uzluga.ru
добавить свой файл



Средний мозг находится выше моста. Он делится на крышу мозга и ножки. В ножках находится черная субстанция, богатая меланином. Крыша мозга иначе называется четверохолмием.

  • Средний мозг находится выше моста. Он делится на крышу мозга и ножки. В ножках находится черная субстанция, богатая меланином. Крыша мозга иначе называется четверохолмием.



На поверхности, обращённой к мозжечку, имеются 4 небольших бугорка – четверохолмие. Верхние бугорки четверохолмия – центры первичной обработки зрительной информации. Их нейроны реагируют на объекты, внезапно появившиеся в поле зрения или передвигающиеся по нему. Основные функции верхних бугорков – управление движениями глаз и головы в положение, позволяющее лучше рассмотреть привлекший внимание объект.

  • На поверхности, обращённой к мозжечку, имеются 4 небольших бугорка – четверохолмие. Верхние бугорки четверохолмия – центры первичной обработки зрительной информации. Их нейроны реагируют на объекты, внезапно появившиеся в поле зрения или передвигающиеся по нему. Основные функции верхних бугорков – управление движениями глаз и головы в положение, позволяющее лучше рассмотреть привлекший внимание объект.

  • Нижние бугорки четверохолмия – центры первичной обработки слуховых стимулов.



Ниже распложены скопления нейронов, выполняющих двигательные функции, - красное ядро и черная субстанция. Красное ядро участвует в поддержании позы и тонуса мышц, обеспечивая в основном сгибание суставов. При повреждении красного ядра патологически возрастает тонус мышц – разгибателей конечностей. Нейроны чёрной субстанции содержат медиатор дофамин; их аксоны проходят в промежуточный мозг. Они регулируют общий уровень двигательной активности; с ними связанны эмоции, возникающие при совершении движений(чувство лёгкости, свободы движений и т. п.). При тяжёлом заболевании, называемом паркинсонизмом, нейроны частично или полностью разрушаются. При этом человек постепенно теряет способность начинать произвольные движения, делается заторможенным, страдает также эмоциональная сфера.

  • Ниже распложены скопления нейронов, выполняющих двигательные функции, - красное ядро и черная субстанция. Красное ядро участвует в поддержании позы и тонуса мышц, обеспечивая в основном сгибание суставов. При повреждении красного ядра патологически возрастает тонус мышц – разгибателей конечностей. Нейроны чёрной субстанции содержат медиатор дофамин; их аксоны проходят в промежуточный мозг. Они регулируют общий уровень двигательной активности; с ними связанны эмоции, возникающие при совершении движений(чувство лёгкости, свободы движений и т. п.). При тяжёлом заболевании, называемом паркинсонизмом, нейроны частично или полностью разрушаются. При этом человек постепенно теряет способность начинать произвольные движения, делается заторможенным, страдает также эмоциональная сфера.



Функциональное значение среднего мозга состоит в том. что здесь расположены подкорковые центры слуха и зрения; ядра головных нервов, обеспечивающих иннервацию поперечнополосатых и гладких мышц глазного яблока; ядра, обеспечивающие сокращение мышц тела во время автоматических движений. Через средний мозг следуют нисходящие (двигательные) и восходящие (чувствительные) проводящие пути. В среднем мозге лежит центр ориентировочного рефлекса.

  • Функциональное значение среднего мозга состоит в том. что здесь расположены подкорковые центры слуха и зрения; ядра головных нервов, обеспечивающих иннервацию поперечнополосатых и гладких мышц глазного яблока; ядра, обеспечивающие сокращение мышц тела во время автоматических движений. Через средний мозг следуют нисходящие (двигательные) и восходящие (чувствительные) проводящие пути. В среднем мозге лежит центр ориентировочного рефлекса.



Учитель стучит карандашом по столу. Многие учащиеся поднимают на учителя глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс. Учитель проходит по рядам и кладёт руку на плечо одному из учеников: тактильный раздражитель вызывает ту же ориентировочную реакцию – поворот головы в сторону раздражителя.

  • Учитель стучит карандашом по столу. Многие учащиеся поднимают на учителя глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс. Учитель проходит по рядам и кладёт руку на плечо одному из учеников: тактильный раздражитель вызывает ту же ориентировочную реакцию – поворот головы в сторону раздражителя.

  • Вывод: ориентировочный рефлекс может быть вызван любым раздражителем – слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый.



К доске вызывают испытуемого. Ему предлагают принять неустойчивую позу: встать так, чтобы одна ступня касалась носком пятки другой ступни, расположенной впереди.(Ступни должны быть на одной прямой – одна впереди, другая сзади. Руки складываются в замок, локти сближаются. Испытуемого предупреждают, что при потере равновесия переставлять ноги нельзя.)Некоторое время испытуемый стоит неподвижно, однако напряжение мышц(их тонус) непрерывно меняется. Это можно заметить, наблюдая непрерывное покачивание туловища. Со временем эти покачивания становятся всё заметнее. В конце опыта возникают значительные отклонения туловища от положения неустойчивого равновесия. Раздражитель, вызвавший этот рефлекс, - отклонение туловища от вертикальной оси, ответная реакция – компенсаторное движение.

  • К доске вызывают испытуемого. Ему предлагают принять неустойчивую позу: встать так, чтобы одна ступня касалась носком пятки другой ступни, расположенной впереди.(Ступни должны быть на одной прямой – одна впереди, другая сзади. Руки складываются в замок, локти сближаются. Испытуемого предупреждают, что при потере равновесия переставлять ноги нельзя.)Некоторое время испытуемый стоит неподвижно, однако напряжение мышц(их тонус) непрерывно меняется. Это можно заметить, наблюдая непрерывное покачивание туловища. Со временем эти покачивания становятся всё заметнее. В конце опыта возникают значительные отклонения туловища от положения неустойчивого равновесия. Раздражитель, вызвавший этот рефлекс, - отклонение туловища от вертикальной оси, ответная реакция – компенсаторное движение.