uzluga.ru
добавить свой файл
1


Метапредметные и личностные компетенции

30 октября 2010

Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования.

  • Основной компетентностью, которая формируется к концу основной школы, является способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком.



КОМПЕТЕ НЦИЯ и КОМПЕТЕНТНОСТЬ

  • КОМПЕТЕ НЦИЯ - (лат. competentia) Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

  • КОМПЕТЕ НТНОСТЬ - Осведомленность, авторитетность. Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

  • Под компетенцией понимают некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).



Понимание компетентности может быть конкретизировано как:

  • социальная компетентность — способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;

  • коммуникативная компетентность — способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

  • предметная компетентность — способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры».



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности группируются в блоки соответствующих личностных качеств, подлежащих развитию.

  • когнитивные (познавательные) качества

  • креативные (творческие) качества

  • оргдеятельностные (методологические) качества

  • коммуникативные качества

  • мировоззренческие качества



  • Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.



Содержание образования

  • метапредметное (для всех предметов),

  • межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и

  • предметное (для каждого учебного предмета)



иерархия компетенций

  • 1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.



Предполагаемый результат

  • образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.









  • методологическое решение поставленной задачи - включение в структуру образовательного стандарта общепредметного содержания образования устанавливающего

  • во-первых, технологию проектирования стандарта,

  • во вторых, роль и место общепредметных знаний, умений, навыков и способов деятельности, а также ключевых компетенций в структуре разрабатываемого стандарта.



  • Понятие "общепредметное" содержание образования имеет синонимическую связь и функциональные пересечения с такими понятиями, как "допредметное", "надпредметное", "метапредметное" содержание образования.