uzluga.ru
добавить свой файл
1



Методологические подходы к проектированию ООП НОО ОУ

  • Методологические подходы к проектированию ООП НОО ОУ



  • ФГОС (нация, государство, федеральный и региональный уровни)

  • Учредитель (муниципальный уровень)

  • Социум (местное сообщество)

  • ОУ (учителя)

  • Родители

  • Младшие школьники



ФГОС

  • ФГОС

  • учредитель (муниципальный заказ)

  • социум (управляющий совет ОУ)

  • ОУ (учителя)

  • родители

  • младшие школьники



Что можно образовать образованием? - образование как проект в контексте «стихийной ОП среды»

  • Что можно образовать образованием? - образование как проект в контексте «стихийной ОП среды»

  • Век живи – век учись (lifelong education):

  • преемственность места и роли младшего школьного возраста между детством и отрочеством;

  • образование как обретение человеком самого себя (становление субъекта образовательной деятельности);

  • НОО и социум (масштабирование актуального мира ребенка, социализация и социальная адаптация в локальном и Большом обществе);

  • НОО и культура (введение в локальный и мировой культурно-исторический контекст);

  • сквозные цели образования (принципиальная незавершенность, открытость ООП НОО)



Образование - это:

  • Образование - это:

  • способность ориентироваться в мире;

  • просвещение (способность критически (рефлексивно) воспринимать культурные тексты);

  • историческое сознание;

  • способность к точному самовыражению;

  • самопознание;

  • самоопределение;

  • моральная восприимчивость;

  • поэзия (счастливое переживание);

  • образование и темперамент





Культура синтетических детских деятельностей (хобби, театр, газета, подготовка и проведение экскурсий, написание сценария и создание видеофильма – например , учебно-познавательного; изобретательство, конструирование и дизайн – в т.ч. собственного жилища; культурно-экологическая, природно-защитная деятельность и пр.)

  • Культура синтетических детских деятельностей (хобби, театр, газета, подготовка и проведение экскурсий, написание сценария и создание видеофильма – например , учебно-познавательного; изобретательство, конструирование и дизайн – в т.ч. собственного жилища; культурно-экологическая, природно-защитная деятельность и пр.)

  • Культура успешности в публичной соревновательности (олимпиады, выставки, конкурсы)

  • Культура социальной практики (волонтерство, участие в социально-политических акциях, смена социальных ролей и т.д.; социальное проектирование, социальные исследования)

  • Культура публичного поведения в различных (типовых и экстремальных) ситуациях





7-8 лет.

  • 7-8 лет.

  • Каждый шестой ребенок говорит грамматическими ошибками. Пассивный словарь – до 24000 слов, активный – около 5000. Вершина креативности, подавляемой впоследствии школьным обучением. Начало развития логического мышления. Увеличивается заикание. Мальчики и девочки еще играют вместе. Дети учатся читать и писать. Чтобы овладеть к 18 годам 80000 слов, ребенок должен выучивать в год по 5000 слов, в день – по 13. (В Большом словаре Р.Я. – 700000).

  • (Из книги «Дети и языки», Екатерина Протасова, д.п.н., Хельсинкский университет, Финляндия)



  • Технологические подходы к проектированию ООП НОО ОУ



Вот что задано Примерной ООП НОО (ФГОС):

  • Вот что задано Примерной ООП НОО (ФГОС):

  • Программа духовно-нравственного развития и воспитания (стр.8-32);

  • Планируемые результаты освоения ООП (33-80);

  • Базисный учебный план (81-92);

  • Программа формирования универсальных учебных действий (93-116);

  • Программы отдельных учебных предметов, курсов (117-156);

  • Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (157-163);

  • Программа коррекционной работы (164-172);

  • Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП (173-189)



1. Принять Примерную ООП НОО (ФГОС) за основу и наполнить ее реалиями конкретного ОУ;

  • 1. Принять Примерную ООП НОО (ФГОС) за основу и наполнить ее реалиями конкретного ОУ;

  • 2. Принять ее в целом и переструктурировать (трансформировать) образовательную программу под собственную миссию, задачи и цели:

  • - провести социально-экономический и социально-культурный анализ социума и его образовательных ресурсов;

  • осознать вызовы, ограничения, дефициты и т.п. с точки зрения жизненных интересов и перспектив учащихся;

  • определить общестратегические и тактические линии их преодоления в период до 14/15 и 17/18-летнего возраста;

  • соотнести эти цели с целями учащихся и их семей и (в идеале) прогнозами о среднесрочной эволюции местного сообщества, чтобы позиционировать ООП как программу (гражданский договор) по развитию человеческого капитала в интересах и при поддержке всего социума.



Первый шаг – социокультурная аналитика совокупной семейной среды:

  • Первый шаг – социокультурная аналитика совокупной семейной среды:

  • увлечения и интересы;

  • особенности характеров;

  • отношение к природе, самим себе, социуму;

  • круг друзей по интересам и занятиям;

  • способы проведения досуга и пр.

  • Как результат – их типологизация и кластеризация по культурно-образовательным основаниям и предварительное соотнесение с примерной ООП.



Второй шаг – формирование неформального референтного (экспертного) родительского сообщества и тщательное обсуждение с ним «пространства социализации и аккультурации» детей, а также наличного и желательного для этих целей ресурса;

  • Второй шаг – формирование неформального референтного (экспертного) родительского сообщества и тщательное обсуждение с ним «пространства социализации и аккультурации» детей, а также наличного и желательного для этих целей ресурса;

  • Параллельно – третий шаг: начало строительства интегрированного детско-родительско-учительского (не только начальных классов) сообщества, объединенного общими целями и интересами (школьного братства «лицейского типа»); структуризация этого сообщества по задачам и направлениям



Четвертый шаг – «переложение» общих целей и задач, предлагаемых Примерной ООП, в конкретные деятельности, приуроченные к тому или иному социально-культурному (образовательному) кластеру, и определение «рабочих групп», ведущих данное направление ООП ОУ (учителя, родители, старшеклассники, «внешние взрослые»).

  • Четвертый шаг – «переложение» общих целей и задач, предлагаемых Примерной ООП, в конкретные деятельности, приуроченные к тому или иному социально-культурному (образовательному) кластеру, и определение «рабочих групп», ведущих данное направление ООП ОУ (учителя, родители, старшеклассники, «внешние взрослые»).



Возможная структура ООП НОО ОУ

  • Возможная структура ООП НОО ОУ

  • Миссия ОУ (в контексте вызовов среды)

  • 2. Социокультурный прогресс младших школьников:

  • сохранение и укрепление здоровья;

  • освоение русского и родного языка (устного и письменного);

  • общественно-полезная деятельность в ОУ и социуме (акции);

  • освоение и популяризация родного и мирового культурно-исторического наследия и достояния;

  • укрепление дружбы (совместные праздники, дни рождения), развитие солидарности и взаимопомощи;

  • культуро- и природоохранная деятельность (акции);

  • индивидуальные достижения в конкретных направлениях деятельности (в т.ч. в личных увлечениях);

  • коллективная социокультурная деятельность (театр, оркестр, команда, сайт, газета, музей, конкурсы и др.)





ООП ОУ как гражданский договор с обществом о качестве образования юного поколения; роль управляющего совета в создании ООП ОУ и оценке результативности и эффективности его реализации

  • ООП ОУ как гражданский договор с обществом о качестве образования юного поколения; роль управляющего совета в создании ООП ОУ и оценке результативности и эффективности его реализации

  • ООП ОУ как проект развития человеческого капитала

  • ООП ОУ как программа социализации учащихся и роль управляющего совета в организации и осуществлении этого процесса

  • роль участия управляющего совета в согласовании распределения стимулирующей части фонда оплаты труда ОУ на повышение качества образования

  • ежегодный публичный доклад ОУ как механизм влияния общества на развитие качества образования



Образовательная программа ОУ – это живое зеркало, отражающее осознанные усилия местной образовательного сообщества по развитию человеческого капитала граждан в самый критический период – детства, отрочества и юности.

  • Образовательная программа ОУ – это живое зеркало, отражающее осознанные усилия местной образовательного сообщества по развитию человеческого капитала граждан в самый критический период – детства, отрочества и юности.

  • Поэтому проектанты и участники реализации ОП могут с полным правом позиционировать себя в качестве культурно-образовательной элиты нашего общества.