uzluga.ru
добавить свой файл
1


Литература Рубежа XIX -XX вв.

  • ХХ век – эпоха мировых войн, революций, изменения соотношения сил на мировой арене.

  • Связь литературного процесса с происходящими в мире событиями.

  • Реализм на рубеже XIX –XX веков.

  • Социально-психологическая линия реализма: Мопассан, Мередит, Гарди, Джеймс, Драйзер.


Ги де Мопассан (1850-1893)

  • Великий французский писатель, глава реалистического направления в литературе конца XIX в.

  • Своими учителями Мопассан считал Г.Флобера, И.С.Тургенева, Э.Золя.

  • 1880-е гг. новелла – ведущий реалистический жанр.

  • Первый выдающийся литературный успех – новелла «Пышка» (1880).

  • Сборники новелл «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (!883) и др.

  • Лежащий в основе новеллы единичный факт приобретает особое, обобщенное значение.

  • Значительны достижения в создании реалистических романов. «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885) и др.



Джордж Мередит (1828-1909)

  • Романист, поэт, журналист. Продолжение сатирических традиций классиков реализма, развитие принципов сатирического отражения действительности.

  • Характерная особенность – психологизм, стремление к драматизации прозы, метафоричность, переходящая в символику. Тип интеллектуального романа.

  • Три периода творчества.

  • I – первые 6 романов: «Испытание Ричарда Февереля» (1859), «Виттория» (1866).

  • II – лучшие романы писателя «Карьера Бьючема» (1875), «Эгоист» (1879).

  • III - 4 последних романа – «Один из наших завоевателей» (1891) и др.



Томас Гарди (1840-1928)

  • Романист, новеллист, поэт. Непримиримый критик капиталистической действительности.

  • Драматизм творчества, внимание к народной культуре сельской Англии.

  • Изображение трагических конфликтов эпохи, разрушение английской деревни под напором крупного капитала.

  • Первый период творчества (1860-1890 –е гг.). Романы «Тэсс из рода д Эрбервиллей» (1891) и «Джуд Незаметный» (1895) – лучшие произведения английского критического реализма конца XIX в.



Социально-философская линия реализма

  • Анатоль Франс (1844-1924) – великий французский писатель, один из наиболее значительных представителей критического реализма рубежа веков.

  • В романах «Преступление Сильвестра Боннара» (1881), «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) в форме скептической иронии проявляется неприятие буржуазной действительности.

  • Жанр философского романа.

  • Борьба идей, а не характеров, скептико-философский тон повествования, вспомогательное значение сюжета определяют своеобразие жанра.



Западноевропейская «новая драма».

  • Рубеж XIX-XX вв. в истории западноевропейской литературы - мощный подъем драматического искусства.

  • Возникновение «новой драмы» в атмосфере культа науки. Влияние на новую драму различных идейно-стилевых течений и литературных школ от натурализма до символизма.

  • Привлечение новой драмой внимания к наиболее жгучим и животрепещущим проблемам.

  • Роль новатора и первопроходца новой драмы - норвежского писателя Генрика Ибсена.

  • У истоков новой драмы стояли Бьернсон, Стринберг, Золя, Гауптман, Шоу, Гамсун, Метерлинк и др.



Генрих Ибсен (1828-1906)

  • Норвежскому писателю Ибсену принадлежит роль новатора и первопроходца в истории западноевропейской «новой драмы».

  • В 1860-е гг. Ибсен начинает как романтик.

  • В 1849 г. он написал свою первую романтическую драму «Катилина».

  • Вершина романтического творчества – философско-символические драмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867).

  • Философские проблемы назначения и морального долга человека.



  • В 1870-1890-е гг. главные художественные достижения Ибсена в области реалистической драматургии.

  • «Столпы общества» (1877) – социальная драма с беспощадной критикой духовного состояния норвежского общества.

  • 1979 г. – психологическая драма «Кукольный дом». Успех пьесы в Европе.

  • Лучшие пьесы «Привидения» (1881), «Гедда Габлер» (1890).

  • В 1890-е символика в его пьесах сближает Ибсена с символистами и неоромантиками конца века.



Английская литература начала XX века.

  • Творчество Герберта Уэллса, Бернарда Шоу, Джона Голсуорси.

  • Развитие и обогащение реалистических традиций.

  • Английские писатели о значении русской литературы, о благотворном “русском влиянии” Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова на развитие современной европейской и английской литературы.



Бернард Шоу (1856-1950)

  • Начало творческого пути Шоу-драматурга в 1890-е гг.

  • Постановка первой драмы Шоу «Дома вдовца» (1892) в Независимом театре – начало «новой драмы» В Англии.

  • Цикл «Неприятных пьес»: «Дома вдовца», «Волокита» (1893), «Профессия миссис Уоррен» (1893-184).

  • Цикл «Пьесы приятные»: «Оружие и человек», «Кандида» (1894), «Избранник судьбы» (1895), «Поживем-увидим» (1895-1896).



  • «Пьесы для пуритан» - «Ученик дьявола» (1896-1897), «Цезарь и Клеопатра» (1898).

  • Ранний этап творчества Шоу – «изображение жизни в формах самой жизни»

  • Интеллектуальная драма Шоу – обобщенно-условные художественные формы.

  • Разнообразие форм драматического искусства – от социально-критических и социально-философских пьес до фарсов и «политических экстраваганций» (забавно-фантастические пьесы).

  • Самая популярная пьеса Шоу – комедия «Пигмалион» (1912).



Сатирико-юмористическая линия реализма

  • Г.Манн, Марк Твен, О.Генри.

  • Генрих Манн (1871-1950) – создатель немецкого социального сатирического романа о современности.

  • Его наиболее значительные реалистические произведения «Учитель Унрат» (1904) и «Верноподданный» (1914).



Шведская литература

  • Как и в других скандинавских странах, 1870-1880-е гг. в Швеции были периодом наивысшего расцвета реалистической литературы, опиравшейся на традиции Г.Ибсена, Г.Брандеса.

  • Во главе реалистов в это время стоял А.Стринберг.

  • Неоднородность шведского реализма.

  • Влияние натурализма, импрессионизма и символизма.

  • Дань этим явлениям конца века отдал и Стринберг.



Август Стринберг (1849-1912)

  • Смелый теоретик и экспериментатор.

  • «Оставаясь вне школ и течений, возвышаясь над ними, Стринберг всех их вобрал в себя. Натуралист и столько же неоромантик, он предвосхищает экспрессионизм… и вместе с тем является первым сюрреалистом…» Т.Манн.

  • Наиболее примечательна в его творчестве драматургия. Социально-критические драмы «Отец» (1887), «Фрекен Жюли» (1888).

  • Манифест «натуралистической» «новой драмы» Стринберга – «Предисловие к «Фрекен Жюли».



Герхард Гауптман (1862-1945)

  • Позитивистская концепция действительности в пьесах к. 1880-х – н. 1890-х гг.

  • Вторая половина 1890-х гг. – создание реалистических пьес на современную тему и драм-сказок, проникнутых неоромантическими и символистскими исканиями.

  • Широкое признание пьесы «Перед заходом солнца» (1889) – первой современной проблемной

  • драмы в Германии.

  • «Мое литературное творчество корнями своими уходит к Толстому» (Гауптман).



Символизм

  • Символизм во французской литературе рубежа XIX-XXвв.

  • В основе его эстетики идеалистическая концепция двоемирия, согласно которой весь окружающий мир – лишь тень, «символ» мира идей, постижение которого возможно лишь через интуицию, через «суггестивный образ», а не с помощью разума.

  • Верлен, Рембо, Малларме, Метерлинк



Символизм. Неоромантизм. Эстетизм.

  • Морис Метерлинк (1862-1949)

  • «Принцесса Мален» - первое значительное достижение символического театра Метерлинка.

  • Лауреат Нобелевской премии (1911).

  • Неоромантизм.

  • Роберт Луис Стивенсон. «Ночлег Франсуа Вийона, «Верасковый мед».

  • Эстетизм О.Уайльда.



Герберт Уэллс

  • Социально-научная фантастика Герберта Уэллса.

  • Проблема научно-технического прогресса в его творчестве: вера в возможности человеческого разума, тема совершаемых научных открытий и их последствий для судеб человечества.

  • Картина общества будущего в романе “Машина времени”.

  • “Борьба миров”, “Первые люди на Луне”, “Человек-невидимка” – изображение космических войн, межпланетных полетов, драматизма судьбы ученого.