.

  • Чащухина Г.Ф.

  • Шеленкова Н.Ю.



Эксперимент по внедрению федеральных образовательных стандартов начальной ступени обучения

Эксперимент по внедрению программного комплекса «1С:ХроноГраф Школа ПРОФ» Эксперимент по внедрению SMS – дневника

Проект МОУ гимназии № 32 г. Калининграда «Немецкий язык в гимназии для образования и интеграции»

Участие в работе Фонда «Расправь крылья» программы RITA\STP (Польша), тема – управление качеством в образовании

Участие в проекте Немецкого культурного центра им. Гете при Германском Посольстве в Москве «Школы: партнеры будущего»

Участие в работе шведско-российского проекта «Демократизация образования» (Висбю, гимназия о.Готланд, Шведский институт, Стокгольм);

Сотрудничество с фондом «Развитие стран региона Балтийского моря», направления: молодежный бизнес, экология, нанотехнологии (г. Мальмо)

Соглашение о сотрудничестве в рамках инициативы «Демократизация образования» между Шведским институтом, Стокгольм и МОУ гимназией № 32 г. Калининграда

Региональный уровень

  • Региональный уровень

  • Участие в региональной конференции «Юные исследователи природы и истории родного края».

  • На региональную конференцию исследовательских работ учащихся «Юные исследователи истории родного края» представлено три работы, подготовленные педагогами Шильниковой Г.А. (2 работы) и Котляр Н.Л. (1 работа.

  • Результаты:

  • Сумина Екатерина, 10 класс - Лауреат региональной конференции, учитель Шильникова Г.А.



Достижения учащихся

  • На региональную конференцию исследовательских работ учащихся «Юные исследователи природы родного края» представлено пять работ.

  • Результаты: два диплома лауреатов региональной конференции (Топчий Ксения и Сотникова Кристина,; Кучеренко Мария и Симонова Екатерина)

  • Всероссийский и международный уровень

  • Кучеренко М. и Симонова Ек. – лауреаты заочного этапа Всероссийского детского конкурса исследовательских работ «Первые шаги в науке»

  • Кучеренко Мария – участник Всероссийского форума «Созвездие талантов», включающего конференцию «Первые шаги в науку», лауреат I степени X Всероссийской конференции учащихся “Первые шаги в науку». Кучеренко Мариялауреат I степени Всероссийского заочного

конкурса “Первые шаги в науку».
  • Афанасьева Дарья - лауреат II степени Всероссийского заочного конкурса “Первые шаги в науку».



Достижения учащихся

  • Лауреатами Всероссийского открытого заочного конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» стали пятеро учащихся гимназии: Алексей Петров, Дарья Азаревич, Анна Агафонова, Дарья Афанасьева, Ольга Напреенко.

  • Алексей Петров стал лауреатом I степени, победителем IV Всероссийского открытого конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России»

  • Куватов Никита, Ильина Виктория, Петров Алексей стали лауреатами Всероссийского заочного конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ,НАУКА,КУЛЬТУРА» 2009-2010 г.



Достижения учащихся

  • Усман Бен , ученик 11 класса, получил диплом II степени как победитель Двенадцатой международной конференции научно-технических работ школьников «Старт в науку» 2010 г.

  • Диплом III степени получил ученик 11 класса Алексей Боголюбский.

  • Артемова Мария и Гладкова Алина стали дипломантами конференции "XX Международные Сахаровские чтения" по физике.

  • Артемова Мария стала дважды лауреатом и обладателем специального диплома конференции "XX Международные Сахаровские чтения" по математике.



  • Тарасюк Александра, призер Всероссийской олимпиады по русскому языку;

  • Филатова Янина, призер Всероссийской олимпиады по ОБЖ;

  • Боголюбский Алексей, победитель региональной олимпиады по информатике и ИКТ;

  • Меганов Александр, победитель региональной олимпиады по физике.



Программа «Одаренный ребенок»