uzluga.ru
добавить свой файл
1


Обновление содержания образования по курсам: «Новейшая история России. и «Обществознание»

Методист Департамента образования г.Баксана

Кабардино – Балкарской Республики

ЛУКОВА АНЖЕЛИКА АЛЕКСАНДРОВНА

План:

  • 1.Анализ ситуации в области отечественного школьного исторического образования в мировом контексте.

  • 2. Проблемы и подходы к модернизации школьного исторического образования в контексте модернизации общего образования.

  • 2.1. Обновление и совершенствование исторического образования

  • 2.2. Что не удалось сделать в области школьного исторического образования

  • 2.3. Что предполагается сделать



План:

  • 3. Нерешенные проблемы и перспективы их решения: характеристика современных учебников истории

  • 4.Особенности изучения истории и обществознания на старшей ступени общего образования

  • 5. Современные технологические подходы к созданию школьных учебников.



План:

  • 6. Курс «Новейшая история России. 1945–2007 гг.» для учащихся 11 класса

  • 7. Курс «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для учащихся 11 класса

  • 8. Учителя истории и обществознания – это тот мощный ресурс развития нашей страны



Отечественное школьное историческое образование в мировом контексте:

  • эффективность и качественный уровень не в полной мере соответствуют индивидуальным и общественным запросам;

  • не завершено создание целостной системы исторического образования, отвечающей современным требованиям глобализирующегося и динамично развивающегося мира.



Отечественное школьное историческое образование в мировом контексте:

  • слабая заинтересованность образовательных учреждений в удовлетворении изменившихся образовательных запросов граждан, направленных на получение качественного образования, отвечающего современным требованиям личности, общества и государства;



Отечественное школьное историческое образование в мировом контексте:

  • недостаточный уровень восприятия отечественной системой образования мировых тенденций развития образования, которые выражаются в ориентации на достижение школьниками конкретных образовательных результатов, способных обеспечить социальные эффекты;



Отечественное школьное историческое образование в мировом контексте:

  • недостаточное внимание к формированию у школьников умений самостоятельного освоения и применения знаний в реальных жизненных ситуациях.



В чем причины?



Главная проблема!

  • в отечественной системе образования не преодолено концептуальное противоречие между классической и компетентностной парадигмами педагогики.



Главная задача российской образовательной политики:

  • обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.



Что такое «модернизация» образования?

  • формирование модели образования, отвечающей вызовам XXI в., т.е. разработка и реализация комплекса мер, направленных на приведение этой системы в соответствие с потребностями времени, на достижение нового качества и эффективности образования.



Качество образования

  • степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

(из проекта Концепции ОСОКО)

Модернизацию системы образования часть социальной модернизации

  • Социальная модернизация - совокупность экономических, демографических, социальных, политических, психологических и иных изменений, которые претерпевает общество традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа.



Условия построения современной российской системы школьного исторического образования:

  • поиск оптимальной для российского общества пропорции между подходами к развитию образования, принятыми в современном мире, и традициями российского образования и культуры, в основе которых лежит менталитет народа.



Факторы модернизации российского образования:

  • профессиональная и личная готовность педагогических кадров воспринимать новые цели образования и обеспечить изменения в области содержания образования, в образовательных технологиях, в решении воспитательных задач.



Приоритетные направления модернизация образования:

  • совершенствование содержания и методов образования на основе разработки и внедрения нового поколения государственных образовательных стандартов, ориентированных на достижение образовательных результатов;



Приоритетные направления модернизация образования:

  • разработка и внедрение в педагогическую практику информационно-коммуникативных технологий (ИКТ);

  • изменение экономических основ финансирования школ и условий оплаты учителей;

  • разработка механизма государственно-общественного управления школой.



Аспекты качества образования в условиях глобального общества:

  • актуальность и значимость образования для потребностей современной экономики и гражданского общества;

  • ориентация образования на гибкость, самостоятельность, инициативность и «инновационность» выпускников школ (способность воспринимать и генерировать новые подходы).



Модель выпускника:

  • «Человек обучаемый (способный учиться) сегодня нужен обществу (и самому себе) в большей степени, чем человек обученный. Знать сегодня означает, в сущности, знать, где это есть,и как это знание извлечь и применить» (Е.Вяземский)



Характеристика учебников истории:

  • советский период: описательно- репродуктивный характер;

  • 90-е гг XX века: описательно-аналитический характер;

  • современный период: проблемно-аналитический характер



Требования к современным учебникам истории:

  • соответствовать обязательному минимуму содержания и авторской программе по истории; обеспечиваться и дополняться разноплановыми учебно-методическими пособиями;

  • издаваться на основе единой программы в составе учебно-методического комплекса; обеспечивать преемственность школьного исторического образования по "вертикали";



Требования к современным учебникам истории:

  • отказаться от политических пристрастий. быть более взвешенными в освещении спорных и конфликтных тем;

  • в равной степени знакомить учащихся с разными аспектами исторического прошлого - культурными, социальными, духовными и др.;

  • быть вариативными, отражать особенности регионов России, ее многонациональность и поликультурность;



Требования к современным учебникам истории:

  • быть многофункциональными, совмещая в себе авторский текст, хрестоматийные и справочные материалы, иллюстрации, методический аппарат, оценочный инструментарий;

  • раскрытие истории в эмоционально-насыщенных образах;

  • построение материала в виде рассказов, форме книги для чтения;



Требования к современным учебникам истории:

  • ориентация читателя на стимулирование творческого воображения и совершенствование эмоционально-ценностного восприятия учащихся;

  • раскрытие классического набора фактов, составляющих фундаментальную основу исторической науки и вместе с тем опора на новые достижения исторической науки;

  • обеспечение специфики исторического образования в различных видах и типах учебных заведений;



Требования к современным учебникам истории:

  • построение учебника в форме, удобной для организации учебного процесса; подготовка учащихся к восприятию цивилизационного подхода в старших классах;

  • формирование исторического сознания школьников; возможная форма построения учебного процесса - введение курса истории мировых цивилизаций;



Особенности изучения истории и обществознания в 11 классе:

  • Изменения в концептуальных, структурных и содержательных особенностях курса;

  • Издание новых УМК для 11 класса;

  • Информационные ресурсы в сети Интернет: информационно­методическое пособие «Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru).



Современные технологические подходы к созданию школьных учебников:

  • Современный алгоритм создания школьных учебников:

  • выпуск книг для учителя;

  • обсуждение на региональных конференциях содержания книг для учителя широкой педагогической общественностью

  • создание учебника с учетом реальной педагогической практики.



Состав УМК по истории:



Курс «Новейшая история России. 1945–2007 гг.» для учащихся 11 класса

  • учебник «История России. 1945-2007гг.» под редакцией А.А.Данилова, А.И.Уткина, А.В. Филиппова (базовый уровень – 26 часов, профильный уровень – 70 часов);

  • книга для учителя

  • методическое пособие для учителя под редакцией А.А.Данилова;

  • образовательная программа для ОУ;

  • картографические материалы и цифровые

образовательные ресурсы;
  • электронное приложение к учебнику.



Чем объясняется потребность в новом учебном курсе «Новейшая история России (1945–2007 гг.)?

  • исторические и социальные науки в России вступили в новую фазу своего развития;

  • необходимость обновления содержания и методов исторического образования в курсе общеобразовательной школы;

  • поверхностное освещение в существующих учебных программах по истории России ХХ века процессов становления суверенного Российского государства в конце ХХ – начале ХХI века.



Особенности целей и задач нового учебного курса:

  • соответствие современному пониманию миссии образования в информационном обществе, приоритетам историко-обществоведческого образования, особенностям новой информационно­образовательной среды.



Цель курса:

  • помочь молодым людям в контексте всемирной истории осознать ключевые события отечественной истории второй половины ХХ – начала ХХI века и важнейшие тенденции развития нашей страны, сформировать представление о месте и роли России в современном мире, новом стратегическом курсе российского руководства, приоритетах внутренней и внешней политики.



Задачи курса:

  • актуализировать ценностные приоритеты нового учебного курса и показать пути их целостной реализации в содержании предложенного курса;

  • обеспечить теоретико­проблемный уровень изучения данного курса, сообразный возрастным познавательным возможностям старшеклассников и целям изучения истории во втором концентре;



Задачи курса:

  • создать учителям и школьникам условия для понимания ведущих тенденций, ключевых фактов, явлений и процессов истории России и мира второй половины ХХ – начала ХХI века;

  • максимально использовать историко-педагогический потенциал предлагаемых для изучения исторических материалов (авторского текста, документов, иллюстраций, познавательных заданий) для формирования у старшеклассников всесторонних представлений об изучаемом ими времени, для развития умений и ценностных установок, необходимых для формирования исторического мышления, гражданско-патриотической самоидентификации личности и опыта жизни в поликультурном мире;



Задачи курса:

  • предложить такой формат построения курса и соответствующего УМК, который позволит педагогам внедрять современные формы учебных занятий, основанные на самостоятельной работе с различными видами исторической информации, на разнообразных приемах сбора, обработки и анализа исторических источников.



Методологическая основа курса:

  • новейшие разработки российских ученых, актуализирующие оценки нашей истории с точки зрения задач защиты и укрепления государственного суверенитета, воспитания гражданина – патриота России.



Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории?

  • Как оценить победу СССР в Великой Отечественной войне? Как эта победа повлияла на статус СССР в послевоенном мире?

  • Как отразилась наша победа над фашистской Германией и ее союзниками на окружающем мире?

  • Чем объясняется начало «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции?

  • В чем выражалось глобальное политическое соперничество в послевоенном мире?

  • Что позволило советскому народу в кратчайший срок восстановить народное хозяйство?



Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории?

  • Как стоявшая на грани исчезновения страна сумела стремительно достичь поразительных успехов в науке и технике (создание передовых научных центров, исследование космоса, использование термоядерной реакции в мирных целях, массовое строительство мощнейших гидротехнических сооружений – каналов и гидроэлектростанций и др.)?

  • Какой характер имело советское общество? Каковы основные тенденции и направления его эволюции во второй половине ХХ века?

  • Почему экономика СССР не смогла обеспечить советским гражданам уровень жизни, сравнимый с высокоразвитыми странами?



Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории?

  • Почему Советский Союз, который в ХХ веке был новатором в социальном развитии человечества, постепенно утерял темпы социального развития? Что понимается под «застоем»?

  • Как можно оценить национальную и федеративную политику СССР? Чем объяснялась эскалация национализма и сепаратизма в союзных и автономных республиках в конце 1980­х годов? Почему руководство страны не смогло найти эффективного ответа на вызовы сепаратизма?

  • Каковы причины социально­политического и экономического кризиса в СССР в конце 1980­х годов?



Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории?

  • Каковы были общественные предпосылки масштабных перемен в жизни Советского Союза, что подтолкнуло страну на поиск нового пути? Каковы были мотивы у политических лидеров при выборе этого пути?

  • Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров дошел до распада государства? Чем объяснялась и в чем проявилась слабость советского государства, почему национальные и социальные проблемы не получили своевременного решения и привели к кризису?

  • Почему кризис и распад СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века?



Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории?

  • Как происходило становление нового Российского государства и почему это развитие было столь трудным?

  • Какие приоритетные проблемы пришлось решать руководству России? В силу каких причин Президент Б.Н. Ельцин передал бремя правления В.В. Путину?

  • Почему был выбран новый стратегический курс развития России в XXI веке? В чем заключаются особенности этого курса?



Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории?

  • Как понимается суверенитет России? Каковы его основы? В чем заключаются главные угрозы российскому суверенитету?

  • Какое содержание имеет стратегия качественного обновления России как «суверенной демократии»?

  • Каковы первые результаты реализации нового стратегического курса?

  • Каковы место и роль России в современном мире? Как понимается тезис «Россия – энергетическая сверхдержава»?



Значимость нового учебного курса:

  • в методологическую основу заложены новейшие разработки российских ученых, актуализирующие оценки нашей истории с точки зрения задач защиты и укрепления государственного суверенитета;

  • вносит вклад в формирование национально­государственной идеологии России;

  • ориентирован на воспитание гражданского патриотизма молодежи России как высшей нравственной ценности и гражданственности – как качества личности.



Состав УМК по обществознанию:



Курс «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для учащихся 11 класса

  • «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» под редакцией Л.В.Полякова (базовый уровень – 35 часов, профильный уровень – 70 часов).

  • методическое пособие для учителя;

  • образовательная программа для ОУ;

  • книга для учителя;

  • электронное положение к учебнику



Чем объясняется потребность в новом учебном курсе «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для учащихся 11 класса?

  • концептуальные подходы к построению действующего  курса «Обществознание», сформированные в 1990­е годы в настоящее время не  отвечают новым тенденциям развития России в глобальном мире, новой стратегии российского руководства.



Особенности целей и задач нового учебного курса:

  • соответствие современному пониманию миссии образования в информационном обществе, приоритетам  историко -обществоведческого образования;



Цель курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»

  • обеспечение условий для понимания  глобального контекста происходящих в обществе  явлений, а также их исторических корней;

  • понимание роли России в современном мире, геополитических перспектив развития страны;

  • сформировать у учащихся широкий взгляд на происходящие события, умение видеть их в контексте общих процессов, понимать значимость своего участия в общественной жизни, формулировать вызовы и риски современного развития, предполагать адекватные ответы.



Задачи курса:

  • анализ сложившейся ситуации в области преподавания обществознания;

  • определение четких целевых установок и ценностных направлений в обществознании, которые должны быть реализованы при построении курса;



Задачи курса:

  • выстраивание логической последовательности и структуры обществоведческого образования на всех ступенях школы с учетом преемственности и избегания дублирования;

  • формирование гражданской культуры школьников, которая включает политическую, правовую, экономическую и нравственно­патриотическую составляющие.



Задачи курса:

  • моделирование и проектирование ожидаемых результатов обществоведческого образования по ступеням обучения;

  • определение специфических особенностей построения УМК по курсу обществознания для выпускников 11 класса и учет этих особенностей при подготовке УМК.



Наиболее важные вопросы курса:

  • Как устроен современный глобальный мир? Что сближает всех жителей планеты и что разъединяет их?

  • Какие силы  определяют пути и способы развития нашего мира?

  • Какие ресурсы обеспечивают лидерство тех или иных сил



Наиболее важные вопросы курса:

  • Какие стратегии используются этими силами для утверждения своего лидерства и установления глобального контроля?

  • Какое место в этом мире жесткой конкуренции занимает Россия?

  • Изучение курса призвано помочь школьникам сформировать собственное мировоззрение – гражданскую позицию гражданина России.



Методологическая основа курса:

  • современне достижений философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии,правоведения;

  • интеграция социально­гуманитарного знания.



Новизна и значимость нового учебного курса:

  • педагогическое обоснование нового научного и политического взгляда на геополитическую ситуацию в мире и место России в глобальном мире ХХI века;

  • введены, обоснованы, наполнены актуальным научным содержанием важнейшие понятия, характеризующие современное мировое развитие, роль России в мире в условиях информационного общества (новые подходы к терминам «нация», «гражданское общество», новое представление о власти и политических механизмах, суверенная демократия и др.).



Важнейшая задача педагогов:

  • раскрыть позитивный идеал гражданственности, патриотизма, формирование осознания сопричастности к судьбам и истории России, своей гражданской идентичности;

  • осознание личной сопричастности к общегосударственному делу, персональную ответственность за формирование, прежде всего, гражданско-патриотических качеств личности подростка.



Внимание!!!

Учителя истории и обществознания – это тот мощный ресурс развития нашей страны, от которого, во многом зависит вектор мировоззренческого, ценностно-ориентационного становления будущих поколений.