uzluga.ru
добавить свой файл
1



"Лучшею наградою за весь поднятый столь великий труд было для меня собственное сознание, что я трудился не в пустом, а в полезном и таком деле, 

  • "Лучшею наградою за весь поднятый столь великий труд было для меня собственное сознание, что я трудился не в пустом, а в полезном и таком деле, 

  • которое некогда не только сынами нашими и внуками, но и

  • правнуками и дальнейшими

  • потомками обратится  в пользу".  А. Т. Болотов 



Андрей Тимофеевич

  • Андрей Тимофеевич

  • Болотов



А.Т. Болотов стал одним из русских педагогов-

  • А.Т. Болотов стал одним из русских педагогов-

  • просветителей. Его отличали

  • - острый, пытливый ум,

  • - энциклопедизм,

  • - тяга к самообразованию и труду,

  • убеждённость в необходимости образования и

  • воспитания.

  • Идеал личности для А.Т. Болотова – это человек, обладающий совокупностью таких качеств, как ум, одарённость, образованность, стремление к самосовершенствованию; примерное поведение и нравственное отношение к другим людям; чувство гражданского долга, деловые качества; искренняя любовь и почтение к Богу. Этот личностный идеал имеет много общего с соответствующими представлениями других деятелей русского Просвещения - И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, В.Н. Татищева.



А.Т. Болотов занялся педагогикой в силу обстоятельств: необходимо было образовывать собственную жену (на момент брака Александре Михайловне Кавериной исполнилось четырнадцать лет), пятерых детей; решать образовательные задачи, налагаемые на него положением помещика-землевладельца и должностью управляющего Богородицкой волостью Тульской губернии

  • А.Т. Болотов занялся педагогикой в силу обстоятельств: необходимо было образовывать собственную жену (на момент брака Александре Михайловне Кавериной исполнилось четырнадцать лет), пятерых детей; решать образовательные задачи, налагаемые на него положением помещика-землевладельца и должностью управляющего Богородицкой волостью Тульской губернии



В разное время в доме А.Т. Болотова подолгу жили и воспитывались дети родственников и близких знакомых, соседей по имению, а позднее и родные внуки писателя. Он обучал воспитанников основам философии, морали, нравоучению, грамоте, письму, физике, географии, математике (арифметике и геометрии), рисованию, началам землемерия, практическим предметным действиям с различными инструментами (астролябией, электрической машиной).

  • В разное время в доме А.Т. Болотова подолгу жили и воспитывались дети родственников и близких знакомых, соседей по имению, а позднее и родные внуки писателя. Он обучал воспитанников основам философии, морали, нравоучению, грамоте, письму, физике, географии, математике (арифметике и геометрии), рисованию, началам землемерия, практическим предметным действиям с различными инструментами (астролябией, электрической машиной).



Содержание учебного материала, используемого А.Т. Болотовым было авторским, так как из-за отсутствия каких-либо педагогических и методических изданий он вынужден был самостоятельно «выбирать из всех наук нужнейшие вещи и предлагать.. приятным и таким образом, чтоб… дети понимать могли» [4: Т. 2: 46].

  • Содержание учебного материала, используемого А.Т. Болотовым было авторским, так как из-за отсутствия каких-либо педагогических и методических изданий он вынужден был самостоятельно «выбирать из всех наук нужнейшие вещи и предлагать.. приятным и таким образом, чтоб… дети понимать могли» [4: Т. 2: 46].

  • В вопросах, касающихся богословия, устройства Вселенной, физики, ботаники, минералогии, нравоучения и морали, А.Т. Болотов предлагал учащимся материалы из своей «Детской философии» (двух опубликованных и восьми оставшихся в рукописи частей). Он обучал детей также геометрии, географии, рисованию, предметным действиям с различными инструментами. Содержание конкретного учебного материала он подбирал, используя различные книги, имеющиеся в его библиотеке, поскольку, изданные к тому времени немногочисленные детские учебные пособия были ему недоступны.



А.Т. Болотов предпочитал индивидуальные и групповые занятия с детьми в неформальной домашней обстановке: как правило, он читал им избранные страницы из «Детской философии», устно, с использованием доступной наглядности и опытов объяснял учебный материал

  • А.Т. Болотов предпочитал индивидуальные и групповые занятия с детьми в неформальной домашней обстановке: как правило, он читал им избранные страницы из «Детской философии», устно, с использованием доступной наглядности и опытов объяснял учебный материал



Направления практической педагогической деятельности А.Т. Болотова

  • семейное воспитание и образование;

  • организаторская деятельность в образовании;

  • факультативное образование;

  • театральная педагогика.





Сущность педагогической концепции А.Т. Болотова

  • Цель – человек должен знать и исполнять свои обязанности перед Богом, другими людьми и самим собой. Иначе говоря, целью воспитания является человек эпохи Просвещения, идеал которого прописан во всех философских, мемуарных и педагогических сочинениях А.Т. Болотова. 

  • Средства - воспитание и образование через ежедневное общение и совместную учебно-трудовую деятельность, учебные занятия, нравственные беседы, чтение с применением специально подобранных (или специально написанных) педагогических трудов и произведений для детей. 

  • Результат – развитая личность, высокообразованный, культурный, творческий человек, стремящийся к изучению окружающего мира; убеждённый христианин с твёрдой нравственной и гражданской позицией. Такой человек сможет служить Отечеству научной, творческой или государственно-административной деятельностью в соответствии со своими способностями.



Три группы литературных трудов, имеющих педагогическое значение:

  • Три группы литературных трудов, имеющих педагогическое значение:

  • нравоучительные сочинения, где А.Т. Болотов раскрывает и обосновывает свои нравственные и моральные жизненные правила, даёт оценку различным общественным явлениям с педагогической точки зрения; мысли, изложенные в данных трудах, имеют заметную этическую и воспитательно-назидательную направленность

  • «Памятная книжка, или собрание различных

  • нравоучительных правил»,

  • - «Опыт нравоучительным сочинениям»,

  • - «Забавы живущего в деревне»

  • «Различныя нравоучительныя сочинения,

  • переведённыя из разных книг»,

  • «Переводы сочинений различных авторов,

  • преимущественно из периодических изданий»,

  • - «Опыт нравоучительным сочинениям»



Философские труды, которые раскрывают сущность и целесообразность его собственной философии достижения благополучия, основанной на глубокой вере в Бога, знании и исполнении долга перед ним, другими людьми и самим собой

  • Философские труды, которые раскрывают сущность и целесообразность его собственной философии достижения благополучия, основанной на глубокой вере в Бога, знании и исполнении долга перед ним, другими людьми и самим собой

  • «Путеводитель к истинному человеческому счастью»,

  • в 3-х частях, 1784

  • - «Старик со внуком»,

  • - «К человеку, хотящему быть счастливым»;

  • - «Чувствования христианина при начале и конце

  • каждого дня, относящиеся к самому себе и к Богу »,1781 г.

  • - «О душах умерших людей»,

  • - «Утренники семидесяти-семи летнего старца»,

  • - «Собеседование с Богом и с самим собою»,

  • - «К человеку, хотящему быть счастливым»,

  • - «Ни то ни сё, или Кое-что, могущее служить в

  • пользу тому, кто иметь её хочет»



Произведения для детского чтения

  • Произведения для детского чтения

  • имеют характер энциклопедий, написанных в форме разговоров наставника и ученика, вопросов и ответов, т.е. катехизической беседы. В доступной детскому сознанию форме они отражают религиозно-философские представления автора, формируют у читателя естественнонаучные знания из курсов астрономии, географии, физики, ботаники, минералогии и т.д.

  • - «Детская философия, или нравоучительные разговоры между одной госпожой и её детьми, сочинённые для споспешествования истинной пользы молодых людей», изданная в Москве в 2-х частях, в 1776—1779 годах. Впоследствии Болотов написал продолжение этой книги, в 8 частях, оставшихся в рукописи

  • - «Кунсткамера душевная»,

  • - «Сельская академия»,

  • - «Детская богословия»,

  • - «Детская библиотека, или книга, могущая для детей одна служить вместо многих»,

  • - пьесы «Честохвал», «Нещастныя сироты» драма в 3 действиях, 1784; и «Награждённая добродетель»

  • - Существенное значение для понимания педагогической концепции А.Т. Болотова и для истории педагогики имеют также его мемуары



«Детская философия, или нравоучительные разговоры между одной госпожой и её детьми, сочинённые для споспешествования истинной пользы молодых людей»

  • Издана в Москве в 2-х частях (1776-1779) –

  • одна из первых российских энциклопедий, написанных на отечественном материале и предназначенных специально для детского и юношеского чтения, отличающаяся от прочих особой доступностью изложения, систематичностью и разнообразием, обширностью сведений, применением методических приёмов, способствующих пониманию и усвоению материала. Книга опередила своё время на три десятилетия - первое национальное издание подобного рода «Детская энциклопедия, или Новое сокращение всех наук» увидело свет лишь в 1802 г

  • Впоследствии Болотов написал продолжение этой книги, в 8 частях, оставшихся в рукописи



Многотомный труд, который Болотов писал около тридцати лет, с 1789 по 1816 года. Он ярко изобразил внутренний быт русского общества за всё XVIII столетие, начиная с 1738 года, касаясь самых разных его сторон. Эти «Записки» — главнейший из материалов для истории русского быта; они дают любопытнейшие подробности о домашнем и общественном воспитании русских дворян, сведения об их провинциальной и столичной, домашней и общественной жизни, об их военной и домашней службе. Кроме того, «Записки» дают понятие о состоянии сельского хозяйства, русской литературы, науки и книжной торговли и довольно подробно говорят об участии России в войне с Фридрихом II и о войнах Екатерины с турками, поляками и шведами.



.

  • .



А.Т. Болотов стал также одним из родоначальников отечественной театральной педагогики – им был создан первый в России детский домашний театр (1778 год), дающий публичные выступления на регулярной основе. А.Т. Болотов был режиссёром, постановщиком, преподавателем актёрского мастерства, декоратором, костюмером и т.д.

  • А.Т. Болотов стал также одним из родоначальников отечественной театральной педагогики – им был создан первый в России детский домашний театр (1778 год), дающий публичные выступления на регулярной основе. А.Т. Болотов был режиссёром, постановщиком, преподавателем актёрского мастерства, декоратором, костюмером и т.д.

  • Репертуар театра включал пьесы:

  • «Безбожник» М.М. Хераскова,

  • комедии «Пустынник»,

  • «Три брата - совместника»,

  • «Рогоносец по воображению»,

  • «Приданое обманом» А.П. Сумарокова,

  • «Отгадай - не скажу» М.И. Попова,

  • «Новоприезжие» Ле-Грана в интерпретации А. Волкова,

  • «Необитаемый остров» - вольный перевод оперы П.А.Д. Метастазио

  • «Ботвинья»,

  • «Подражатель» неизвестного русского автора.

  • К сожалению, просуществовал театр недолго: с 1779 по 1781 годы. Его существование прекратил большой пожар в усадьбе.



А.Т. Болотовым были созданы

  • А.Т. Болотовым были созданы

  • три театральные пьесы:

  • «Честохвал» (1779),

  • «Нещастныя сироты» (1780),

  • «Награждённая добродетель» (1781)

  • Отличительной чертой пьес стало то, что они были написаны для конкретной группы детей, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это были первые русские пьесы, целенаправленно написанные для детского исполнения.

  • В них автор преследовал воспитательные цели:

  • совершенствовать нравственное восприятие мира и морально-этическое поведение;

  • высмеять негативные качества характера;

  • показать достойные порицания пороки;

  • представить подрастающему поколению идеал для подражания в виде благонравных детей

  • в комплексе с целями эстетического воспитания

  • формирование и удовлетворение творческих потребностей и интересов детей,

  • развитие в них эстетического восприятия мира, литературно-художественного вкуса).





Спасибо за внимание Подготовила заместитель директора по воспитательной работе Королькова Н.С. 2012 год