uzluga.ru
добавить свой файл
1


Код приобщения к чтению: ретро- и нео- форматы

Галактионова Т.Г.

д.п.н., проф. РГПУ

им.А.И.Герцена

«Нет сомнения в том, что чтение является очень чутким, надежным, и в определенном смысле, даже универсальным показателем состояния общества в целом.

«Нет сомнения в том, что чтение является очень чутким, надежным, и в определенном смысле, даже универсальным показателем состояния общества в целом.

Поэтому, изучая чтение, мы как бы ощущаем атмосферу, слышим тональность, настрой духовной жизни общества и наоборот, анализируя общественные процессы мы тем самым рисуем фон, на котором разворачивается драматургия чтения»

С.Н.Плотников, социолог культуры 20 века.

Коды и модели приобщения к чтению 16 – 21 вв.

  • отражали особенности социокультурных условий;

  • строились на соответствующих ценностных основаниях;

  • решали задачи, сообразные социальной ситуации.



Модель «Послушничество»

ориентированная на воспитание богопослушного человека, сохранение и развитие религиозной духовной традиции, мощное церковное влияние.

  • 16 век– впервые в обществе стало формироваться представление о необходимости литературы, адресованной детям: Азбука Ивана Федорова, «Наука по чтению и разумению письма словенского» Лаврентия Зизания



Модель «Наставничество»

направленная на образовательное

чтение для общественной пользы

  • 17 – начало 18 в.: вытеснение «почитания книжного», характерного для средневековой Руси – светским, образовательным чтением.

  • В период Петровских реформ: руководящей целью становится чтение для общественной пользы.



Модель «Развлечение»

связанная с реализацией гедонистической функции чтения
  • Правление Елизаветы – середина 18 века ознаменовано усилением ориентации на французскую литературу.

  • Лояльное отношение к легкому чтению



Модель «Просвещение и наставление»

воспитание образованного, нравственного человека путем овладения содержанием

культурно и социально значимых текстов

  • Конец 18 века - эпоха Екатерины II,

  • происходит развитие массового женского

чтения и, как следствие,

стимулирование чтение детей.

Модель «Подготовка к реальной жизни»

  • Первая половина 19 века

( В.Г.Белинский, А.И.Герцен).
  • Стремление сделать из ребенка реалистически мыслящего гражданина

  • Заявление о вреде, который

наносят «фантастические

бредни», сентиментальные

повести и сказки,

делают из детей мечтателей,

сочинителей и книжников.

«Гуманистическая модель чтения в свободном воспитании»

  • С середины 19 века, в эпоху Александра II, получили развитие гуманистические взгляды на воспитание.

  • В работах Н.И.Пирогова, Д.И.Писарева, Л.Н.Толстого отстаивались идеи свободного воспитания.

  • Многие крупные издания активно

издают хорошую детскую

литературу.

Модель «Агитация» Вторая половина 19 - начала 20 века

Консервативно-охранительная

Модель «Руководство»

  • традиционно ориентированная на передачу опыта от старших к младшим с помощью содержания социально одобряемой литературы



Модель «Руководство чтением». Первые годы советской власти

  • более половины населения страны неграмотно;

  • чтение - инструмент идеологической борьбы;

  • читающий ребенок - потенциальный ресурс социального переустройства

  • «большевистская концепция» и вредные буржуазные книги



Модель «Руководство чтением». 30-е годы 20 века

«Жажда чтения у советских людей с трудом поддается вообще представлению. Газеты, журналы, книги – все это проглатывается, ни в малейшей степени не утоляя этой жажды» Л.Фейхтвангер, выдающийся немецкий писатель и драматург., Москва 1937 г.
  • Продолжаются массовые репрессии в литературной среде.

  • Престиж идеологически «правильного писателя» поднят на небывалую высоту, он говорит от имени власти.

  • Уважительное отношение к чтению со стороны взрослого населения положительно влияет на приобщение к чтению школьников.

Код приобщения: «Романтика социалистического созидания»

Модель «Руководство чтением» 40-е годы 20 века

  • В годы войны доминирующим мотивом в приобщении школьников к чтению является идея патриотизма и национального единения.



Модель «Руководство чтением» 50-е годы 20 века

  • Ужесточаются «запреты» на чтение.

  • Сокращается число издаваемых книг.

  • За рубежом раздаются первые тревожные голоса по поводу прогнозируемой проблемы кризиса чтения в связи с интенсивным развитием теле и видео индустрии.



Модель «Руководство чтением». Период «Оттепели» середина 50-х - 60-е годы 20 века

  • либерализация духовной жизни

  • взрыв интереса к поэзии – А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Р.Рождественский

  • Всплеск читательского внимания к литературным журналам.

  • преследования за чтение «запрещенной, идейно порочной литературы».

  • чтение продолжает быть в числе наиболее престижных, массовых, досуговых занятий.

  • В библиотеке наряду с термином «руководство чтением», стали появляться такие, как

«помощь читателю», «обслуживание читателей».



Модель «Руководство чтением». 70-е годы 20 века

  • цель воспитания - «новый советский человек», носитель коммунистического сознания

  • рост книжного дефицита, активизацией «черного книжного рынка»

  • акция: «Книги – в обмен на макулатуру».

  • изменилось представление о сущности руководства – оно стало рассматриваться как воспитание навыков сознательного, вдумчивого, целенаправленного чтения



Модель «Анархия»

  • отрицающая системное педагогическое влияние, ориентирующая на свободу выбора, регулируемую читательской модой, рекламой и ограниченную возможностями книжного рынка.



Модель «Анархия». 80 – 90 годы 20 века

1985 год – начало «перестройки» и объявлением «гласности».
  • Невиданный взлет интереса к чтению, «читательский бум»,

  • Через чтение люди обретали утраченную уверенность, самоуважение.

  • Чтение стало фактором активного общения, коммуникации.

  • Ситуация оказалась неустойчивой.



Приобщение к чтению. 21 век. модель «Диалог»

  • учитывает потребности и интересы ребенка, помогает ему осваивать разнообразные способы чтения, анализировать и понимать прочитанное, решать разного уровня проблемы, а также гармонично развиваться и свободно ориентироваться в окружающем мире.



Феномен многообразия

  • Многоголосье

  • Полифония

  • Множественность

  • Эклектика

  • синергетика



Чтение и Global Positioning System

  • Глобальная система определения координат (GPS – навигатор)

  • «Нерв ноль» (cranial nerve zero), или терминальный нерв.



Модель «Диалог». Код удовольствия и познания, развлечения и обучения.



Edutainment — education+entertainment (образование+развлечение)

  • это новый способ обмена знаниями: лекции, семинары, мастер-классы, которые могут посетить все желающие. Площадкой для такого события может стать любое пространство: бар или клуб, галерея, студия, офис, кафе, лекторий, парк.

  • Это новый образ жизни это полезный досуг.

  • Может использоваться как новый маркетинговый инструмент.

  • Это – нео-формат приобщения к чтению



Чтение с увлечением

  • Развлечение

  • Увлечение

  • Влечение - стремление к удовлетворению какой-либо потребности живого организма

  • Потребность

  • Необходимость

  • Норма



«Юмор  - это редкое состояние талантливого человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно»

«Юмор  - это редкое состояние талантливого человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно»

М.Жванецкий «Что такое юмор»

К чтению приобщились. Зачем?