uzluga.ru
добавить свой файл
1


Музыка… Что может быть общего у нее с математическими выкладками. Однако – может. И это общее – человек, который блестяще владеет циркулем и нотами. Возможно выбор был не всегда в пользу строгой науки. Но сегодня мы теперь можем наслаждаться волшебными звуками музыки и помнить о талантливых инженерах.

  • Музыка… Что может быть общего у нее с математическими выкладками. Однако – может. И это общее – человек, который блестяще владеет циркулем и нотами. Возможно выбор был не всегда в пользу строгой науки. Но сегодня мы теперь можем наслаждаться волшебными звуками музыки и помнить о талантливых инженерах.


ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ русский композитор и театральный деятель. Родился в имении Селиверстово (Тамбовская губерния) 18 февраля (1 марта) 1799 в дворянской семье.

  • ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ русский композитор и театральный деятель. Родился в имении Селиверстово (Тамбовская губерния) 18 февраля (1 марта) 1799 в дворянской семье.



В 1816–1817 учился в Петербурге в Институте корпуса инженеров путей сообщения и частным образом занимался музыкой – по фортепиано у Даниеля Штейбельта (1765–1823) и Джона Филда (1782–1837), по скрипке у Людвига Маурера (1789–1878), брал также уроки композиции и пения. По окончании института перед ним открывается блестящая карьера служащего в департаменте. Инженерной карьере он предпочел музыкальную и вращался в артистическом мире Петербурга, не раз выступая в частных домах как актер и певец.

  • В 1816–1817 учился в Петербурге в Институте корпуса инженеров путей сообщения и частным образом занимался музыкой – по фортепиано у Даниеля Штейбельта (1765–1823) и Джона Филда (1782–1837), по скрипке у Людвига Маурера (1789–1878), брал также уроки композиции и пения. По окончании института перед ним открывается блестящая карьера служащего в департаменте. Инженерной карьере он предпочел музыкальную и вращался в артистическом мире Петербурга, не раз выступая в частных домах как актер и певец.



Тесные дружеские отношения связывали Верстовского со славянофильским кружком:

  • Тесные дружеские отношения связывали Верстовского со славянофильским кружком:



Среди знакомых Алексея Николаевича были такие выдающиеся личности, как А. С. Пушкин и



В 1833 экстерном окончил Московский университет. В течение почти трех десятилетий Верстовский находился во главе всей театральной жизни Москвы, поскольку оперная и драматическая (а также балетная) труппы тогда не отделялись друг от друга.).

  • В 1833 экстерном окончил Московский университет. В течение почти трех десятилетий Верстовский находился во главе всей театральной жизни Москвы, поскольку оперная и драматическая (а также балетная) труппы тогда не отделялись друг от друга.).



В 1819 в петербургском Большом театре была поставлена первая опера-водевиль Верстовского Бабушкины попугаи по пьесе Н.И.Хмельницкого (1789–1845).

  • В 1819 в петербургском Большом театре была поставлена первая опера-водевиль Верстовского Бабушкины попугаи по пьесе Н.И.Хмельницкого (1789–1845).



В 1823 переехал в Москву, в 1825 был назначен инспектором музыки, в 1830 – инспектором репертуара Московских императорских театров, а в 1848–1860 – управляющим конторой дирекции. Многочисленные служебные обязанности он совмещал с постоянной композиторской деятельностью. Верстовский создал шесть опер, многочисленные вокальные произведения – романсы, баллады, кантаты,среди которых выделяются весьма популярная в свое время баллада для голоса с оркестром Черная шаль на стихи Пушкина (1824).

  • В 1823 переехал в Москву, в 1825 был назначен инспектором музыки, в 1830 – инспектором репертуара Московских императорских театров, а в 1848–1860 – управляющим конторой дирекции. Многочисленные служебные обязанности он совмещал с постоянной композиторской деятельностью. Верстовский создал шесть опер, многочисленные вокальные произведения – романсы, баллады, кантаты,среди которых выделяются весьма популярная в свое время баллада для голоса с оркестром Черная шаль на стихи Пушкина (1824).



Первая опера Верстовского, Пан Твардовский на либретто Загоскина, была поставлена в Большом театре в 1828 и имела шумный успех

  • Первая опера Верстовского, Пан Твардовский на либретто Загоскина, была поставлена в Большом театре в 1828 и имела шумный успех



Легенда о пане Твардовском является польской версией легенды о Фаусте. Пан Твардовский, живший в XVI веке, желая приобрести сверхъестественные познания и пожить в своё удовольствие, продал свою душу дьяволу (на горе Кржемионке, близ Кракова), после чего имел много весёлых приключений. Когда по истечении условленного срока дьявол уводил Твардовского к себе, он спасся тем, что запел духовную песнь; но всё же он осуждён витать в воздухе между небом и землёй до дня Страшного Суда. По одному из популярных вариантов сюжета, он до сих пор пребывает на Луне.

  • Легенда о пане Твардовском является польской версией легенды о Фаусте. Пан Твардовский, живший в XVI веке, желая приобрести сверхъестественные познания и пожить в своё удовольствие, продал свою душу дьяволу (на горе Кржемионке, близ Кракова), после чего имел много весёлых приключений. Когда по истечении условленного срока дьявол уводил Твардовского к себе, он спасся тем, что запел духовную песнь; но всё же он осуждён витать в воздухе между небом и землёй до дня Страшного Суда. По одному из популярных вариантов сюжета, он до сих пор пребывает на Луне.



  • В январе 1832 г. были поставлены "Цыгане" по произведению А. С. Пушкина за ней последовали Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев (по балладе Жуковского, 1832), Тоска по родине (по Загоскину, 1839), Чурова долина, или Сон наяву (по пьесе В. И. Даля, 1844), Громобой (по балладе Жуковского, 1857). Все они пользовались успехом, и отдельные номера из них становились популярными, но в историю музыки Верстовский вошел как автор одной оперы – Аскольдовой могилы, которая постоянно шла на российских сценах в течение столетия и до сих пор изредка появляется в репертуаре.



"Аскольдова могила", впервые поставленна 16 сентября 1835 г. в канун дня рождения будущей жены композитора, Н. В. Репиной.

  • "Аскольдова могила", впервые поставленна 16 сентября 1835 г. в канун дня рождения будущей жены композитора, Н. В. Репиной.

  • Талантливая русская актриса, Надежда Васильевна Репина (1809-1867), была дочерью крепостного музыканта из оркестра князя А.Е.Столыпина. Ее отца в 1798 г. выкупила дирекция Московского казенного театра. При первом исполнении оперы Надежда Васильевна выступила в главной роли. Таков был подарок Верстовского любимой женщине.



Сценическая судьба "Аскольдовой могилы" оказалась счастливой. За двадцать пять лет опера выдержала в Москве более четырехсот представлений. Это единственная опера доглинкинской поры, сохранявшаяся в репертуаре до первой мировой войны.

  • Сценическая судьба "Аскольдовой могилы" оказалась счастливой. За двадцать пять лет опера выдержала в Москве более четырехсот представлений. Это единственная опера доглинкинской поры, сохранявшаяся в репертуаре до первой мировой войны.



Все оперы Верстовского написаны по типу зингшпиля – формы, в которой музыкальные номера сочетаются с разговорными сценами и речитативами на музыке; ряд номеров из его опер вошел в городской фольклор.

  • Все оперы Верстовского написаны по типу зингшпиля – формы, в которой музыкальные номера сочетаются с разговорными сценами и речитативами на музыке; ряд номеров из его опер вошел в городской фольклор.



В 1860 г. Верстовский покинул театр. Но и после ухода на отдых ставились написанные композитором оперы и водевили, исполнялись романсы. Умер А.Н.Верстовский в 1862 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

    • В 1860 г. Верстовский покинул театр. Но и после ухода на отдых ставились написанные композитором оперы и водевили, исполнялись романсы. Умер А.Н.Верстовский в 1862 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
    • Тридцатипятилетняя деятельность Алексея Николаевича в московских театрах была названа "эпохой Верстовского".




В сентябре 1814 г. закончилось домашнее воспитание Львова, и он поступил в Институт инженеров путей сообщения.

  • В сентябре 1814 г. закончилось домашнее воспитание Львова, и он поступил в Институт инженеров путей сообщения.



Выдающиеся способности и прилежание быстро выдвинули его среди воспитанников, и в 1816 г. он окончил курс первым, в марте того же года был произведен в прапорщики, и имя его занесено на почетную доску института. По исполнении практических занятий в институте 26 октября того же года Львов получил чин подпоручика.

  • Выдающиеся способности и прилежание быстро выдвинули его среди воспитанников, и в 1816 г. он окончил курс первым, в марте того же года был произведен в прапорщики, и имя его занесено на почетную доску института. По исполнении практических занятий в институте 26 октября того же года Львов получил чин подпоручика.



В 1818 г. последовало высочайшее распоряжение, чтобы первый по успехам офицер, выпущенный из Института путей сообщения, поступал на службу в округа военных поселений, которыми заведовал граф Аракчеев; 9 июня 1818 г. Алексей Львов был произведен в поручики и откомандирован к работам по военным поселениям.

  • В 1818 г. последовало высочайшее распоряжение, чтобы первый по успехам офицер, выпущенный из Института путей сообщения, поступал на службу в округа военных поселений, которыми заведовал граф Аракчеев; 9 июня 1818 г. Алексей Львов был произведен в поручики и откомандирован к работам по военным поселениям.



Служба, по словам его, была неимоверно тяжела: лишенные самого необходимого, надсмотрщики работ должны были находиться безотлучно на службе от 3 часов утра до 12 часов дня и от 1 часа до 9 часов вечера, причем взыскания начальства были жестоки и безграничны.

  • Служба, по словам его, была неимоверно тяжела: лишенные самого необходимого, надсмотрщики работ должны были находиться безотлучно на службе от 3 часов утра до 12 часов дня и от 1 часа до 9 часов вечера, причем взыскания начальства были жестоки и безграничны.



Несмотря на это, Алексею Львову удалось заслужить благосклонность своего сурового начальника, так что уже в приказе 12 июля 1819 г. последний объявил благодарность молодому инженеру, а вскоре после этого, показывая Александру I произведенные постройки и называя молодого строителя, граф Аракчеев отрекомендовал Львова как отличного офицера.

  • Несмотря на это, Алексею Львову удалось заслужить благосклонность своего сурового начальника, так что уже в приказе 12 июля 1819 г. последний объявил благодарность молодому инженеру, а вскоре после этого, показывая Александру I произведенные постройки и называя молодого строителя, граф Аракчеев отрекомендовал Львова как отличного офицера.



Находившийся тут же будущий император Николай I, как знаток инженерного и строительного искусств, обратил на него свое внимание.

  • Находившийся тут же будущий император Николай I, как знаток инженерного и строительного искусств, обратил на него свое внимание.



В 1821 г. он произведен в капитаны и получил орден св. Владимира 4-й ст.; а через год назначен старшим адъютантом в штаб военных поселений. 3 февраля 1826 г. Львов был уволен от службы по домашним обстоятельствам с чином майора.

  • В 1821 г. он произведен в капитаны и получил орден св. Владимира 4-й ст.; а через год назначен старшим адъютантом в штаб военных поселений. 3 февраля 1826 г. Львов был уволен от службы по домашним обстоятельствам с чином майора.



В отставке он пробыл недолго и в ноябре 1826 г. был определен старшим адъютантом в штаб корпуса жандармов. В то время шефом жандармов и начальником III отделения был граф А. X. Бенкендорф.

  • В отставке он пробыл недолго и в ноябре 1826 г. был определен старшим адъютантом в штаб корпуса жандармов. В то время шефом жандармов и начальником III отделения был граф А. X. Бенкендорф.



В августе 1833 г. Львову через графа Бенкендорфа было передано сожаление Николая I, что в России не существует собственного народного гимна, подобно Франции и Англии. При этом граф добавил, что государь, который знал о музыкальных занятиях Львова и очень сочувственно к ним относился, велел поручить ему попытаться сочинить музыкальную мелодию подобного гимна.

  • В августе 1833 г. Львову через графа Бенкендорфа было передано сожаление Николая I, что в России не существует собственного народного гимна, подобно Франции и Англии. При этом граф добавил, что государь, который знал о музыкальных занятиях Львова и очень сочувственно к ним относился, велел поручить ему попытаться сочинить музыкальную мелодию подобного гимна.



Алексей Федорович увлекся этой задачей и, желая по возможности выполнить мысль царскую, вдохновленный этим желанием, написал в начале ноября мелодию этого гимна, как он сам говорит, внезапно, в несколько минут, причем слова гимна "Боже, царя храни!" были написаны Жуковским.

  • Алексей Федорович увлекся этой задачей и, желая по возможности выполнить мысль царскую, вдохновленный этим желанием, написал в начале ноября мелодию этого гимна, как он сам говорит, внезапно, в несколько минут, причем слова гимна "Боже, царя храни!" были написаны Жуковским.



Как только Львов доложил, что гимн написан, император пожелал немедленно выслушать его. Прослушав его несколько раз, Николай с восторгом принял произведение Львова.

  • Как только Львов доложил, что гимн написан, император пожелал немедленно выслушать его. Прослушав его несколько раз, Николай с восторгом принял произведение Львова.



Николай приказал Бенкендорфу сообщить военному министру графу Чернышеву о немедленном введении этого гимна по военному ведомству, о чем и последовало официальное распоряжение в приказе 4 декабря 1833 г. А также император пожаловал А. Ф. Львову золотую, осыпанную бриллиантами табакерку с собственным портретом

  • Николай приказал Бенкендорфу сообщить военному министру графу Чернышеву о немедленном введении этого гимна по военному ведомству, о чем и последовало официальное распоряжение в приказе 4 декабря 1833 г. А также император пожаловал А. Ф. Львову золотую, осыпанную бриллиантами табакерку с собственным портретом



1 января 1836 г. он произведен был в полковники, а в конце того же года скончался его отец, директор придворной Певческой капеллы. Все думали, что его место займет граф Виельгорский или князь Волконский, но вскоре последовал высочайший указ о поручении должности директора капеллы Алексею Федоровичу Львову с сохранением всех лежащих на нем обязанностей.

  • 1 января 1836 г. он произведен был в полковники, а в конце того же года скончался его отец, директор придворной Певческой капеллы. Все думали, что его место займет граф Виельгорский или князь Волконский, но вскоре последовал высочайший указ о поручении должности директора капеллы Алексею Федоровичу Львову с сохранением всех лежащих на нем обязанностей.



В 1848 г. в память народного гимна государь повелел внести девизом в герб Львова слова "Боже, царя храни!"

  • В 1848 г. в память народного гимна государь повелел внести девизом в герб Львова слова "Боже, царя храни!"



Незадолго перед смертью В. А. Жуковский написал А.Ф. Львову: "Наша совместная двойная работа переживет нас долго. Народная песня, раз раздавшись, получив право гражданства, останется навсегда живою, пока будет жив народ, который ее присвоил. Из всех моих стихов, эти смиренные пять, благодаря Вашей музыке, переживут всех братий своих. Где не слышал я этого пения? В Перми, в Тобольске, у подошвы Чатырдага, в Стокгольме, в Лондоне, в Риме!".          Так, сто семьдесят пять лет назад, Василий Андреевич Жуковский и Алексей Федорович Львов, сумели создать красивейший образец молитвенного песнопения и один из лучших в мире государственных гимнов.

  • Незадолго перед смертью В. А. Жуковский написал А.Ф. Львову: "Наша совместная двойная работа переживет нас долго. Народная песня, раз раздавшись, получив право гражданства, останется навсегда живою, пока будет жив народ, который ее присвоил. Из всех моих стихов, эти смиренные пять, благодаря Вашей музыке, переживут всех братий своих. Где не слышал я этого пения? В Перми, в Тобольске, у подошвы Чатырдага, в Стокгольме, в Лондоне, в Риме!".          Так, сто семьдесят пять лет назад, Василий Андреевич Жуковский и Алексей Федорович Львов, сумели создать красивейший образец молитвенного песнопения и один из лучших в мире государственных гимнов.



ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857) -великий русский композитор, родоначальник русской классической музыки

  • ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857) -великий русский композитор, родоначальник русской классической музыки



  • М.И. Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском, близ Ельни Смоленской губернии, в имении отца, капитана в отставке, Ивана Николаевича Глинки.



Болезненный и слабый ребенок, он воспитывался своей бабушкой (по отцу), крутой и властной женщиной, грозой крепостных и своих близких. Маленький Миша был последней и единственной привязанностью строгой бабушки – Фёклы Александровны.

  • Болезненный и слабый ребенок, он воспитывался своей бабушкой (по отцу), крутой и властной женщиной, грозой крепостных и своих близких. Маленький Миша был последней и единственной привязанностью строгой бабушки – Фёклы Александровны.



Начальное образование получил дома. Музыкальные занятия начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Музыкальные способности в это время выражались "страстью" к колокольному звону, Глинка умел на медных тазах ловко им подражать.

  • Начальное образование получил дома. Музыкальные занятия начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Музыкальные способности в это время выражались "страстью" к колокольному звону, Глинка умел на медных тазах ловко им подражать.



В начале 1817 года Глинка был отвезен в Петербург, где его поместили в только что открытый Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано. Обучался музыке у лучших петербургских учителей того времени: скрипача Франца Бема, пианиста Джона Фильда, Шарля Майера.

  • В начале 1817 года Глинка был отвезен в Петербург, где его поместили в только что открытый Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано. Обучался музыке у лучших петербургских учителей того времени: скрипача Франца Бема, пианиста Джона Фильда, Шарля Майера.



После окончания пансиона перед Глинкой в 1822 году встал вопрос об устройстве на службу. Но лишь в мае 1824 г. он был зачислен помощником секретаря канцелярии Совета Ведомства путей сообщения с окладом в 1000 рублей в год, где и работал до 1828 года.

  • После окончания пансиона перед Глинкой в 1822 году встал вопрос об устройстве на службу. Но лишь в мае 1824 г. он был зачислен помощником секретаря канцелярии Совета Ведомства путей сообщения с окладом в 1000 рублей в год, где и работал до 1828 года.



Канцелярия находилась по адресу Московский проспект, д. 9. Заведовал ею дальний родственник М. Глинки А. Н. Бахтурин. Сын Бахтурина Константин был другом М. Глинки. Он написал слова для первого романса Глинки «Моя арфа», впоследствии в шутку названного «допотопным». Имеется в виду наводнение 7 ноября 1824 года

  • Канцелярия находилась по адресу Московский проспект, д. 9. Заведовал ею дальний родственник М. Глинки А. Н. Бахтурин. Сын Бахтурина Константин был другом М. Глинки. Он написал слова для первого романса Глинки «Моя арфа», впоследствии в шутку названного «допотопным». Имеется в виду наводнение 7 ноября 1824 года



В Петербурге большой известностью пользовалась музыкальная гостиная директора Института Корпуса путей сообщения П. Базена. Здесь во дворце Юсупова М. Глинка в 1826 году познакомился с А. П. Керн.

  • В Петербурге большой известностью пользовалась музыкальная гостиная директора Института Корпуса путей сообщения П. Базена. Здесь во дворце Юсупова М. Глинка в 1826 году познакомился с А. П. Керн.



Тот вечер открыл сам П. Базен, исполнив украинскую песню, а М.Глинка затем импровизировал на тему малороссийских мелодий.

  • Тот вечер открыл сам П. Базен, исполнив украинскую песню, а М.Глинка затем импровизировал на тему малороссийских мелодий.



Но так как служба отрывала его от занятий музыкой, Глинка вскоре вышел в отставку. Постепенно круг знакомств Глинки в Петербурге выходит за рамки светских отношений. Он знакомится с Жуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом, Одоевским. В апреле 1830 года ухудшившееся здоровье заставило Глинку выехать для лечения в Германию и Италию.

  • Но так как служба отрывала его от занятий музыкой, Глинка вскоре вышел в отставку. Постепенно круг знакомств Глинки в Петербурге выходит за рамки светских отношений. Он знакомится с Жуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом, Одоевским. В апреле 1830 года ухудшившееся здоровье заставило Глинку выехать для лечения в Германию и Италию.



За границей у Глинки зародилась мысль о создании национальной русской оперы. В 1834 году он стал работать над оперой "Иван Сусанин", сюжет которой Глинке подсказал Жуковский. Занятия Глинки в Берлине были прерваны известием о смерти его отца.

  • За границей у Глинки зародилась мысль о создании национальной русской оперы. В 1834 году он стал работать над оперой "Иван Сусанин", сюжет которой Глинке подсказал Жуковский. Занятия Глинки в Берлине были прерваны известием о смерти его отца.



Несмотря на потери опера быстро продвигалась, но добиться постановки её на сцене Петербургского Большого театра оказалось делом нелегким. Директор императорских театров А.М. Гедеонов с большим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке. Однако "Иван Сусанин" был принят. Премьера оперы "Жизнь за Царя" (в следующих постановках - "Иван Сусанин") состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным.

  • Несмотря на потери опера быстро продвигалась, но добиться постановки её на сцене Петербургского Большого театра оказалось делом нелегким. Директор императорских театров А.М. Гедеонов с большим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке. Однако "Иван Сусанин" был принят. Премьера оперы "Жизнь за Царя" (в следующих постановках - "Иван Сусанин") состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным.



За "Жизнью за Царя" в 1837 году последовали "Ночной смотр" и "Херувимская", написанная для Петербургской Придворной капеллы, где Глинка после блестящего успеха своей первой оперы получил место капельмейстера (1837-1840). В 1838 году началась работа на сюжет "Руслана и Людмилы".

  • За "Жизнью за Царя" в 1837 году последовали "Ночной смотр" и "Херувимская", написанная для Петербургской Придворной капеллы, где Глинка после блестящего успеха своей первой оперы получил место капельмейстера (1837-1840). В 1838 году началась работа на сюжет "Руслана и Людмилы".



В 1838 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: "Вальс-фантазию" (1839) и романс на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье" (1840).

  • В 1838 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: "Вальс-фантазию" (1839) и романс на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье" (1840).



Весной 1842 года Глинка завершает работу над созданием своей второй оперы - "Руслан и Людмила. Ее первое представление состоялось 27 ноября 1842 года.

  • Весной 1842 года Глинка завершает работу над созданием своей второй оперы - "Руслан и Людмила. Ее первое представление состоялось 27 ноября 1842 года.



Однако новая опера Глинки вызвала сильную критику. Царская семья покинула ложу до окончания премьерного спектакля, вскоре оперу совсем сняли со сцены; редко ставился и "Иван Сусанин". Композитор тяжело это переживает.

  • Однако новая опера Глинки вызвала сильную критику. Царская семья покинула ложу до окончания премьерного спектакля, вскоре оперу совсем сняли со сцены; редко ставился и "Иван Сусанин". Композитор тяжело это переживает.



В середине 1844 года он предпринимает новое длительное заграничное путешествие - на этот раз во Францию и Испанию. В 1845 году он написал концертную увертюру "Арагонская хота", а вернувшись в Россию (1848) Глинка пишет еще одну увертюру "Ночь в Мадриде" (1851), тогда же была сочинена симфоническая фантазия "Камаринская" на тему русских песен.

  • В середине 1844 года он предпринимает новое длительное заграничное путешествие - на этот раз во Францию и Испанию. В 1845 году он написал концертную увертюру "Арагонская хота", а вернувшись в Россию (1848) Глинка пишет еще одну увертюру "Ночь в Мадриде" (1851), тогда же была сочинена симфоническая фантазия "Камаринская" на тему русских песен.



В мае 1851 года умерла мать композитора, Е. А. Глинка. Полученное известие настолько потрясло композитора, что у него отнялась правая рука. Мать была самым близким человеком, и как оказалось трудно жить без нее. Глинке не было еще и пятидесяти, а физические силы его слабели. Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, а с 1856 года - в Берлине. 3 (15) февраля 1857 года его не стало.

  • В мае 1851 года умерла мать композитора, Е. А. Глинка. Полученное известие настолько потрясло композитора, что у него отнялась правая рука. Мать была самым близким человеком, и как оказалось трудно жить без нее. Глинке не было еще и пятидесяти, а физические силы его слабели. Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, а с 1856 года - в Берлине. 3 (15) февраля 1857 года его не стало.



Он умер в Берлине, вдали от родных и близких. Был похоронен там в скромной могиле на лютеранском кладбище. В мае того же года младшая сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова с друзьями перевезла тело в Кронштадт пароходом. 24 мая 1857 года гроб с телом Глинки опустили в русскую землю на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

  • Он умер в Берлине, вдали от родных и близких. Был похоронен там в скромной могиле на лютеранском кладбище. В мае того же года младшая сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова с друзьями перевезла тело в Кронштадт пароходом. 24 мая 1857 года гроб с телом Глинки опустили в русскую землю на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.



В 1859 году на могиле М.И. Глинки был открыт памятник (архитектор И.И. Горностаев, скульптор Н.А. Лаверецкий), в 1936 году при реконструкции некрополя, прах М.И. Глинки был перенесен вглубь кладбища, на Композиторскую дорожку.

  • В 1859 году на могиле М.И. Глинки был открыт памятник (архитектор И.И. Горностаев, скульптор Н.А. Лаверецкий), в 1936 году при реконструкции некрополя, прах М.И. Глинки был перенесен вглубь кладбища, на Композиторскую дорожку.