uzluga.ru
добавить свой файл
1


Менеджмент разработки программных изделий

  • 12. Знания, данные, умения


Содержание

  • 1. Анализ понятий

    • Данные, знания и умения в разных формах
    • Морфологический ящик — метод системного анализа
  • 2. Концепция кн. Белосельского-Белозерского (уровни знаний и умений, сферы разума)

  • 3. Сферы разума



1. Анализ понятий

  • Данные — хранятся (извлечение, проверка, обновление — целостность + адекватность)

  • Знания — преобразовываются (конкретизация, обобщение, перевод – гибкость)

    • гибкость — возможность выражать одно и тоже в разных формах
  • Умения — применяются (преобразование-адаптация, обобщение, пересмотр)

  • База имеющихся знаний включает данные, если они организованы при помощи суждений более высокого уровня. Эмпирические данные требуют обобщений

  • Данные, знания и умения — структуры, с которыми имеют дело субъекты при выполнении любой деятельности

  • Разные деятельности нуждаются в использовании данных, знаний и умений разного рода → их можно относить к разным уровням, соответствующим потребностям деятельности и возможностям индивидуумов.



Данные, знания и умения в разных формах

  • Данные, имеющие форму знаний — эрудиция: упор на выражениях и текстах, знания: упор на идеи и контексты

  • Знания, выраженные как умения — высшие формы теоретического знания: Теоретический Метод. Для его передачи требуется смена парадигмы

  • Умения, выраженные в форме знаний — Практический Метод (еще труднее для передачи)

  • Умения, принявшие форму данных — техническая инструкция (для низкого уровня исполнительства)

  • Данные, принявшие форму умений — уставы, дрессировка

  • Причины потери знаний:

    • Знания, принявшие форму данных — типичный учебник (знания теряются, теория становится учением) — главная причина
    • Другая причина — приспособленность классической логики к дескриптивным изложениям (состояние дел)


Морфологический ящик — метод системного анализа

  • Систематически выписываются всевозможные комбинации базовых понятий и исследуются те из них, которые оказались упущенными, недооцененными и др.



2. Концепция кн. Белосельского-Белозерского (уровни знаний и умений, сферы разума)

  • XVIII век. Трактат Белосельского-Белозерского Восторженный отзыв Канта

  • Забыто, но возвращена А. Гулыгой. Н.Н. Непейвода привел систему к современным понятиям, построил ее логическое основание

  • Противоречит позитивистскому «Знание — сила!» (понимаемому как то, что накопление знаний само по себе приводит к новому качеству)

  • Концепция князя:

  • Знания и умения делятся на уровни (сферы разума)

  • Между уровнями — пространства квазизнаний, квазиумений

  • Уровни отличаются качественно, и нельзя «переползти» с одного на другой



3. Сферы разума



Сферы разума



Коллапс

  • Единая циклическая жизненная программа

  • Непосредственные реакции на внешние раздражители

  • Все это заложено заранее

  • Преимущества:

    • Невозможность сбить с толку
    • Сложность рефлекторных программ возможна
  • Недостатки:

    • Отсутствие обучаемости
  • Знаний здесь нет (ничто не преобразуется)



Сферы разума



Уровень стереотипного реагирования

  • Условный рефлекс: распознавание ситуации → фиксированное действие (целенаправленное, появляется обучение)

  • Примеры:

    • Переборные решения (шахматных задач)
    • Многие курсы и тренинги (запомнить для применения)
    • Система предписаний Талмуда
    • База знаний эрудита
  • Обучение:

    • (1) Запоминание и (2) Свертка последовательности действий
  • Зачатки критического мышления (здравый смысл)

  • Достоинства:

    • Быстрота реагирования (иногда хуже насекомого, т.к. надо распознавать ситуацию)
    • Защищенность (традиции)
    • Стимул к обучению (ситуации с неготовыми реакциями)
  • Недостатки:

    • Догматизм (традиции при изменении условий)
    • Возможны паника и сбои, когда (а) не предусмотрена ситуация или (б) в ситуации несколько действий кажутся применимыми
  • Зачатки знаний



Тупость

  • Между сферами фиксированной программы и стереотипного реагирования

  • Тупой не распознает ситуацию, но пытается действовать по образцу того, что видел у других

  • Лекарство от тупости — еще большая тупость: затвердить несколько фиксированных правил и выполнять их как программу с инстинктивными реакциями (спустить на уровень)



Сферы разума



Комбинационное (комбинаторное) мышление

  • Планирование: есть цели, которые выстраивают последовательность действий для их достижения Примеры:

    • Шахматные партии (явно выделенная задача комбинирования)
    • Стандартное применение традиционной логики вывода
    • Максимально возможный уровень для животного
  • Типично для программиста-кодировщика, искусного рабочего

  • Достоинства:

    • Способность спланировано завести ситуацию в новое состояние
    • Умение найти новое решение там, где другие, стереотипно реагирующие, его не видят, пытаясь соединять старые решений
    • Вынужденность пересмотра приемов мышления с точки зрения их согласованности, а потому — структурированность базы стандартных приемов
    • Оптимизм
  • Недостатки:

    • Соблазн лобовых решений
    • Необходимость заранее продумывать и планировать действия (противоречит быстроте реакции)
    • Ненадежность планов
    • Плохая приспособленность к ординарным ситуациям
    • Стремление не к успеху, а к победе (слишком наслаждается самой победой)
  • Инструмент обскурантизма (методы работы квалификаторов Инквизиции)

  • Комбинаторные люди видят несогласованность новых концепций с догмами, а также противоречия в содержании новых концепций



Глупость

  • Пространство между сферами стереотипов и комбинирования

  • Нежелание пользоваться рецептами и опасность запутаться в поиске рецептов

  • Непонимание реальных последствий своих действий

  • Методичность (к методу не имеет отношения: основа метода — модель мира, а методичности — модель действий)

  • Пример поведения Канта и лорда Кавендиша



Сферы разума



Стратегическое планирование и преобразование действий

  • Преобразование действий (утверждений, понятий и умений) Примеры:

    • Мудрецы-раввины в толковании Талмуда (по сравнению со схоластами, преобразования которых эквивалентны, они конструируют новые утверждения)
    • Стандартное применение традиционной логики вывода
    • Максимально возможный уровень для животного
  • Типично для программиста-постановщика, хорошего математика или философа (есть лучше!), большинство признанных гениев (Эдисон, Наполеон и др.)

  • Применять преобразования и композиции опасно, т.к. ненадежности способов дополняют друг друга

  • Пессимизм (все повторяется, нет надежны на новое)

  • Достоинства:

    • Умение представить имеющиеся знания в нужной форме либо приводить их к ней
    • Структурированность пространства знаний (не базы стандартных приемов!), единая модель мира ⇒цельность восприятия
    • Трезвая оценка ситуаций и нацеленность на получение стратегических преимуществ
  • Недостатки:

    • Игнорирование побочных эффектов преобразований
    • Отсутствие быстрой реакции
    • Жесткость модели мира ⇒узость области применения и кругозора


Релятивизм и точные науки

  • Релятивизм — передергивание фактов: по виду эквивалентное, но ничего общего не имеющее по существу

  • Соединение стратегического планирования с комбинаторным мышлением ⇒ формальная непротиворечивость («в текст можно вчитать любой смысл»)

  • «Если понятию нельзя придать точный и однозначный смысл, оно понятием не является» ⇒ нет места гуманитарным знаниям

  • Попытки «точными» методами формализовать гуманитарные знания

  • Пример: критика истории от Фоменко



Сферы разума



Владение Методом

  • Метол — общий способ преобразования планов (не действий!) Примеры:

    • Методы динамических систем, диаграммного поиска в математике, …
    • Сколь угодно сложная формула логики, конструктивное исчисление высказываний
    • Функционалы второго порядка
  • Взаимосогласованные модели мира и действий (завершенность «здания»)

  • Применение метода — подстановка в него целых планов и условий (конкретизация понятия высшего уровня)

  • Системный взгляд (системный подход в изложении чаще всего есть применение одного из методов, обычно — метода динамических систем)

  • Сфера метода — творческий лидер, основатель научной школы, возможно секты (нетоталитарной); советник, эксперт: предупреждения сбываются, положительные заключения надо проверять

  • Оптимизм (цельная картина мира, активные действия, устойчивость к тактическим ошибкам: «Удача за углом», «Сила Рима в умении переносить неудачи и даже катастрофические поражения. Побеждать умели и другие…» Тит Ливий)

  • Уровень рабочего-асса, высококвалифицированного инженера, ученого (теоретик, точные науки)

  • Недостатки:

    • Иллюзия завершенности знания (мнение, что практически все можно сделать данным методом)
    • Недооценка последствий тактических неудач (оборотная сторона оптимизма
    • Трудно удержаться на этом уровне (некритическое восприятие метода)


Умничанье, мессианство

  • Не овладев методом, человек пытается его применять и запутывается — умничанье

  • Человек, достаточно овладевший методом, чтобы его применять, но недостаточно, чтобы понять, когда его применять не нужно — мессианство

  • Устойчиво вставший на сферу метода чувствует, когда его применять не стоит

    • А.К. Толстой:
      • Хорошо, братцы, тому на свете жить,
      • У кого в голове добра немного есть,
      • А сидит там одно-одинешенько,
      • А и сидит оно крепко-накрепко,
      • Словно гвоздь, обухом вколоченный.
      • И глядит уж он на свое добро,
      • Все глядит, не спуская глаз,
      • И не смотрит по сторонушкам,
      • А знай прет вперед, напролом идет,
      • Давит встречного-поперечного.


Сферы разума



Многоуровневое мышление

    • А.К. Толстой:
      • А беда тому, братцы, на свете жить,
      • Кому Бог дал очи зоркие,
      • Кому видеть дал во все стороны.
      • И те очи у него разбегаются;
      • И, кажись, хорошо, а лучше есть,
      • А и худо, кажись, не без доброго!
  • Владение несколькими методами, способность сочетать их гармонично

  • Теория неформализуемых понятий, полная конструктивная логика

  • Функциональная модель — пространство функционалов конечных типов

  • Альтернативные модели мира и действий, каждая из моделей внутренне согласована, ⇒ многомерный взгляд на проблему

  • Органично для изобретателя высокого класса, системного аналитика, врача, лечащего не болезнь, а больного

  • Недостатки:

    • Меньшая активность в сравнении с предыдущим уровнем
    • Потеря ощущения целостности
    • Видит недостатки и ловушки в слишком многих местах
    • Не является единомышленником даже самому себе (*)
  • Это не лидер, но ценный советник лидера. Все время подмечает недостатки в положительном опыте и достоинства в отрицательном. Не может дать окончательный вывод (**)



Мудрствование, интуитивизм

  • Неспособность освободиться от плена владения лишь одним методом, но осознание необходимости многоуровневого мышления

  • Как следствие, заумность, неустойчивость, неспособность хорошо работать даже с освоенным методом:

    • Вместо прямого использования метода — сомнения, заторможенность
  • Интуитивизм — философский термин (здесь — скорее, пример мудрствования)



Сферы разума



Лжепророки

  • Целостность мира, утерянная на предыдущем уровне

  • Линии поведения:

    • Отшельничество и недеяние
    • Полностью незаинтересованное активное действие (значительно реже)