uzluga.ru
добавить свой файл
1


Национальная Рамка Квалификаций как основа развития человеческих ресурсов

  • Ибрагимова Г.Д.

  • Международный эксперт Бахмутова Наталья Ивановна

  • Региональный директор

  • «Центра развития квалификаций»

  • Бишкек

  • 23 декабря 2009 года


Стратегия развития страны 2007 -2010 гг. (влияние образования на социально-экономическое развитие страны)

  • Приоритеты:

  • Ориентация на рынок труда

  • Квалифицированные кадры

  • Ориентация на результат в образовании

  • Независимая оценка результатов образования



Ситуации, препятствующие подготовке квалифицированных кадров

  • В Кыргызской Республике в модернизации нуждается само содержание понятия «квалификация»

  • Действующая система квалификации определяет квалификацию работника через приблизительное соответствие уровней формального образования, соответствие учебных программ и их продолжительность, стажа работы (МСК-97).

  • Система квалификации не отражает компетентность работника, его способность решать задачи и нести ответственность.



Международный проект «Национальные Квалификационные Структуры (НКС) в Центральной Азии»



Задачи НКС в туризме

  • Описать все позиции в секторе туризма в соответствии с дескрипторами

  • Описать квалификационные характеристики каждой позиции

  • Разработать образовательные модули в соответствии с квалификационными единицами

  • Определить уровень образования, необходимый для получения квалификации

  • Определить формы мониторинга и оценки квалификаций

  • Провести публичные обсуждения проекта со всеми заинтересованными структурами



Рабочей группой была проделана следующая работа:

  • Разработан проект Профстандарта сектора туризма

  • Проект Функциональной карты сектора туризма КР

  • Перечень единиц функциональной карты сектора туризма

  • Описаны единицы вида деятельности

  • Рекомендуемые наименования должностей

  • Секторальная Рамка Квалификаций (проект)

  • Карточка вида трудовой деятельности (проект)

  • Проект Паспорта профессионального стандарта сектора туризма



Риски и вызовы современности

  • Рост профессиональной мобильности. Необходимость изменения сферы деятельности не менее 6 раз в течение жизни.

  • Вымывание людей с низким уровнем умений с рынка труда

  • Рост проблемных и социально не защищенных групп, социальное отчуждение

  • Необходимость целевых программ для проблемных групп и людей с ограниченными возможностями

  • Огромные затраты государств на социальные программы

  • Дефляционный эффект оценивается в миллиарды долларов



Мировые тенденции в развитии человеческих ресурсов

  • Признание роли человеческих ресурсов как основных ресурсов для каждой страны

  • Система образования выполняет заказ на подготовку профессиональных кадров для производства.

  • Приоритет развития знаний, умений и компетенций для вступления на рынок труда - задача общего и профессионального образования

  • Введение обучения, основанного на компетенциях (компетентностная парадигма образования)

  • Признание знаний и умений, приобретенных в ходе практической деятельности



Подходы Международных организаций к определению квалификаций





Общий принцип исследований

  • Человеческие ресурсы лежат в основе экономического и социального развития стран, континентов, регионов и мира в целом



Задача исследования и его прикладное значение

  • Выявление основных проблем в области развития человеческих ресурсов

  • Обнаружение новых профессий и изменения функций существующих профессий

  • Описание содержания этих профессий в виде профессиональных профилей

  • Возможность правительствам вносить изменения в образовательную политику и готовить граждан адекватными спросу на рынке труда



Организация по экономическому Сотрудничеству и развитию (ОЭСР)

  • Цель: исследования качества рабочей силы для рынка труда

  • С 2001 года в 25 странах проведено исследование в целях оптимизации обучения в течении всей жизни.

  • Инициированы и проведены международные исследования PISA и TIMMS об учебных достижениях 15 –летних граждан.

  • Выводы: молодые люди не имеют жизненных навыков для активной деятельности.

  • Рекомендации: развивать компетенции, наряду со знаниями и умениями



Организация по экономическому Сотрудничеству и развитию (ОЭСР)

  • Разработано 20 механизмов реорганизации систем квалификаций для обучения в течении всей жизни.

  • К таким механизмам относится и внедрение Рамки Квалификаций Если учесть все 20 механизмов в образовательной политике, получится мощный потенциал развития



Европейский Союз

  • Рабочий документ «Навстречу Европейской Квалификационной Рамки для обучения в течение всей жизни» (2005 г.)

  • Решение Европейского Парламента «О рекомендации Европейской Квалификационной Рамки» (24 октября 2007 г.)

  • Квалификационные рамки разрабатываются также и в других странах и в разных областях (ОЭСР 2003, 2004).



Европейская Рамка Квалификаций



Доступ к продолжению образования и обучения

  • Доступ к продолжению образования и обучения

  • Повышение шансов на трудоустройство на рынке труда

  • Повышение потенциала предприятий в части управления человеческими ресурсами и сертификации

  • Перенос умений в различные сферы, такие как образование, работа, дом и волонтерская деятельность



Международная Организация Труда

  • 2000 год «Выводы по результатам общей дискуссии о развитии и обучении человеческих ресурсов» - Национальные рамки квалификаций основной путь решения проблемы признания умений

  • 2002 год: «…НРК служит интересам предприятий и работникам, позволяет обучаться в течении всей жизни и принять правильное решение »



Цели НРК:

  • 1. Стимулирование и доступность обучения на протя-жении всей жизни (включая обучение взрослых).



Обучение в течение всей жизни – траектории получения квалификаций



Преимущества НРК

  • Соотнесение компетенций с конкретным уровнем квалификаций

  • Определение объема необходимого обучения для получения следующей квалификации

  • Повышение мотивации к обучению на рабочем месте

  • Соответствие квалификаций реальным умениям работников



Преимущества НРК

  • Связь с умениями, знаниями и компетенциями – потребностями рынка труда

  • Охват всех уровней:

    • Высшее образование
    • Обучение взрослых
    • Школьное образование
    • Профессиональное образование и обучение
  • Содействие развитию обучения в течение всей жизни

  • Включение в разработку профессиональных стандартов всех заинтересованных сторон







Разработка профессиональных стандартов



Профессиональный стандарт

  • Разрабатывается на основе функционального анализа, т.е.:

    • описания области профессиональной деятельности в терминах функций
    • описания каждой функции в терминах знаний, умений, уровня ответственности, самостоятельности и нестандартности входящих в них действий
    • распределения функций по уровням квалификации








  • Как человек может получить признание квалификации







  • Добровольность, если законом не установлено иное

  • Заявительная основа

  • Платность экзамена

  • Подход, основанный на компетенциях:

  • оценка происходит на основе реальных умений и знаний, независимо от путей обучения



Последствия разработки Национальной Рамки Квалификаций:



Три компонента качества образования (ЕС)











НСК и социально-экономическое развитие страны

  • Национальная Система Квалификаций (ядром которой является НРК), ориентированная на результат, обеспечит для страны подготовку квалифицированного работника, адекватного требованиям рынка труда.

  • Квалифицированный работник обеспечивает эффективность производства

  • Эффективность производства влияет на социально-экономическое развитие страны и качество жизни населения.

  • Введение НКС способствует прозрачности и понятности процедуры оценки квалификаций как для обучаемого, так и для работодателя и образовательного учреждения.

  • Педагоги понимают, какой результат они должны получить, и получают возможность выбирать для этого оптимальные инструменты.



Выгоды стейкхолдеров

  • Государство: рост экономического и социального развития,снижение затрат на социальные программы, сокращение маргинальных групп,занятость населения.

  • Население: доступ к повышению квалификации,понятность траектории карьеры, признание результатов неформального и спонтанного обучения, внедрение системы зачетных единиц; конкурентноспособность, качество жизни

  • Бизнес: индикаторы качества квалификаций и их соответствие требованиям рынка труда, компетентных работников, сокращение расходов на обучение персонала, экономический рост

  • Министерство образования: мотив, измерители и рычаг для обеспечения качества образования, ясный и понятный продукт образования



Перспективы Кыргызстана

  • Все эти условия свидетельствуют о насущной необходимости разработки и внедрения в Кыргызстане Национальной Рамки Квалификаций на основе компетенций, что послужит основанием повышения качества рабочей силы, роста занятости населения, стимулом социально –экономического развития страны и повышения качества жизни.



Использованные материалы

  • Материалы Европейского фонда образования

  • Майкл Коулз «Национальные рамочные структуры квалификаций»

  • Arjen Deij «Глобальная и национальная практика валидации ранее полученного обучения”

  • О.Н. Олейникова

  • Директор Центра изучения проблем профессионального образования

  • Д-р Мадху Синх

  • Институт развития обучения в течение всей жизни ЮНЕСКО



  • Спасибо за внимание!

  • Успехов всем!

  • Контакты:

  • Центр развития квалификаций

  • E-mail:qualific.development@gmail.com