uzluga.ru
добавить свой файл


ДИСЛЕКСИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСЛЕКСИИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

С целью профилактики нарушений чтения у дошкольников

С целью профилактики нарушений чтения у дошкольников

на занятиях по произношению и обучению грамоте проводится систематическая работа по:
  • 1. Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:

а) развитие анализа предложения;

б) развитие слогового анализа и синтеза;

в) формирование фонематического анализа и синтеза;

2. Развитию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти в следующих направлениях:

  • 2. Развитию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти в следующих направлениях:

  • а) развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;

  • в) формирование пространственного восприятия и представлений;

  • г) развитие зрительного анализа и синтеза;

  • 3. Развитию внимания, памяти, мышления;

  • 4. Развитию понимания прочитанных: слов, предложений, текста.



ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК НА УРОВНЕ БУКВЫ

  • 1. "Найди букву". Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и т. д.

  • 2. "На что похожа буква?"

  • 3. Определение правильно и неправильно написанных букв.

  • 4. Называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями.

  • 5. Называние букв, наложенных друг на друга.

  • 6. Дописывание букв.

  • 7. Обведение контура букв, выполненного пунктиром.

  • 8. Реконструирование букв:

  • а) добавлением элементов;

  • б) убавление;

  • в) изменение пространственного расположения элементов ( например: из буквы т получить букву г);



ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК НА УРОВНЕ БУКВЫ

  • 9. Нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки).

  • 10. Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек.

  • 11. Изготовление буквы из проволоки, семечек, гороха, гречки и т.д.

  • 12. Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене.

  • 13. Письмо буквы на запотевшем стекле, на песке…

  • 14. Ниткография. Изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели.



ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

  • 1. "Запомни, назови". Ребенку предлагалось запомнить слоги или слова.

  • 2. "Найди картинки". В ряду картинок ребенок находил те, которые называл логопед.

  • 3. Запоминание 3–5 фигур, букв или цифр, а затем отыскивание их среди других (7–10).

  • 4. Раскладывание 3–4-х картинок в той же последовательности, в какой они предъявлялись.

  • 5. Раскладывание по памяти букв, цифр или фигур в предъявленной последовательности.

  • 6. "Чего не стало?". На столе раскладывались 5–6 игрушек, затем одна убиралась, дети отгадывали, какая игрушка исчезла.

  • 7. "Что изменилось?". Раскладывался ряд картинок, некоторые из них незаметно менялись местами, дети определяли, что изменилось.



ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

  • 1. Называние контурных изображений предметов.

  • 2. Игра "Чей силуэт?". Называние недорисованных контурных изображений предметов.

  • 3. "Найди ошибки художника".

  • 4. Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга.

  • 5. Распределение изображенных предметов по величине.

  • 6. "Лужайки". Детям предлагались "лужайки" разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета. Давалось задание положить картинки на свои "лужайки".

  • 7. "Геометрическое лото". Детям предлагалось разложить на большой карте, в центре которой была нарисована геометрическая фигура, картинка с изображением различных предметов.

  • 8. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

  • 9. Составление разрезанных на части картинок.

  • 10. Нахождение различий в двух картинках.

  • 11. Дорисовывание симметричных изображений.



ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ

  • 1. Показывание и называние руки, которой надо есть, писать, рисовать и т. д.

  • 2. Показывание левой руки.

  • 3. Поднимание то левой, то правой руки, показывание карандаша левой, правой рукой и т. д.

  • 4. Показывание левой рукой правого глаза, уха, ноги, правой рукой - левого глаза, ухa, ноги.



ИГРЫ И ЗАДАНИЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕКСОГО АНАЛИЗА

  • 1. "Угадай, какой звук потерялся?" (по картинкам)

  • 2. Узнай названия домашних животных (может быть посуда, фрукты по следующим буквам ОТ, ..ОЗА, ..ЫК, ..ОРОВА.

  • 3. Вставить пропущенные буквы в данном слове.

  • 4. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол), картина (тина, кит, танк и т. д.).

  • 5. "Цепочка слов". От одного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом – мак – кот – топор – рот - тарелка).

  • 6. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача - придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.

  • 7. Ребусы. Убирая или прибавляя буквы, ребенок из одного слова делает другое (кит - кот, лампа - лапа, стол - ствол).

  • 8. "Угадай имя". Из названий картинок выделить первый звук, назвать полученное слово (например: ива, рот, аист - Ира).

  • 9. Придумать слово к графическим схемам.

  • 10. Разложить картинки под графическими схемами.



ИГРЫ И ЗАДАНИЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

  • 1. Определить количество слогов в названных словах - поднять соответствующую цифру.

  • 2. Игра "Домики". Дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.

  • 3. Игра "Поезд". Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1,2,3. В первом вагоне нужно было разместить слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех.

  • 4. Игра "Зашифрованное слово". Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слово (например: мама, шина, Надя - машина).

  • 5. Определить пропущенный слог в названии картинок.

  • 6. "Угадай, кто к нам пришел?" Заранее готовятся игрушки, дети - угадывают их по слогам, данным в беспорядке (например: ка - миш, ка - зай, са - ли).

  • 7. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам.

  • 8. Выделить из предложений слова, которые состоят из двух, трех слогов.

  • 9. По сюжетной картинке назвать слова из 1,2,3 слогов.

  • 10. "Магнитофон". Дети "записывают" слова на магнитофон, называя их по слогам.

  • 11. "Телеграф". Ребенок или педагог отстукивали слоговую структуру слова, дети отгадывали, что это за слово (по картинкам).



ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • 1. Составить графическую схему предложения.

  • 2. Придумать по графической схеме предложение.

  • 3. Определить место слова в предложении (какое по счету).

  • 4. Поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слов.

  • 5. Составить из двух предложений одно.



ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСМЫСЛЕННОГО ЧТЕНИЯ

  • 1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку.

  • 2. Прочитать слово и ответить на вопрос.

  • 3. Объяснить значение прочитанного слова.

  • 4. Подобрать родственные слова к прочитанному слову.

  • 5. Прочитать название животного, подобрать названия его детенышей.

  • 6. "Фанты". После чтения ребенок выполняет задание, которое указано в фанте.

  • 7. "Письма". Прочитав свое письмо, ребенок отвечает на вопросы или рассказывает содержание письма.

  • 8. "Словесное лото". Ребенок читает слово и закрывает им картинку на большом листе с изображениями предметов.

  • 9. "Магазин". Ребенок читает название товаров и развешивает их под соответствующими предметами или картинками.

  • 10. "Собери в дорогу друга". Дети читают слова в записке и собирают предметы, необходимые другу, зайчику и т.д.

  • 11. Прочитать предложение, текст и показать соответствующую картинку.

  • 12. "Придумай начало сказки".

  • 13. "Придумай конец сказки".



РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

  • Анализируя результаты коррекционной работы мы отметили, что использование специальных игр, упражнений на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует устранению речевых нарушений, а также профилактике нарушений чтения.