uzluga.ru
добавить свой файл


МБОУ Верхопенская СОШ

Мастер-класс

«Технология написания экзаменационного эссе по обществознанию (С9)»

Подготовила и провела

Учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Усова Светлана Поликарповна

Что такое эссе

  • Жанр философской, литературно-критической, историко- биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

(Большой энциклопедический словарь)

Шаги по написанию эссе

  • Шаг 1.

Выбрать тему. Определить, есть ли теоретические знания в данной образовательной области

Например:«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать»

(И. Стобей) –это относится к экономике.

Шаг 2

  • Определить смысл высказывания. Используя метод перифраза поясните, что хотел сказать автор.

Например: Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально расходовать свои доходы, прежде чем приобретать товары и услуги.

Шаг 3

  • Определить, с какими основными проблемами обществознания связана данная тема?

  • Важным моментом является выявление обществоведческой проблемы. Ведь в эссе вас просят высказать свою точку зрения на проблему, которая весьма образно выражена в форме высказывания. Это значит, что необходимо перевести «зашифрованную» проблему на язык философских категорий, понятий курса



Например:



Шаг 4

  • Выразить свое отношение к высказыванию

  • Например: Я полностью согласен с данным высказыванием.



Шаг 5

  • Определить какие обществоведческие термины нужны для грамотного обоснования своей точки зрения?

Например:

Шаг 6

  • Сформулировать тезисы. Подкрепить их доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и т. д. Лучше приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, так как один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить- все же эссе, «маленький» жанр.



Шаг 7

  • Подобрать примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта в поддержку своей позиции

Например: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.

Шаг 8

  • Постараться найти точки зрения на данную проблему других авторов. Использовать эту точку зрения для иллюстрации своей позиции.



Шаг 9

  • Подобрать фразу, мысль, цитату, которые могут стать заключением в эссе.

Например: Таким образом, совершенно очевидно, что умение правильно планировать расходы является важным фактором в накоплении средств.

Шаг 10

  • Проверить соответствует ли работа нужной структуре:

  • Вступление- тезис- аргументы, тезис- аргументы, тезис- аргументы, заключение (вывод).



Подсказки:

Приветствуются следующие дополнительные аргументы:
  • Краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии).

  • Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.

  • Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.

  • Указания на альтернативные варианты решения проблемы.