uzluga.ru
добавить свой файл
1


МЕТОД ПРОЕКТОВ

  • ПОЛАТ Е.С.


Основные цели современной системы образования



Современные тенденции образования

  • Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.



Уровень сформированности умений критического мышления в России (данные Международного исследования 2002 г.)

  • Обобщенный результат России в «грамотности чтения» составил 462 балла (из 1000), что является 27-29 местом (из 32) среди стран, принимавших участие в тестировании.

  • Самый низкий уровень 1 продемонстрировали 12% учащихся стран ОЭСР.

  • В России таких учащихся оказалось 18 %.

  • Ниже уровня 1 – по странам ОЭСР – 6%

  • В России – 9 %.



КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

  • Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения».

  • (The Pisa 2003 Assessment Framework, OECD, 2003)



ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

  • Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);

  • Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);

  • Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);

  • Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);

  • Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.)

  • Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)



МЕТОД ПРОЕКТОВ

  • Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.



ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.

  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.

  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.



СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ



ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА



СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ



УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ

  • Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся:

  • Первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем.

  • Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает .



Что такое критическое мышление?

  • Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное.

  • Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

  • В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить

  • В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

  • В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)



ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ

  • Признаки типологизации:

  • Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная). Проекты:

  • практико-ориентированные,

  • информационные,

  • творческие.



ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение)

  • Предметно-содержательная область. Проекты:

  • - моно-проект (в рамках одной области знания),

  • - межпредметный проект.



ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

  • Характер координации проекта:

  • - проект с открытой координацией,

  • - проект со скрытой (неявной) координацией.

  • Характер контактов:

  • - внутри школьный;

  • - региональный;

  • - международный.



ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение

  • Количество участников проекта:

  • - индивидуальные,

  • - парные,

  • - групповые.

  • Продолжительность проекта:

  • - краткосрочные,

  • - долгосрочные.



ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

  • Представление проблемной ситуации:

  • вербально;

  • с помощью видеоряда;

  • с помощью мультимедийных средств.

  • 2. Мозговая атака.

  • 3. Обсуждение.

  • 4. Выдвижение гипотез.

  • 5. Определение типа проекта.

  • 6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

  • 7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.



ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА( продолжение)

  • Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.

  • 9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).

  • 10. Оформление результатов проектной деятельности.

  • 11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

  • 12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.

  • 13. Самооценка, внешняя оценка.



ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

  • Для целей:

  • сбора разнообразных фактов, данных из разных регионов;

  • проведения экологических, социологических проектов;



ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ



КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА

  • Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

  • коллективный характер принимаемых решений;



КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

  • характер общения и взаимопомощи участников проекта;

  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;



КООРДИНАТОР ПРОЕКТА

  • Должен обладать определенными качествами:

  • Иметь хорошие организаторские способности;

  • Быть методически грамотным;

  • Владеть навыками межкультурного общения;

  • Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками;

  • Активно сотрудничать в проектной деятельности;

  • Обладать базисными навыками работы в сетях;

  • Уметь работать с большими объемами информации;

  • Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.



ФУНКЦИИ КООРДИНАТОРА ПРОЕКТА

  • Поиск участников проекта;

  • при необходимости консультирование (по просьбе участников проекта);

  • связь с другими организациями, средствами массовой информации, специалистами, мнение или знания которых необходимы участникам проекта;

  • сбор и распространение информации об участниках проекта;

  • стимулирование участников к самооценке;

  • организация защиты и внешней оценки проекта.