uzluga.ru
добавить свой файл


Михаил Афанасьевич Булгаков

1891-1940

1891. 3/15 мая* - в Киеве в семье преподавателя Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (урожд. Покровской) родился сын Михаил. (* До февраля 1918 г. - все даты по ст. ст.). 18 мая - крещен по православному обряду. 1900. 18 августа - поступил в приготовительный класс Второй киевской гимназии. 1901. -1909- учащийся гимназии в г.Киеве. 1909. 8 июня - получил аттестат зрелости; 21 августа - зачислен студентом медицинского факультета Киевского университета. 1915. Конец апреля - начало мая - изъявляет желание служить врачом в морском ведомстве, однако признается негодным к несению военной службы по состоянию здоровья. 18 мая - поступает на работу в Киевский госпиталь.



1916. 6 апреля - получил "Временное свидетельство" об окончании университета. Май-сентябрь - работал в прифронтовых госпиталях Каменец-Подольска и Черновиц. 29 сентября - начал работать врачом в Никольской земской больнице Сычевского уезда Смоленской губернии. 31 октября - получил диплом об утверждении "в степени лекаря с отличием". Материалы годичного пребывания в тех глухих естах легли в основу цикла рассказов «Записки юного врача». Врачом Булгаков был хорошим. 1917. Лето - пристрастился к морфию. 20 сентября - перешел в Вяземскую городскую земскую больницу заведующим инфекционным и венерическим отделениями. 1918. 19 февраля - освободился от военной службы по болезни. Конец февраля - возвратился в Киев, работал частнопрактикующим врачом-венерологом. Весна - излечился от морфинизма.



В конце августа 1919, по одной из версий, Булгаков был мобилизован в Красную Армию в качестве военного врача; 14-16 октября вместе с частями Красной Армии вернулся в Киев и в ходе уличных боев перешел на сторону Вооруженных сил Юга России (по другой версии - попал к ним в плен) и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка. В ноябре, в качестве военного врача 3-го Терского казачьего полка, Булгаков принимал участие в походе на Чечен-аул и Шали-аул против восставших чеченцев. С начала декабря рботал в военном госпитале во Владикавказе. В конце декабря Михаил Булгаков оставляет службу в госпитале и прекращает занятия медициной. С этого момента он начинает профессионально заниматься литературой - работает журналистом в местных газетах ("Кавказская газета", "Кавказ"). Первая публикация Булгакова состоялась 26 ноября 1919 в газете "Грозный" (фельетон "Грядущие перспективы" был опубликован с инициалами М.Б.).



Переехал в Москву в 1921. Служил секретарем Главполитпросвета при Наркомпросе. В 1921-1926 сотрудничал с московской редакцией берлинской газеты "Накануне", помещая в ней очерки о жизни Москвы, с газетами "Гудок", "Рабочий", журналом "Медицинский работник" (напечатал "Записки юного врача"), "Россия", "Возрождение" (опубликовал "Записки на манжетах" и роман "Белая гвардия"). Первый сборник сатирических рассказов "Дьяволиада" (1925) вызвал споры в печати. В 1926 во МХАТе была поставлена пьеса Булгакова "Дни Турбиных", в 1926-1929 в Театре-студии Евг. Вахтангова шла пьеса Булгакова "Зойкина квартира", в 1928-1929 в Московском Камерном театре репетировался "Багровый остров". Литературная критика конца 20-х гг. отрицательно оценивала творчество Булгакова. К 1930 его произведения не печатались, пьесы были сняты из репертуара театров. В 1930 работал в Центральном театре рабочей молодежи (ТРАМ). 1930-1936 - во МХАТе в качестве ассистента режиссера, на сцене которого в 1932 инсценировал "Мертвые души" Н.В. Гоголя. С 1936 - в Большом театре как либреттист и переводчик. Умер 10 марта 1940 в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.



Из "Письма правительству СССР" Михаила Булгакова от 28 марта 1930 года: "Произведя анализ моих альбомов вырезок, я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных - было 3, враждебно-ругательных - 298. [...] Писали "о Булгакове, который чем был, тем и останется, новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы" ("Комс. правда", 14/X-1926г. ). [...] Я не доказываю с документами в руках, что вся пресса СССР, а с нею вместе и все учреждения, которым поручен контроль репертуара, в течение всех лет моей литературной работы единодушно и с необыкновенной яростью доказывали, что произведения Михаила Булгакова в СССР не могут существовать. И я заявляю, что пресса СССР совершенно права. [...] Я ПРОШУ ПРАВИТЕЛЬСТВО СССР ПРИКАЗАТЬ МНЕ В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ ПОКИНУТЬ ПРЕДЕЛЫ СССР В СОПРОВОЖДЕНИИ МОЕЙ ЖЕНЫ ЛЮБОВИ ЕВГЕНЬЕВНЫ БУЛГАКОВОЙ. Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу. Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское Правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера. Я именно и точно и подчеркнуто прошу о категорическом приказе о командировании, потому что все мои попытки найти работу в той единственной области, где я могу быть полезен СССР как исключительно квалифицированный специалист, потерпели полное фиаско. Мое имя сделано настолько одиозным, что предложения работы с моей стороны встретили испуг [...] Я прошу о назначении меня лаборантом-режиссером в 1-й Художественный Театр - в лучшую школу, возглавляемую мастерами К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя - я прошусь надолжность рабочего сцены. Если же и это невозможно, я прошу Советское Правительство поступить со мной как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, в данный момент, - нищета, улица и гибель."



18 апреля 1930 г., на другой день после похорон покончившего с собой Маяковского (эти похороны поразили своей многолюдностью и, вероятно, в какой-то степени озадачили Сталина возможностью трагического исхода литературных судеб «его» писателей), Сталин позвонил Булгакову. Сталин. Мы ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь. А, может быть, правда, вас пустить за границу? Что, мы вам очень надоели? Булгаков. Я много думал в последние годы, может ли русский писатель жить без родины, и мне кажется, что не может... Сталин. Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре? Булгаков. Да, я хотел бы, но я говорил об этом, мне отказали. Сталин. А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с вами... Ободренный звонком, Булгаков только потом понял, что взамен взятой им назад просьбы об отъезде он не получил ничего, кроме зарплаты советского служащего.



Среди произведений - пьесы, романы, повести, рассказы, фельетоны, очерки: "Наброски земского врача" (1919; ранняя редакция цикла "Записки юного врача"), "Самооборона" (1920; пьеса-юмореска в одном действии; премьера - 4 июня 1920 на сцене Первого Советского театра Владикавказа), "Братья Турбины ("Пробил час"; 1920; драма; премьера - 21 октября 1920 в Первом Советском театре Владикавказа), "Багровый остров" (1924, постановка 1928, комедия), "Дьяволиада" (1925, сборник сатирических рассказов), "Роковые яйца" (1925, опубликована в 1987, сатирическая фантастическая повесть), "Собачье сердце" (1925, опубликована в 1987, сатирическая фантастическая повесть), "Записки юного врача" (1925-1926), "Белая гвардия" (1925-1927, роман), "Дни Турбиных" (1925-1927, пьеса по мотивам романа "Белая гвардия", поставлена в 1926), "Рассказы" (1926, сборник сатирических рассказов и фельетонов), "Трактат о жизни" (1926, сборник сатирических рассказов и фельетонов), "Зойкина квартира" (постановка 1926, комедия), "Бег" (1926-1928, пьеса поставлена 1957), "Мастер и Маргарита" (1929-1940, опубликован в 1966 - 1967, философский роман), "Кабала святош" ("Мольер", 1930-1936, постановка 1943, историческая драма), "Жизнь господина де Мольера" (1932-1933, опубликована 1962, биографическая повесть), "Последние дни" ("Пушкин", 1934-1935, постановка 1943, историческая драма), "Театральный роман" ("Записки покойника", 1936-1937, опубликован в 1965, не окончен.



В главном произведении — романе “Мастер и Маргарита”, написанном в 1920-х, но так и не увидевшем свет при его жизни (напечатан только в 1966 — 67), Булгаков, опираясь на православные традиции, используя евангельские образы, создает удивительную по своей достоверности и конкретности картину борьбы Божественных и сатанинских начал, добра и зла, света и тьмы. В 30-х, в годы заката своей писательской славы, Булгаков закончил роман, прочитав который (в рукописи) А. Ахматова сказала об авторе: «Он гений». Роман «Мастер и Маргарита» принес писателю мировую известность, но стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на 3 десятилетия (первая публикация в сокращенном виде: «Москва». 1966. № 11; 1967. № 1). Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также ценнейший художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы. Задуманный с самого начала как «роман о дьяволе» (под таким названием он упоминается в переписке Булгакова с близкими ему людьми), «Мастер и Маргарита» лишь постепенно обрел своих истинных героев, обозначенных в его заглавии.



По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» снят художественный фильм. История его создания полна драматизма. Бортко начинал снимать фильм четыре года назад, но тогда проект был прекращен, практически не начавшись. Но актеры уже были определены. В том фильме должны были бы играть Галина Тюнина (Маргарита), Сергей Маковецкий или Алексей Горбунов(Мастер), Дмитрий Певцов( Иешуа), Виктор Сухоруков( Варенуха). Но прошло время, некоторые актеры потеряли интерес к экранизации Булгакова, на чьи-то роли появились новые претенденты. Но некоторые актеры из "старого состава", как например, Александр Абдулов( Коровьев), Александр Баширов( Бегемот) все-таки снимутся у Бортко.



На роль директора варьете Римского утвержден Илья Олейников, а другому сатирику-Роману Карцеву досталась роль киевского дяди Берлиоза. Дмитрий Нагиев хотел сыграть Воланда, но после проб был утвержден на роль Иуды. А роль Воланда была предложена Олегу Янковскому, который от воплощения этого образа решительно отказался. Предполагалось так же, что в роли Воланда мы увидим кого-нибудь из западных звезд. По крайней мере, известно, что велись переговоры с Гари Олдменом, с Жаном Рено и с Клаус Марией Брандауэром.         На роль Маргариты пробовалось несколько актрис - Ингеборга Дапкунайте, Виктория Толстоганова, Анна Ковальчук. "Мне не важно, будет актриса известной или нет, главное, она должна полностью соответствовать моим представлениям о Маргарите,- говорил Владимир Бортко еще до того, как остановил свой выбор на актрисе театра им. Ленсовета Анне Ковальчук.



Памятник М.А. Булгакову. Надгробие на могиле М.А.Булгакова. Мемориальная доска в г.Киеве.